Очень немногие фламандские живописцы оказали такое большое влияние на голландских художников Золотого века Нидерландов, как этот загадочный персонаж в истории мировой художественной живописи. Адриан Брауэр (годы жизни 1605-1638), скорее всего, родился в Ауденарде – относительно небольшом городке в провинции Восточная Фландрия, что на территории современной Бельгии. Если эта информация верна, то на одной из живописных дорог его родного города стоит статуя в честь художника.
Хотя Ауденарде очень гордится тем, что Брауэр родился именно здесь, большую часть своих рабочих дней он провёл в Голландской республике и другом бельгийском городе – Антверпене. Среди его поклонников были не кто иной, как Франс Халс (годы жизни 1582-1666), который, как сообщается, когда-то был и его учителем; а также сам Питер-Пауль Рубенс (годы жизни 1577-1640).
Они по праву считались двумя самыми талантливыми художниками эпохи барокко, при этом оба ещё и коллекционировали картины Адриана Брауэра. Давайте же подробнее рассмотрим некоторые из наиболее известных работ Брауэра, чтобы попытаться узнать абсолютно всё об этом одарённом живописце.
1 место. «Курильщики»
- Дата создания: 1636 год
- Размеры: 46,4 х 36,8 сантиметров
«Курильщики» – это не просто одна самых из знаковых картин в карьере Адриана Брауэра, это ещё и работа, дающая нам представление об образе жизни художника. На полотне мы видим самого живописца – мужчину, выдыхающего из своих лёгких табачный дым и смотрящего прямо на зрителя с открытым ртом.
Остальные сомнительные личности точно не установлены, но весьма вероятно, что каждый из них был его коллегой по творческому цеху. Как вы вскоре обнаружите, гулянка в тавернах, выпивка и курение – были одним из любимейших занятий Брауэра по жизни.
2 место. «Горькое Зелье»
- Дата создания: 1635 год
- Размеры: 47,4 х 35,5 сантиметров
- Место нахождения: Штеделевский Художественный Институт и Городская Галерея (Франкфурт-на-Майне, Германия)
«Горькое Зелье» – одна из картин Брауэра, подчёркивающая его интерес к выражению лица главного персонажа. Данный аспект его творчества не только привлекал собой влиятельных покровителей, таких как Рубенс и Халс, но также оказывал сильное влияние на многих других голландских художников Золотого века.
На этой конкретной работе изображается молодой человек, который явно только что выпил из пузырька какую-то горькую настойку, вы удивитесь, но, скорее всего, это обычное лекарство. Полотно было написано в последние годы жизни художника, незадолго до его скоропостижной смерти от чумы.
3 место. «Юнец Корчит Рожицу»
- Дата создания: 1632-1635 годы
- Размеры: 13,7 х 10,5 сантиметров
«Юнец Корчит Рожицу» – ещё один яркий пример так называемого жанра «Трони», на который Брауэр сильно повлиял в Голландской республике XVII столетия. Картина представляет собой не что иное, как молодого человека, корчащего смешную рожицу.
Адриан Брауэр очень любил изображать на своих полотнах простых людей, в том числе крестьян и представителей низшего сословия. Историки искусства до сих пор сомневаются, рисовал ли он этих людей просто ради развлечения или же прямо намеревался, чтобы все его картины служили критикой поведения этих личностей.
4 место. «Интерьер Таверны»
- Дата создания: 1630 год
- Размеры: 32,4 х 43,2 сантиметра
«Интерьер Таверны» – это название картины, на которой изображено то самое место, где Брауэр провёл большую часть своей взрослой жизни – местная таверна. Именно в её пенатах он получал огромное количество вдохновения для своей работы, поскольку заведение всегда полнилось пьяницами и проститутками.
Как можно увидеть, на картине происходит очень много всего, в том числе люди курят, пьют и, очевидно, пытаются наладить взаимоотношения с дамами лёгкого поведения. Да, это определённо были самые весёлые и кутёжные люди низшего сословия XVII века.
5 место. «Драка Крестьян из-за Карт»
- Дата создания: 1631-1633 годы
- Размеры: 26,5 х 34,5 сантиметра
«Драка Крестьян из-за Карт» – это название картины, на которой изображён ещё один часто повторяющийся сюжет в творчестве художника – пьяницы, затеявшие драку. Мы полагаем, совершенно очевидно, что он часто видел, как это происходило, когда сам баловался алкоголем и курением табака.
Помимо сюжета, данная работа прекрасно демонстрирует умелое использование художником источников естественного света – элемента, который со временем усовершенствовали многие голландские творцы Золотого века. Источник света, идущий снизу справа, хорошо выделяет сражающихся на переднем плане творения крестьян, а менее сильный источник света делает то же самое для людей, сидящих прямо за ними.
6 место. «Операция на Спине»
- Дата создания: 1635-1636 годы
- Размеры: 34 х 27 сантиметров
- Место нахождения: Штеделевский Художественный Институт и Городская Галерея (Франкфурт-на-Майне, Германия)
«Операция на Спине» – это увлекательное произведение искусства, изображающее на себе то, как в XVII столетии лечили людей, когда у них возникали проблемы со здоровьем. Как видите, санитарные условия были довольно примитивными и полностью лишены каких-либо современных мер безопасности.
Помимо изображения радости, гнева, страха и других забавных рожиц, в этом небольшом произведении искусства художник также сосредоточился на передаче зрителю боли главного персонажа. Справедливо заключить, что Брауэру удавалось изображать на своих полотнах практически любой тип эмоций, которые способны испытывать люди, и делал он это мастерски.
7 место. «Спящий Хам»
- Дата создания: 1630-1638 годы
- Размеры: 36,6 х 27,6 сантиметров
«Спящий Хам» – это название произведения, в котором на переднем плане творения изображается спящий человек, а остальные люди видны в темноте за деревянной перегородкой. Как и в других картинах Брауэра, все эти личности принадлежат к самым низшим классам общества.
До сих пор не совсем ясно, когда же он написал сию работу, но, вполне вероятно, что она была полностью завершена в 1630-ых годах, как и почти все остальные полотна в данном списке самых известных картин Адриана Брауэра. Произведение оказалось в Лондоне – столице Англии – сразу после того, как в 1804 году в Париже – столице Франции – его приобрёл Фрэнсис-Чарльз Сеймур-Конвей, 3-ий маркиз Хартфорд (годы жизни 1777-1842).
8 место. «Сцена в Таверне»
- Дата создания: 1635 год
- Размеры: 48 х 67 сантиметров
«Сцена в Таверне» – это ещё одна картина, изображающая на себе сцену в одной из мрачных таверн, которые можно было запросто найти по всей территории Нидерландов в XVII веке. Шумная толпа явно находится в очень хорошем настроении, люди наблюдают за молодым мужчиной и женщиной по левую сторону холста.
Нам понятно, что мужчина пытается чего-то добиться от женщины, а она, в свою очередь, всячески пытается его притормозить. Их действия даже привлекают внимание людей, находящихся за пределами той комнаты. Мы видим мужчину, выглядывающего из окошка, расположенного прямо над безнадёжным пьяным романтиком и бедной девушкой.
9 место. «Деревенский Шарлатан (Извлечение Камня Глупости)»
- Дата создания: 1620-ые годы
- Размеры: 28,2 х 25 сантиметров
«Деревенский Шарлатан (Извлечение Камня Глупости)» – это название единственной картины нашего сегодняшнего списка, написанной в 1620-ых годах. Хотя данная ранняя работа и имеет абсолютно все характеристики его более поздних творений, она явно была вдохновлена другими похожими произведениями на ту же тему.
То, что на первый взгляд может показаться очередной операцией, на самом деле является вымышленным изображением того, что в ту пору именовали «извлечением из головы камня глупости». Сей сюжет уже был написан такими мастерами XVI века, как Иероним Босх (годы жизни 1450-1516) и Питер Брейгель-Старший (годы жизни примерно 1525-1569). Вполне вероятно, их работы и вдохновили Брауэра на создание собственного произведения искусства. Интересно ещё и то, что два блестящих камня, лежащие прямо у ног шарлатана и деревенского знахаря, и олицетворяют собой так называемый «Камень Глупости».
10 место. «Пейзаж Дюн при Лунном Свете»
- Дата создания: 1635-1637 годы
- Размеры: 25 х 34 сантиметра
«Пейзаж Дюн при Лунном Свете» – ещё одна поздняя работа Брауэра и один из немногих полностью завершённых им пейзажей. Она показывает, что он был весьма разносторонним живописцем, который мог бы создать гораздо больше подобных творений, если бы не умер в возрасте всего лишь 32 лет.
Несколько пейзажей, написанных им за свою непродолжительную карьеру, были выполнены в едином стиле с использованием свободной кисти. Все они оказали большое влияние на многих других художников-пейзажистов того времени.