Найти тему

Игры для развития сенсорных ощущений и речевых навыков у неговорящего ребенка

Автор В. И. Русских — педагог-психолог МАДОУ «Верхнекетский детский сад», п. Белый Яр Томской обл.

Добавьте описание
Добавьте описание

Примерно до 7 лет мозг ребенка в основном работает как устройство для обработки сенсорной информации. Это значит, что он воспринимает окружающий мир, предметы и делает выводы о них, основываясь непосредственно на ощущениях. Маленького ребенка привлекают яркие предметы. Чем разнообразнее игровой материал, тем лучше. Предлагаемые игры способствуют развитию сенсорных ощущений и речевых навыков.

• Дидактическая игра «Сенсорные дорожки»

На плотном цветном картоне наклеены картинки-сюжеты (мальчик и собака, мышка и сыр, птичка и гнездо на дереве, рыбки и ракушки, лягушка и кувшинка и др.). От одного персонажа к другому приклеен цветной шнур — это дорожка. Дорожка зигзагообразная: желательно, чтобы количество зигзагов совпадало с количеством слов — это помогает ребенку чувствовать такт. Рисунок зигзагов тоже может быть разным: зубчиками вверх или вниз, волнами, прямоугольниками. Взрослый читает предложение, ребенок пальчиком проводит по дорожке.

Пример

1. Мальчик песика позвал, пес залаял, побежал: «Гав-гав!».

2. Мышка к сыру бежала и тихонечко пищала: «Пи-пи-пи».

3. Птичка к гнездышку летит, «чик-чирик» — говорит.

Ребенок сначала молча проводит пальцем по дорожке, потом имитирует звуки животных, затем повторяет слова за взрослым.

• Тактильные картинки с чистоговорками

Сюжетные тематические картинки можно использовать при изготовлении тактильных картинок. Например, на картинке по теме «Огород» изображения овощей утолщаем при помощи картона, ламинируем, чтобы они были гладкими на ощупь. Лейку оформляем фольгой. Щетину от щетки используем, чтобы получились колючки чертополоха. Делаем песочную дорожку по периметру огорода.

Чистоговорки — простое, веселое и эффективное средство формирования четкой и правильной речи. Взрослый проговаривает слова. Ребенок (сначала с помощью взрослого) пальчиком постукивает в такт словам по тактильной картинке. Потом взрослый говорит, а ребенок повторяет действия в соответствии с текстом. Позже (после многократных упражнений) ребенок сам проговаривает уже знакомые и понятные для него слова.

Тема «Овощи»

Вариант для лета

Цы-цы-цы — посадили огурцы.

Ох-ох-ох — скоро вырастет горох.

Чок-чок-чок — поливаем кабачок.

Вай-вай-вай — ты работай, не зевай!

Ри-ри-ри — лейку в руки ты бери!

Ох-ох-ох — вырву весь чертополох!

Од-од-од — мы прополем огород!

Вариант для осени

Од-од-од — мы пришли на огород!

Ай-ай-ай — что за чудо-урожай!

Ох-ох-ох — вырастили мы горох.

Чок-чок-чок — вот пузатый кабачок.

Цы-цы-цы — посолили огурцы.

Цы-цы-цы — мы ребята-молодцы!

Рекомендации для работы с ребенком с ТНР

Сочетайте чистоговорки с практическими действиями (игровыми, трудовыми) и наглядным материалом — картинками, игрушками.

Проговаривайте слова четко, терпеливо, доброжелательно, эмоционально.

Неоднократно повторяйте уже освоенные фразы.

Разнообразьте повторение шепотом, громко, ласково, сердито («как лисичка», «как медведь»).

• Игры с цветными пластиковыми крышками

«Раскрась картинку»

Цели: закрепление знаний основных цветов, умения соотносить цвета; развитие зрительного внимания, мелкой моторики, самостоятельности; формирование конструктивных навыков.

Материалы: цветные пластиковые крышки от бутылок, картинка-образец, картинка с белыми кружочками, размер которых соответствует размеру крышки.

Описание игры

Задание — «закрасить» белые кружочки с помощью цветных крышечек. Для этого нужно найти крышечку такого цвета, который есть на картинке. Например, на картинке дом. Нужно спросить у ребенка, какого цвета крыша, попросить найти крышечку такого же цвета и «закрасить» крышу и т. д. Так ребенок «закрашивает» все детали дома.

«Накорми свинку»

Цели: активизация словаря, развитие мелкой моторики, внимания.

Материалы: свинка, сделанная из 5-литровой пластиковой бутылки, цветные пластиковые крышки от бутылок меньшего объема (они должны легко проходить в горлышко 5-литровой бутылки).

Задание для детей 2—3 лет

На полу, столе рассыпаны пластиковые крышки. Педагог держит в руках свинку-бутылку. Предлагает ребенку принести крышку красного цвета (это будет ягода) и «накормить свинку». Затем — желтую крышку (яблоко), зеленую (огурец), синюю (баклажан) и т. п.

Задание для детей 4—5 лет

Дети закрывают глаза, педагог в это время раскладывает на разных поверхностях (на полу, на столе, на полке, на стульчике) разноцветные пластиковые крышки. Детям нужно найти крышки и придумать название овощей, которыми они хотят угостить свинку. «Угощая свинку», ребенок говорит, например: «Угощайся, пожалуйста, свинка. Это — морковь».

Другие варианты игры с крышками и свинкой

Выложить дорожку, по которой побежит свинка, или сделать ей подарок — бусы (одного определенного цвета или соблюдая заданное чередование цветов).

Построить вокруг свинки заборчик (домик) из крышек.

Выложить из крышек угощение (овощ, фрукт) по контуру, а потом «угостить» им свинку.

Выложить из крышек торт по образцу (у свинки день рождения).

Придумать свою игру и рассказать.

Игры можно придумывать вместе с ребенком: считать, составлять, сравнивать, строить башенку, раскладывать мелкие игрушки в «паровозик» из крышек, прятать и находить (в комнате, на улице, в песочнице), купать в воде, составлять узоры в емкости с водой и т. д.

В игре развиваются фантазия и воображение, мелкая и крупная моторика и речь. Закрепляются знания цветов и форм, овощей и фруктов. Формируются навыки счета. Иногда для правильного выполнения задания не хватает крышки нужного цвета, и дети вынуждены обращаться за помощью — так в ходе игры развиваются и коммуникативные качества. Каждый ребенок быстро получает яркий конечный результат своей работы. Следовательно, растут его самооценка, уверенность в своих силах.

• Игры с камешками

«Строим башенки»

Цели: развитие мелкой моторики, связной речи, исследовательской деятельности, снятие тревожности.

Материалы: плоские камешки разных цветов и размеров.

Описание игры

Задача — построить высокую башенку. Если играющих несколько, можно определить, какая башенка получилась выше, а какая — ниже. Каждый может посчитать, сколько камней получилось сложить друг на друга, можно уточнить их форму и цвет.

«Секретики»

Цели: развитие мелкой моторики, коммуникативных навыков, снятие эмоционального напряжения.

Материалы: цветная галька.

Описание игры

Один ребенок прячет камешки в песок, второй в это время закрывает глаза, а потом ищет «секретики».

«Каменный орнамент»

Цели: развитие воображения, связной речи и мелкой моторики руки.

Материалы: цветная галька, изображенные на бумаге орнаменты-образцы (дорожки).

Описание игры

Ребенок выбирает понравившийся орнамент. Задача — составить по образцу орнамент из цветной мелкой гальки. Сначала нужно выбрать желаемый цвет. Взрослый спрашивает у ребенка, камешки какого цвета ему будут нужны.

«Ожившие камни»

Эта игра будет полезна детям, которые умеют говорить, но из-за перенесенного стресса молчат, говорят шепотом либо говорят только дома.

Цели: снятие тревожности, развитие связной речи, коммуникативных навыков.

Материалы: камешки с красочными рисунками, покрытые лаком.

Описание игры

Дети выбирают понравившиеся камешки. Взрослый объясняет, что сейчас эти камни оживут.

— Для того чтобы выбранный вами камень ожил, нужно подержать его в ладонях, согреть своим теплом, чтобы он почувствовал, воспринял информацию о вас. А теперь подумайте, о чем хочет рассказать камень, который вы держите в руках.

Предлагаются варианты: о себе, о своем настроении, о том, что он видел, что слышал от играющих детей, о своей семье, об изображенном на нем животном; может сказать пожелание тому, кто взял камень, или его соседу, может задать вопрос или рассказать сказку (историю).

Начинать такую игру лучше с активных детей, чтобы был пример для подражания у других (с заниженной самооценкой или коммуникативно-речевыми трудностями). Если это коррекционная группа детей, то игру начинает взрослый: подражая педагогу, дальше дети легко вступают в игру. Рассказывая о себе, о своих положительных качествах от имени камня, ребенок повышает свою самооценку. Дальше игра развивается в направлении «общения камней друг с другом»: дети предлагают совместные занятия, учатся договариваться, планируют свою деятельность.

Игру с камнями можно проводить за столом, на ковре, в песочнице, в сосуде с водой. Существует множество игр с камнями. Порой ребята придумывают игры сами.

«Разложи камешки»

Цели: развитие связной речи и мелкой моторики руки, координации движений, снятие тревожности.

Материалы: цветная галька, пластиковые бутылочки, коробочки или баночки, соответствующие цвету камней.

Варианты игры

На полу (на песке, в емкости с водой) рассыпана галька. Задание — собрать камешки в бутылочку.

Разложить камешки по цветам в соответствующие баночки.

Разложить камешки цветными дорожками.

Составить узоры по образцам (на столе, на песке, картинке).

Составить узоры (фигуры, рисунки) по замыслу.

Разложить камешки в заданном порядке (например, один красный, два желтых).

Выложить две дорожки — короткую и длинную.

• Методика «Поощрение»

Обучить пониманию речи, получить от ребенка желаемые реакции быстро и просто помогает использование цветных магнитиков (жетонов). Эта методика взята из АВА-терапии, которая разработана для детей-аутистов, но она также подходит и для работы с детьми, имеющими нарушения восприятия речи. Эта методика помогает удерживать внимание детей с неустойчивым вниманием, гиперактивных, с ЗПР.

Предоставление ребенку права прикрепить магнитный жетон на металлическую поверхность является усиливающим стимулом для получения поощрения.

Жетоны используются для положительного закрепления поведения или желаемого действия. В качестве поощрения, кроме жетонов, используются любимые игрушки, любимые лакомства, любимые занятия ребенка.

Педагог проводит тестирование мотивационных стимулов, выясняя, какие игрушки, сладости, занятия предпочитает ребенок, затем фиксирует эти сведения в листе наблюдения. После выяснения предпочтений ребенка каждое его правильное действие поощряется магнитным жетоном. Если малыш выполнил действие сам, то он награждается правом прикрепить магнитик к металлической коробочке. Если он выполнил требуемое действие с помощью взрослого, магнит крепит взрослый. За пять правильных действий ребенок поощряется любимой игрушкой, выбранной в начале занятия им самим. Этой игрушкой малыш играет некоторое время (1—2 минуты). Прежде чем забрать игрушку и продолжить занятие, педагог предупреждает ребенка: «Немного поиграешь, и я заберу». Ребенок привыкает к этой фразе и алгоритму действий взрослого. Постепенно формируется понимание словесных инструкций. Ребенок запоминает, какие действия нужно выполнить, чтобы получить желаемую игрушку или лакомство.

• Коммуникативная игра «Разговор по телефону»

Если у ребенка появились слова, их нужно научить применять в играх, в общении с другими детьми. В сюжетно-ролевых играх речь ребенка активизируется.

Наблюдая за воспитанниками, я заметила, что диалог им легче дается по телефону. Сначала взрослый разговаривает, задает вопросы по телефону с одним ребенком, потом — с другим. Вскоре дети начинают использовать телефон для разговора в игре. Наблюдателю не все слова понятны (из-за речевых нарушений), но дети прекрасно понимают друг друга и получают опыт общения.

Для обучения ребенка разговору по телефону прекрасно подходят сказка К. Чуковского «Телефон», игра «Вызов врача». Такие игры желательно организовывать в паре или в малой группе детей, в спокойной обстановке, чтобы малыши могли сосредоточиться на игровой ситуации и почувствовать успех и удовлетворение от совместной игры.

В сюжетных коллективных играх неговорящие дети обычно молчат, выполняя понятные, знакомые для них действия. Но от этих игр они тоже получают пользу, ощущая себя частью детского коллектива, осмысливая общее действо.

• Метод пиктограмм

Пиктограмма — это условное обозначение слова или фразы. Глядя на условные значки, ребенок легко запоминает тексты песен, стихов, сказок. Более уверенно отвечает на вопросы.

Метод наглядного моделирования «карта памяти» хорошо использовать при обучении рассказыванию сказок, рассказов, заучивании песен. В центре листа рисуют главного героя, а вокруг него (по часовой стрелке) — события, которые с ним происходят. Изображения рисуют схематично вместе с ребенком.

Для неговорящих детей подойдут кинезиологические упражнения. Они полезны для синхронизации работы головного мозга, развития межполушарного взаимодействия. Методы и приемы: игры с перекрестными движениями рук и ног, растяжки, дыхательные и глазодвигательные упражнения. Для их проведения также хорошо применять пиктограммы или условные рисунки (картинки), обозначающие то или иное упражнение. Благодаря этому приему ребенку предоставляется возможность выбора и формируется самоконтроль за своими действиями.

Для эффективного коррекционного воздействия на детей с тяжелым нарушением речи, расширения объема понимания речи, понимания ими конкретных слов и выражений, отражающих знакомые детям ситуации и явления, педагогу необходимо строить свою работу следующим образом.

  1. Использовать ситуативный подход.

2. Подходить к достижению цели комплексно.

3. Соблюдать принцип «от простого к сложному».

4. В играх, игровых ситуациях, на занятиях использовать для создания комфортной обстановки любимые игрушки ребенка.

5. Повторение подобных жизненных ситуаций в режимных моментах, в игре, на занятиях.

6. Использовать яркие, красочные изображения с тем же действием, которое совершает ребенок (например, в режимных моментах).

7. Обязательно замечать успехи ребенка и эмоционально реагировать улыбкой, добрыми словами.