Найти тему

Шалва Амонашвили. Связь школы с жизнью

Из воспоминаний Шалвы Александровича о работе в школе с шестилетками:

«Ребенок не может оставить свою жизнь, свои впечатления, свои переживания где-то далеко за порогом школы и приходить с чистым стремлением учиться.

И пусть не думает ни один педагог, что, когда он приступит к обучению, что ребёнок с этой же минуты расстанется с воображаемой прогулкой на велосипеде, с впечатлениями от вчерашней семейной драмы, со своим оловянным солдатиком, который, лежит у него в кармане, совсем забудет о сказке, которую вчера так удивительно рассказал дедушка. Именно это составляет его жизнь.

О событиях, впечатлениях, переживаниях можно на время позабыть, но полностью погрузиться в познание чего-то другого — это дело не из лёгких.

-2

Зачем, милый коллега, вырывать нам из рук ребёнка игрушку? Чтобы он не забавлялся ей на уроке? Чтобы он стал более внимательным и сосредоточенным? Намерение, конечно, похвальное, и отнять у ребёнка игрушку не составит никакого труда.

Но вот сможем ли мы с таким же успехом выкинуть из его головы огорчение из-за отнятой игрушки, тревогу о её судьбе? Подумаем об этом!

Может быть, нам и не стоит прибегать к таким мерам?

Пусть лежит игрушка в кармане, пусть катается в своём воображении ребенок на велосипеде, пусть находится под впечатлением вчерашней дедушкой сказки! Пусть каждый приходит в школу со своей полной жизнью. А я попрошу их поделиться тем, что волнует их.

И тогда прямо на уроке (все равно, какой это будет урок) Илико достанет из кармане оловянного солдатики. А я с большим интересом стану его рассматривать. «Как он мне нравится! У тебя только один солдатик? Есть ещё и другие? Нет, не надо дарить мне его! Приведи всю армию оловянных солдатиков. Наверное, поиграть с ними будет очень интересно», — скажу я ему.

Илико будет доволен и завтра принесёт всех своих солдатиков, а я поищу сказку об оловянном солдатике, чтобы прочитать её всему классу.

Гига порадует меня тем, что его папа вернулся из командировки: «Привёз мне какой-то подарок, а распаковать чемодан ещё не успел. И не сказал, какой подарок, сказал, что это «секрет». Вот вернусь из школы домой и узнаю, что папа привез!», — мечтает он. «А потом расскажешь», — говорю я, — «А если это будет игрушка, ты дашь нам поиграть?»

А Элла радостно сообщит нам, что у неё появилась сестрёнка.

— Как её назвали? — поинтересуются дети.

— Мы ещё не придумали!

— А что бы вы пожелали Эллиной сестрёнке? — спросил я ребят. А они делятся своими пожеланиями.

— Элла! — скажу я сияющей от радости и удовольствия девочке. — Передай, пожалуйста, твоей сестрёнке наши добрые пожелания!

Элла улыбнётся.

— Она не поймёт, она же маленькая!

— А ты запомни всё и скажи ей, когда она станет большой. Скажи, как нас всех порадовало сегодня известие о её рождении!

Зурико расскажет, что у дедушки был вчера сердечный приступ и вызывали «скорую помощь». Дома никто не спал всю ночь. А дедушка всех успокаивал: «Не волнуйтесь, всё пройдёт!». Я попрошу Зурико передать своему дедушке наши пожелания скорейшего выздоровления и ещё попрошу отнести в подарок комплект открыток, который мы сами приготовили на уроках рисования.

Илико будет доволен, Гига успокоится, Элла станет счастливее, Зурико почувствует облегчение.

-3

Где же, если не на уроках, должно брать воспитание отзывчивости, сорадости, сочувствия, сопереживания?

Тогда и то, что мы изучаем в школе, будет значимее в повседневной жизни детей, а сами уроки станут смыслом их жизни».

Буду рад вашим подпискам на наш канал.
Здесь много полезного для родителей и учителей!