Из воспоминаний Шалвы Александровича о работе в школе с шестилетками:
«Ребенок не может оставить свою жизнь, свои впечатления, свои переживания где-то далеко за порогом школы и приходить с чистым стремлением учиться.
И пусть не думает ни один педагог, что, когда он приступит к обучению, что ребёнок с этой же минуты расстанется с воображаемой прогулкой на велосипеде, с впечатлениями от вчерашней семейной драмы, со своим оловянным солдатиком, который, лежит у него в кармане, совсем забудет о сказке, которую вчера так удивительно рассказал дедушка. Именно это составляет его жизнь.
О событиях, впечатлениях, переживаниях можно на время позабыть, но полностью погрузиться в познание чего-то другого — это дело не из лёгких.
Зачем, милый коллега, вырывать нам из рук ребёнка игрушку? Чтобы он не забавлялся ей на уроке? Чтобы он стал более внимательным и сосредоточенным? Намерение, конечно, похвальное, и отнять у ребёнка игрушку не составит никакого труда.
Но вот сможем ли мы с таким же успехом выкинуть из его головы огорчение из-за отнятой игрушки, тревогу о её судьбе? Подумаем об этом!
Может быть, нам и не стоит прибегать к таким мерам?
Пусть лежит игрушка в кармане, пусть катается в своём воображении ребенок на велосипеде, пусть находится под впечатлением вчерашней дедушкой сказки! Пусть каждый приходит в школу со своей полной жизнью. А я попрошу их поделиться тем, что волнует их.
И тогда прямо на уроке (все равно, какой это будет урок) Илико достанет из кармане оловянного солдатики. А я с большим интересом стану его рассматривать. «Как он мне нравится! У тебя только один солдатик? Есть ещё и другие? Нет, не надо дарить мне его! Приведи всю армию оловянных солдатиков. Наверное, поиграть с ними будет очень интересно», — скажу я ему.
Илико будет доволен и завтра принесёт всех своих солдатиков, а я поищу сказку об оловянном солдатике, чтобы прочитать её всему классу.
Гига порадует меня тем, что его папа вернулся из командировки: «Привёз мне какой-то подарок, а распаковать чемодан ещё не успел. И не сказал, какой подарок, сказал, что это «секрет». Вот вернусь из школы домой и узнаю, что папа привез!», — мечтает он. «А потом расскажешь», — говорю я, — «А если это будет игрушка, ты дашь нам поиграть?»
А Элла радостно сообщит нам, что у неё появилась сестрёнка.
— Как её назвали? — поинтересуются дети.
— Мы ещё не придумали!
— А что бы вы пожелали Эллиной сестрёнке? — спросил я ребят. А они делятся своими пожеланиями.
— Элла! — скажу я сияющей от радости и удовольствия девочке. — Передай, пожалуйста, твоей сестрёнке наши добрые пожелания!
Элла улыбнётся.
— Она не поймёт, она же маленькая!
— А ты запомни всё и скажи ей, когда она станет большой. Скажи, как нас всех порадовало сегодня известие о её рождении!
Зурико расскажет, что у дедушки был вчера сердечный приступ и вызывали «скорую помощь». Дома никто не спал всю ночь. А дедушка всех успокаивал: «Не волнуйтесь, всё пройдёт!». Я попрошу Зурико передать своему дедушке наши пожелания скорейшего выздоровления и ещё попрошу отнести в подарок комплект открыток, который мы сами приготовили на уроках рисования.
Илико будет доволен, Гига успокоится, Элла станет счастливее, Зурико почувствует облегчение.
Где же, если не на уроках, должно брать воспитание отзывчивости, сорадости, сочувствия, сопереживания?
Тогда и то, что мы изучаем в школе, будет значимее в повседневной жизни детей, а сами уроки станут смыслом их жизни».
Буду рад вашим подпискам на наш канал.
Здесь много полезного для родителей и учителей!