Ольга Ивановна и Маша стали общаться. Пожилой женщине нравилось быть нужной. А еще она никогда не отмахивалась от Машиных вопросов, к тому же, оказалась хорошим педагогом, и девочка подтянула учебу. Ольга Ивановна ею искренне гордилась.
Женщина сидела в кресле и что-то вязала, когда в дверь позвонили.
— Маша! Ну, заходи, — сказала Ольга Ивановна, открыв дверь спустя пару минут. — Ну, по глазам вижу — всё получилось.
— Ещё как! Я думала, ну, максимум «четверка» будет, а тут сразу «пятерка», и учительница написала, что это с плюсом.
— Эх, молодец! Нам бы таких «пятерок» побольше, сразу бы и четвертную исправила.
— Я вот, честно, в следующий раз получу, — пообещала Маша.
— Молодчина, Машенька. Беги домой, порадуй родителей. Они ведь дома уже?
— Дома.
— А чай мы с тобой в другой раз попьем.
— Ну, тогда я пойду, а то и кушать хочется. Спасибо, бабушка.
Ольга Ивановна закрыла за Машей дверь и посмотрела на себя в зеркало. Морщинистое лицо с добрыми глазами смотрело на нее из отражения.
— Бабушка, — горделиво повторила она Машины слова. — Приятно, черт возьми. — И улыбнулась.
Люди все время задают себе вопрос, и дети, и взрослые: «Доверять ли окружающему миру, и в какой степени?» И каждый из людей должен просто прожить свой собственный опыт, чтобы им стало и больно, и грустно, и весело, и радостно. Каждому необходимо найти для себя критерии добра и зла. И никто не может людям точно это указать, только через себя они могут это получить.
И ценность встречи бабушки и девочки в том и состоит, что они оба открывают ценность доброты и ее признаки. И Маша, когда назвала соседку бабушкой, делала ей этим своеобразный
подарок. Она подарила пожилой женщине роль, которой могло бы вообще не быть и не случиться.
***
Маша пришла домой и, прибравшись в своей комнате, позвала в нее родителей. Те пришли и сели по обе стороны от дочери.
— «Пятерка» по контрольной! — Сначала девочка сунула дневник отцу.
— Ух ты! — удивился тот. — Молодец, солнышко ты наше! — Погладил дочь по голове.
— Умничка! — порадовалась за ребенка мать. — Можешь ведь, когда захочешь! А то больше «четверки» не приносила.
— Это мне все наша соседка помогла.
— Какая соседка? — спросил отец.
— Ольга Ивановна, из восемьдесят второй.
Родители переглянулись.
— Ты что, домой к ней ходила? — спросила Вероника.
— Ну да, она мне задания помогала делать. А еще она бывшая учительница по истории, и обещала мне рассказать про древний мир.
— Так, переодевайся в домашнее и давайте пойдем, чайку попьем, и ты нам с папой все расскажешь.
***
— ...Мам, я не понимаю, чего ты волнуешься? Ольга Ивановна хороший человек. — За ужином Маша отстаивала дружбу с соседкой. — Просто у нее никого нет.
— Действительно, а почему у нее никого нет? — с недоверием поинтересовалась Вероника.
— Не знаю, но сынишка у него был когда-то. Я так поняла.
— И где он теперь? — спросил Илья. — Почему такая хорошая старушка и одна?
— Я могу спросить.
— Не надо ничего спрашивать. И вообще к ней ходить не надо, — настаивала мать. — Это, как минимум, странно. Она тебе никто вообще-то.
— Что странного, мама? Я Ольге Ивановне уже и подарок приготовила. У нее день рождения первого января, прямо в Новый год, — возразила дочь.
— Ну скажи ты ей. — Вероника обратилась к мужу.
— Нечего тебе там делать, — отреагировал отец. — У тебя что, своего дома нет что ли? Сиди, уроки учи сама. Мозгов, что ли, нет? Я сам учил в свое время. Мне никто не помогал. — Илья обратился к жене: — Все, спасибо, дорогая, я — отдыхать. — Он встал из-за стола и отправился в спальню.
Тревога родителей была вполне понятна, потому что соседку они не знали. Здоровались иногда, но никогда с ней не разговаривали. А так как оба были из детдома, соответственно, привыкли сами на себя полагаться.
***
Случайная встреча оказалась неслучайной. Между пенсионеркой и школьницей завязалась настоящая дружба. Ольга Ивановна помогала девочке с уроками, рассказывала истории из своей жизни. Маша же нашла того, кто готов был выслушать ее и, главное, стремился помочь.
Родители девочки такой дружбы не понимали. Странное дело — взрослый и ребенок. Какие тут общие интересы? И строго-настрого запретили дочери навещать соседку. Однако Маша их не послушала. Так у нее появилась тайна.
— Какие-то модели непростые, — говорила Ольга Ивановна, пытаясь соединить стенки деревянной резной салфетницу, которую подарила ей Маша. — Надо хорошо разобраться, прежде чтобы что-то получилось.
— Папа сказал, технологии высокие нужны, а гайки да деревяшки — это прошлый век, — вспомнила слова отца девочка.
— Ишь ты, прошлый век! А не будет электричества, что тогда его высокие технологии? Ни тепла тебе, ни света, ни еды. Нет, надо что-то и руками уметь делать. А уж дальше как пойдет, — рационально объяснила свой взгляд пожилая женщина.
— А вы в компьютере что-нибудь понимаете? А смартфон у вас есть? — спросила Маша.
— А, — махнула рукой Ольга Ивановна, — у меня простой, кнопочный телефон. Мне хватает.
— Так давайте я вас научу. Будете через телефон покупки оплачивать, в интернете работать, по видеосвязи общаться.
— Ах, незачем мне это, Машенька. Не с кем мне общаться, — грустно ответила женщина.
— А с сынишкой? Вы же говорили, игрушки новогодние его были. Где он?
Ольга Ивановна положила деревяшки на стол и посмотрела на девочку.
— Знаешь, есть такие болезни, которые не вылечишь. Умер он. И муж тоже. Сердце не выдержало. Одна я осталась, совсем одна. — Она сняла очки и посмотрела в окно. Там шел снег.
Слова пожилой женщины заставили Машу замолчать и задуматься. Судьба соседки произвела на девочку впечатление.
Одиночество сложно переносимо. Особенно для людей, которые привыкли общаться, для которых важно нахождение рядом близких людей. И когда они остаются одни, это может быть очень тяжело переноситься. То, что Ольга Ивановна сближалась с девочкой, это был ее способ начать общение, вернуть ту близость с другими людьми, которой так не хватало женщине все эти годы.
***
В выходной день Маша снова предприняла попытку уговорить родителей погулять.
— Мам, пап, чем займемся? Сегодня все-таки выходной! — С этими словами девочка ворвалась в комнату родителей, которые тихо отдыхали: Вероника читала книгу, а Илья просто лежал на диване с закрытыми глазами.
— Вот именно, выходной, — согласился отец. — Зашиваешься на этой работе... Можно хоть сегодня отдохнуть?
— Мам? — Маша вопросительно посмотрела на мать — последнюю ее надежду.
— Ну куда мы без папы? — ответила та.
— Ну, можно было бы хотя бы в зоопарк сходить, — ответила дочь. — Там есть и ламы, и зубры, и верблюд, и волк, и змеи, и...
— Такого зоопарка мне и в магазине хватает — каждый день ходят, — перебил дочку отец.
— Машунь, ну, давай тут посидим, отдохнем, — попросила Вероника. — Дома же так хорошо. Мы с папкой устали. Зарабатывали деньги на то, чтобы купить эту квартиру, обстановку...
— Вот-вот, — подтвердил Илья. А ей не понять, что значит свой дом. Это у нас не было родителей, выросли в детдоме. А у нее — на те, целых двое.
— Посиди с нами, давай телек посмотрим. А потом вкусняшку какую-нибудь приготовим, — уговаривала девочку мать.
— Ну ладно, — нехотя согласилась Маша.
Как же иногда ошибаются родители. Вот есть такое выражение: «Мы тебе всё дали». Не всё. Потому что то, что дали, уже не ценится. А ценится всегда то, чего не хватает. Маше не хватало элементарного внимания. И все это начинала ей давать Ольга Ивановна, и девочка подсознательно это ценила. Оттого и тянуло ее к соседке.
Ребёнок проявил инициативу, а бабушка поддержала. А родители? Родители не поддержали. Они сказали, да не надо нам это, да не пойдём мы туда, да у нас и так всё есть... И любое движение Машиной инициативы останавливалось. И тут, как говорится, к гадалке не ходи — ребёнок обязательно пойдёт к тому, кто поддержит его инициативу.
***
Прошло несколько дней. Ольга Ивановна, послушав Машу, все же купила себе смартфон. И теперь шаг за шагом самостоятельно изучала его функционал. Женщина хотела сама разобраться в гаджете, чтобы удивить свою маленькую подружку.
Позвонив девочке по видеосвязи, соседка терпеливо дожидалась ответа.
— Ого, ничего себе! — удивилась Маша, ответив на звонок.
— Здравствуй, Машенька. Теперь я могу сама звонить, кого захочу увидеть. Вот звоню тебе. Как дела? — На дисплее смартфона девочки возникло доброе лицо Ольги Ивановны.
— Дела отлично, — ответила та. — Здорово, что вы научились управляться смартфоном. А говорили, не поймёте, не надо...
— Так у меня учитель был хороший.
— Да, я крутая. Я суперстар. Но вообще-то вы сами во всем разобрались.
Ольга Ивановна рассмеялась.
— Ну, суперстар, положим, это я. А ты просто супер! Спасибо, научила старушку!
Общение Ольги Ивановны и Маши изменилось. Начиналось всё с разбитых ёлочных игрушек и уроков. А теперь разные по возрасту друзья стали друг другу еще ближе.
Ольга Ивановна привязалась к девочке, как если бы это была ее внучка. Маша же всё чаще называла пожилую соседку бабушкой.
— Да, вы уже много освоили: и фото, и видео, — похвалила Ольгу Ивановну Маша, когда пришла к ней в гости. — А у вас есть настоящий альбом с фотографиями?
— Есть, конечно, — ответила та.
— А не покажете?
— Сейчас. — Хозяйка открыла тумбочку и стала искать в стопке старых бумаг семейный фотоальбом.
Маша села на диванчик и, вздохнув, сказала:
— А у нас, если так подумать, особо фотографий семейных старых и нет. У мамы и папы не было родителей. Вернее как бы были, но не с ними. Папа говорит, это даже не важно. Он говорит, важно — это своя работа, деньги, квартира. А еще у меня совсем нет домашних питомцев. Даже рыбок. Это ведь очень сложно за ними ухаживать, правда?
— Несложно. А кого ты хотела бы завести?
Маша задумалась.
— Ну, котенка или щеночка. Они такие милые, смешные. Я бы их любила, кормила, выхаживала. Только такого никогда не будет.
Да, у Маши была мечта. Знали ли родители об этой мечте? Скорее всего, нет. Но если даже и слышали, то не восприняли всерьез. У ребёнка было заветное желание. Может ли он его раскрыть? Если родители будут более внимательны к нему, то, наверное, да.