ПСАЛОМ-ПЛАЧ
Перед нами еще один псалом-плач, в центре внимания которого окружающие нас очевидные беззакония. Псалом 93 обращается к некоторым извечным вопросам: “Если Бог добр, почему тогда Он не хочет положить конец страданиям праведных?” “Если Бог всемогущ, почему Он ничего не предпринимает в отношении несправедливости?” Эта тема часто затрагивается в псалмах, например в 36, 48 и 72.
Главная тема, рассматриваемая в псалме 93, - преследование хорошего человека плохим. Быть хорошим - хорошо. Те, кто стремится быть хорошими, должны иметь духовную поддержку со стороны других людей, а не противоположное ей!
В псалме 91 мы видели, что процветание нечестивых носит лишь временный характер. Подобно затишью перед бурей, его успех является прелюдией к суду Божьему. Псалом 92 более сосредоточен на Божьей благодати. Читая же данный псалом, мы получаем уверенность в том, что Божьей любви достаточно, чтобы сохранить нас в любых испытаниях. Если мы всем своим сердцем будем уповать на Бога, то Он утешит и укрепит нас в наших трудностях.
В еврейской Библии этот псалом не имеет подзаголовка, однако в Септуагинте он содержит такое указание: “Псалом Давида на четвертый день недели”. Помимо этого подзаголовка, мы не располагаем никакой информацией относительно автора псалма. Мы также не имеем никаких указаний в отношении обстоятельств, при которых он был написан, кроме того, что автор и его народ подвергались испытаниям из-за своего желания быть праведными.
Автор начинает с постановки проблемы, как он ее понимает:
“Боже отмщений, Господи, Боже отмщений, яви Себя! Восстань, Судия земли, воздай возмездие гордым. Доколе, Господи, нечестивые... торжествовать будут? Они изрыгают дерзкие речи; величаются все, делающие беззаконие; попирают народ Твой, Господи, угнетают наследие Твое; вдову и пришельца убивают, и сирот умерщвляют и говорят: «не увидит Господь, и не узнает Бог Иаковлев»” (ст. 1-7).
В стихах 1 и 2 он просит Бога занять Свое место на престоле правосудия и воздать нечестивцам и гордым по справедливости. Он Бог отмщений (мн. число) и совершает отмщение во всей полноте. Только Бог обладает мудростью и силой, чтобы наказывать нечестивцев. Возмездие принадлежит Господу; никому другому Он не предоставлял такого права. Поэтому псалмопевец просит Бога явить Себя в воздаянии возмездия гордым - показать, что Он Верховный Судья.
Куда бы он ни кинул взор, всюду автор видит безудержно растущий грех. Он спрашивает, доколе нечестивые будут торжествовать, ведь они даже хвастают тем, чем они занимаются. Их высокомерие вдвойне усугубляет их греховность.
Эти безбожники попирают народ Божий и угнетают Его наследие. Они нападают на тех, кто не может защитить себя: на вдов, пришельцев и сирот. В довершение этих злодеяний, гонители говорят: “Не увидит Господь, и не узнает Бог Иаковлев”. Они виновны в гнете и убийствах (ст. 5, 6) и при этом гордятся и хвастают (ст. 4), да еще оскорбляют Бога и праведников (ст. 7).
Основное применение псалма в нашей жизни состоит в том, что он дает ответ на вопросы: “Как мы должны реагировать на гонение? Что нам по этому поводу думать и как поступать?” Ответы на эти вопросы мы находим во второй части псалма.
I. ПОМНИ, ГОСПОДЬ ВИДИТ! (ст. 8-11)
Нам необходимо помнить о том, что Бог видит беззакония нечестивых и в определенное время воздаст им.
“Образумьтесь, бессмысленные люди! Когда вы будете умны, невежды? Насадивший ухо не услышит ли? И образовавший глаз не увидит ли? Вразумляющий народы неужели не обличит, - Тот, Кто учит человека разумению? Господь знает мысли человеческие, что они суетны” (ст. 8-11).
Нечестивцы призываются “образумиться” и обратить внимание на то, что они в действительности делают. Задается несколько риторических вопросов, содержащих в себе очевидный утвердительный ответ: да, Бог слышит; да, Бог видит; да, Он вразумляет и обличает; да, Бог разумения знает о том, что происходит. Бог не только слышит, видит и наблюдает за их действиями, но и знает каждую их мысль. Он взвешивает их мысли и находит их суетными и пустыми.
II. ВЗИРАЙ НА БЛАГОСЛОВЕНИЯ В БЕДСТВИИ! (ст. 12, 13)
Во-вторых, давайте отреагируем на гонения тем, что увидим в бедствиях благословения.
“Блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи, и наставляешь законом Твоим, чтобы дать ему покой в бедственные дни, доколе нечестивому выроется яма!” (ст. 12, 13).
Праведник может найти утешение в мыслях о том множестве путей, какими Бог благословляет Свой народ. Случается, блаженство кроется во вразумлении. Житейские бедствия могут оказаться вразумлением от Господа. Вразумление - это, по сути, может быть весь процесс воспитания ребенка, обучение тому, как надо жить, чтобы достичь зрелости. Такое вразумление сопоставимо с наставлением в законе. Автор молится о том, чтобы Бог позволил страдальцу отдохнуть от дней бедствия прежде, чем нечестивых постигнет наказание.
Человек, которого учит Бог, будет иметь силы пережить тяжелые дни, а также уверенность в конечном отмщении.
III. БУДЬ УВЕРЕН В ТОМ, ЧТО ГОСПОДЬ НЕ ОСТАВИТ СВОЕГО! (ст. 14-16)
Далее, нам следует отвечать на гонения уверенностью в обетовании, что Бог не оставит Своих.
“Ибо не отринет Господь народа Своего и не оставит наследия Своего. Ибо суд возвратится к правде, и за ним последуют все правые сердцем. Кто восстанет за меня против злодеев? Кто станет за меня против делающих беззаконие?” (ст. 14-16).
Бог никогда не подведет Своих. Правосудие совершится ради правды. Будущее будет всегда принадлежать верному и праведному человеку.
Автору кажется вполне очевидным тот факт, что, кроме Бога, за него никто не может заступиться. У него нет другого помощника.
IV. ПОЗВОЛЬТЕ ГОСПОДУ ПОДДЕРЖИВАТЬ ВАС! (ст. 17-19)
Мы также должны отвечать на гонения, позволяя Господу всегда быть нашей силой.
“Если бы не Господь был мне помощником, вскоре вселилась бы душа моя в страну молчания. Когда я говорил: «колеблется нога моя», - милость Твоя, Господи, поддерживала меня. При умножении скорбей моих в сердце моем, утешения Твои услаждают душу мою” (ст. 17-19).
Бог укрепит праведного страдальца и будет для него опорой. Он отвечает на вопль Своего слуги и поддерживает его. Утешения Господа веселят его душу. В тот момент, когда он уже прощался с жизнью, он обнаружил, что рука Божья поднимает его.
V. РАЗМЫШЛЯЙ О ПРИРОДЕ БОГА! (ст. 20)
Нам следует отвечать на гонения, размышляя о природе Бога.
“Станет ли близ Тебя седалище губителей, умышляющих насилие вопреки закону?” (ст. 20).
Мы должны помнить, что Бог не может и не станет общаться с нечестивыми. Он не пойдет на компромисс со Своей святостью, заключая завет с ложной силой или нечестивыми людьми. Будучи праведным, Он никогда не будет санкционировать злодеяния.
Если в стране примут закон, позволяющий грешный образ жизни, одобрит ли его Бог? Можем ли мы сказать: “Это закон земли, в которой мы живем, и поэтому Бог хочет, чтобы мы повиновались ему”? Нет! Когда человеческие законы противоречат закону Божьему, их не надо придерживаться (Деян. 5:29). Бог никогда не встанет на сторону зла, даже если человек узаконит его.
Эта истина о Боге должна укреплять нас во времена гонений. Терпя удары жесточайшего преследования, мы никогда не должны думать, что Бог на стороне тех, кто противится истине. Он с нами в то время, когда мы страдаем за правду.
VI. СДЕЛАЙ БОГА СВОИМ ПРИБЕЖИЩЕМ! (ст. 21-23)
И, наконец, мы можем отвечать на гонение, укрываясь в Боге, нашем надежном прибежище, от житейских бурь.
“Толпою устремляются они на душу праведника и осуждают кровь неповинную. Но Господь - защита моя, и Бог мой - твердыня убежища моего, и обратит на них беззаконие их, и злодейством их истребит их, истребит их Господь Бог наш” (ст. 21-23).
Бог - наша защита и твердыня убежища нашего. Его правосудие обратит беззакония злодеев на них же, и грехи их, в конечном итоге, истребят их самих. В каком-то смысле грех несет в себе свое собственное наказание, ибо люди обречены пожинать то, что они сеют (Гал. 6:7, 8). Мы наказываемся нашими грехами в этой жизни и также понесем наказание за них в вечности. Божья истина обеспечивает работу закона морали, который Он вложил во вселенную.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Отмщение или прибежище Бог предлагает всем людям. Каждый из нас своей жизнью должен выбрать, что именно он получит в вечности.
Что же тогда нам делать по поводу гонения? Ответ мы находим в псалме 93. Нам следует помнить, что Бог видит нашу борьбу. Подходя к бедам с оптимистической стороны, мы видим благословения, происходящие от наших несчастий. Давайте верить в то, что Бог не оставит Своих. Мы должны помнить Его природу, понимая, что Он всегда противится греху. В качестве нашего окончательного ответа на гонение мы должны укрыться в Боге и позволить Ему поддерживать нас.