ПСАЛОМ-МУДРОСТЬ
Основной темой, обсуждаемой в Псалме 91, является процветание нечестивых людей. Псалом дает исчерпывающий ответ на эту общеизвестную проблему.
В подзаголовке указывается, что это и псалом и песня, произведение для чтения и для пения. Более того, это “песнь на день субботний”. Из иудейской Мишны мы узнаем, что она пелась в храме во время утреннего жертвоприношения в субботу. В стихе 3 упоминается молитва утром и вечером.
Развитие мысли в псалме отражает несопоставимость между наградой за праведность и наградой за беззаконие. Делается определенный вывод. Псалом 91 содержит более конкретный ответ в сравнении с другими псалмами, обсуждающими ту же проблему (такими как Пс. 36, 48 и 72). Допуская, что на первый взгляд нечестивые процветают, автор делает ударение на том, что их успех временный. По его словам, Бог позволяет им процветать для того, чтобы явить Свой суд над грехом и беззаконием. И в окончательной и несомненной победе справедливости автор усматривает основание для нескончаемой похвалы.
Давайте последуем за мыслью автора и возрадуемся с ним решению проблемы, которое дает Бог.
I. ТЕЗИС (ст. 2-6)
Автор начинает с формулировки перед читателем или певцом своего тезиса, своего глубочайшего убеждения, а именно: Бога надо славить.
“Благо есть славить Господа и петь имени Твоему, Всевышний, возвещать утром милость Твою и истину Твою в ночи, на десятиструнном и псалтири, с песнью на гуслях. Ибо Ты возвеселил меня, Господи, творением Твоим; я восхищаюсь делами рук Твоих. Как велики дела Твои, Господи! дивно глубоки помышления Твои!” (ст. 2-6).
Поклонение Богу и выражение любви к Нему правильно, приятно и уместно. Наше богослужение должно включать в себя три части: мы должны благодарить Его, петь Ему и свидетельствовать о делах Его. Объект поклонения - Яхве, Бог завета с Израилем, Всевышний и Владыка всей земли.
Утром и вечером необходимо возвещать Божью истину и верность завету. Очень подходит для поклонения Богу начало дня и его конец! Закон Моисея предусматривал определенный порядок, повелевавший совершать утреннее и вечернее жертвоприношения (Исх. 29:38, 39). Позже иудейское богопочитание добавило к служению полуденную молитву (Пс. 54:18; Дан. 6:10).
Бога надо восхвалять за Его дела. Своими великими деяниями Он возвеселил Своих слуг. Мы должны славить Бога за Его творение, за заботу о нашем ежедневном пропитании и за Его великое провидение. Его дела велики, и мысли Его чрезвычайно глубоки. Всякий размышляющий о величии и глубине планов Яхве и трудящийся под Его надзором должен иметь внутреннее побуждение выражать свое благоговение перед Ним.
II. АНТИТЕЗА (ст. 7)
До этого места в псалме подчеркивалось, что вся земля должна быть согласна: Бога надо славить за то, кем Он является, и за то, что Он делает.
“Человек несмысленный не знает, и невежда не разумеет того” (ст. 7).
Далее, однако, начинает появляться некоторая напряженность в размышлениях: грубый, приземленный и неразумный человек - человек, который в основе своей является чувственным животным, - не находит ни единого повода для прославления Бога. Глупец подобен дикому зверю. Слово “несмысленный” описывает поведение, свойственное животным. Как животное не обладает осознанным мышлением и аналитическими способностями, так и глупец не умеет ни рассуждать, ни оценивать происходящее.
В своей нечувствительности к Богу, так сказать в своем добровольном невежестве, он как несмысленная скотина. Даже возрастая в силе и социальном положении, он всего лишь трава, которая быстро засыхает в летний зной. Постоянство Божьей любви не оказывает на него никакого воздействия, и он расцветает на короткий миг, а в итоге должен погибнуть.
Нечестивые процветают, только чтобы погибнуть, а Яхве неизменно велик и возвышен. Даже кратковременные благословения - это дары от Бога, за которые мы должны выражать свою благодарность. Считать эти дары само собой разумеющимися неуместно, заявлять, что они явились результатом нашей личной доблести или усердия, неправильно. Мы сыграли определенную роль в их появлении, однако Бог дал нам нашу энергию и наши возможности. Всем, что у нас есть, мы обязаны Ему. И все же нечестивые не видят ни единого повода для восхваления Бога.
Невежда глуп или туп в своем нежелании осознать принципы божественной благодати. Глупцом, безумцем в Притчах, как и в других книгах Библии, называется не слабоумный человек, а морально развращенный. Такие люди завидуют временному процветанию нечестивых, не понимая исхода их порочной жизни. Они не осознают, что исчезнут навечно.
III. СИНТЕЗ (ст. 8-16)
Делается конкретный вывод в отношении отсутствия единства на земле в прославлении Бога. Нечестивые, которые не славят Бога в жизни, будут лишены Его славы.
“Тогда как нечестивые возникают, как трава, и делающие беззаконие цветут, чтобы исчезнуть навеки, - Ты, Господи, высок вовеки! Ибо вот, враги Твои, Господи, - вот, враги Твои гибнут, и рассыпаются все делающие беззаконие; а мой рог Ты возносишь, как рог единорога, и я умащен свежим елеем; и око мое смотрит на врагов моих, и уши мои слышат о восстающих на меня злодеях. Праведник цветет, как пальма, возвышается подобно кедру на Ливане. Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего; они и в старости плодовиты, сочны и свежи, чтобы возвещать, что праведен Господь, твердыня моя, и нет неправды в Нем” (ст. 8-16).
У нечестивцев и праведников разные судьбы. Враги Бога погибнут, и делающие беззаконие рассыплются. Другими словами, они сами обрекут себя на погибель.
В противоположность нечестивым, сила псалмопевца будет вознесена подобно рогу единорога, животного, чья сила и свирепость описаны в книге Иова 39:9-12. Автор будет помазан свежим елеем, и дух его оживет. Он услышит и увидит победу над своими врагами, о которой он молился.
Праведник будет цвести, как пальма, и возвышаться подобно кедру на Ливане. Пальма, царица деревьев, высоко ценилась за свою красоту и плоды (Песн. П. 7:7). В то время как кедр произрастал на всей территории Палестины, самые величественные из них росли в ливанских горах. Именно из этой местности чаще всего импортировали в Израиль лес. Человек в расцвете лет обычно сравнивается с кедром или маслиной.
Псалмопевец видит, что праведники все свое время проводят в храме, как будто посаженные там, и поэтому даже в старости своей они останутся плодовитыми и будут прославлять Бога своими благими делами. Счастливая, плодотворная старость праведных является ярким признаком Божьей истины и верности. Он исполняет Свои обетования и никогда не оставляет уповающих на Него. Он твердыня для верующего, и нет неверности в Нем.
Божья справедливость в жизни - одна из причин надежды благочестивых. Псалмопевец говорит о своей радости оттого, что он стал свидетелем Божьей справедливости, выразившейся в падении нечестивых. Другим аспектом надежды благочестивых является окончательное и полное прекращение зла. Эта надежда находит свое выражение в последнем восклицании: “...И нет неправды в Нем” (ст. 16). Бог не может сосуществовать со злом. Стих 16 направлен в будущее; даже в возвещении Божьих дел, совершенных в прошлом, кроется надежда на великое будущее!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тезис автора псалма состоит в том, что все должны видеть дела Божьи и прославлять Его за них. Однако он признает (антитеза), что некоторые люди, безумные и нечестивые, не признают Бога и не славят Его. И в синтезе он разбирает эти две конфликтующие мысли, сопоставляя их. Его вывод: нечестивые недолговечны и в конечном итоге погибают. Когда это произойдет, это будет Божьей справедливостью, в которой отразится Его слава.
Беззаконные могут процветать короткий период времени, но их успех обманчив. Подобно траве, они цветут для того, чтобы потом исчезнуть навеки. Мудрые видят их насквозь и уповают на Божью праведность и справедливость. Это обязательно произойдет (ст. 8).
Истинно процветающий человек насажден в Боге и Его обители. Он восхищается делами рук Его (ст. 5). Жизнь его плодотворна до глубокой старости (ст. 15). Таким образом, наше процветание не среди этого быстротечного мира, а в познании живого Бога и верном служении Ему.