Найти в Дзене

ПСАЛОМ 36: КОГДА ВИДИШЬ, ЧТО НЕЧЕСТИВЫЕ ПРОЦВЕТАЮТ

ПСАЛОМ-МУДРОСТЬ

Автор псалма 36 выразил свои мысли в форме акростиха, образец которого мы видели в псалмах 9, 24 и 33. Каждый второй стих (или каждая четвертая строка) начинается со следующей по порядку буквы еврейского алфавита. Так, стих 1 начинается с первой буквы, стих 3 - со второй, и далее в том же духе до конца псалма, пока не будут использованы все буквы алфавита.

Этот псалом, как и некоторые другие подобные ему, не придерживается идеальной формы акростиха. Отступления появляются в стихах 7, 14, 20, 25, 29, 34, 39 и 40. Стихи 7, 20 и 34 содержат три строки вместо двух, и поэтому новая буква начинает следующие сразу за ними стихи. В стихах 14, 25 и 40 буква вводит пять строк вместо четырех. Стихи 29 и 39 начинаются с буквы, не следующей по порядку в еврейском алфавите.

Этот псалом, озаглавленный “Псалом Давида”, - один из трех в книге, который подробно обсуждает жгучую проблему власти, жадности и благоденствия нечестивых. Два другие - это псалмы 48 и 72. Псалом представляет собой урок, обращенный к благочестивому человеку, а не молитву к Богу, как многие другие псалмы. Автор берет на себя роль учителя, наставляющего читателя в той позиции, которую тот должен занимать по отношению к успеху нечестивых.

В псалме угадывается сходство с притчами. За это свойство его называют псалмом мудрости или учением. Стих 1 почти полностью повторяет Прит. 24:19; стих 16 сходен с Прит. 15:15 и 16:8. На протяжении всего псалма мы видим свойственные притчам выражения, которые нигде больше в Писаниях не встречаются (напр. ст. 21, 25 и 35).

Главная мысль псалма - безопасность и благословение тех, кто уповает на Бога, и конечный суд над нечестивыми. Автор просит читателя взглянуть на большую картину - исполнение Божьего провидения во времени. Давид уже в преклонных летах (ст. 25). Некоторые выражения представляют собой учение на основе его собственного опыта. Например, он говорит: “Не ревнуй”, когда злодей преуспевает, но сохраняй праведное отношение к его богатству.

Поскольку псалом своим построением напоминает притчи, трудно разбить его на разделы. Поэтому мы подойдем к нему с вопросом: как реагировать праведному на удачу неправедных? Каким должно быть надлежащее отношение к ним?

I. УПОВАЙ НА ГОСПОДА НЕЗАВИСИМО ОТ ТОГО, ЧТО ВИДИШЬ (ст. 1-11)

Вот первое отношение, которому учит псалом: “Уповай на Бога независимо от того, что видишь вокруг себя”.

«Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие, ибо они, как трава, скоро будут подкошены, и, как зеленеющий злак, увянут. Уповай на Господа и делай добро... Утешайся Господом, и Он исполнит желание сердца твоего. Предай Господу путь твой, и уповай на Него, и Он совершит, и выведет, как свет, правду твою, и справедливость твою, как полдень» (ст. 1-6).

Благочестивым говорится, чтобы они не “ревновали” (не злились, Современный Перевод; не горячились, не раздражались) к тому благу, которое пришло к безнравственным людям. Не стоит завидовать нечестивым, ибо однажды, когда Бог сочтет это нужным, свершится справедливое возмездие. Как засыхает трава и вянет зелень, так и для нечестивых настанет время суда, и они погибнут.

Далее праведным говорится, чтобы они уповали на Божий план и делали Его дело. Они должны жить с Богом и находить радость в Нем. Давид заверяет их, что, если они попросят Бога благословить их в соответствии с Его волей, Бог услышит их молитвы. Их сердечные желания будут удовлетворены.

Как бы грешники ни благоденствовали сегодня, праведники в один прекрасный день будут отомщены. Бог выведет их праведность из тени, и все увидят ее истинную красоту. Их добрые решения и верная жизнь однажды выйдут на свет и станут такими же яркими, как полуденное солнце. Их жизнь будет прославлена, а совершенное ими добро никогда не забудется.

«Покорись Господу и надейся на Него. Не ревнуй успевающему в пути своем, человеку лукавнующему. Перестань гневаться, и оставь ярость; не ревнуй до того, чтобы делать зло. Ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю. Еще не много, и не станет нечестивого... А кроткие наследуют землю, и насладятся множеством мира» (ст. 7-11).

Псалмопевец поучает благочестивого “покориться” Господу и “надеяться” на Него. Смысл обоих этих слов - верить в Его Слово и правдивость Его обещаний. Здесь мы видим самую трудную сторону веры - покорение Его воле, когда обстоятельства и люди вокруг побуждают нас делать обратное. Имеющие веру не сомневаются, что Бог в нужное время, как и обещал, благословит праведных. Легко рассердиться и расстроиться из-за того, что нечестивые благоденствуют, а праведных гонят, но такой гнев только прибавит праведным трудностей. Он может привести к сомнению в Божьем провидении, заставить нас сдаться и решить, что злодей прав. Благочестивый должен оставить возмездие и воздаяние грешникам Богу.

Упование на Бога означает активное послушание Ему. Это значит, что мы полагаемся на Господа, всем сердцем веря, что Он, как и обещал, оправдает непорочных. Это значит, что мы всецело отдаем себя Господу, возлагая свой гнев, негодование и ревность на Господа и имея радость в Божьем пути (1 Пет. 5:7). Бог ждет от Своих детей, что они перейдут под Его отеческую опеку.

Важнейшая истина, заключенная в этих стихах, состоит в том, что уповающие на Господа в конечном итоге будут Им вознаграждены, в то время как нечестивые предстанут перед своей судьбой и прекратят существование. Кроткие же и послушные получат исполнение Божьих обетований.

Ветхозаветное учение, в отличие от новозаветного, больше сосредоточено на физическом благоденствии. В те дни, когда сочинялись эти псалмы, Бог хранил народ для того, чтобы через него привести в мир Мессию. Уверение читателя в том, что Бог продлит его жизнь и сократит дни злодея, следует понимать с учетом этих физических обещаний израильскому народу.

II. УСПЕХ НЕЧЕСТИВЫХ - ВРЕМЕННЫЙ (ст. 12-22)

Второе отношение, которому учит Давид, таково: “Благоденствие нечестивых кратковременно”. Дням нечестивых придет конец. Эта истина, о которой мы уже говорили, более полно обсуждается в стихах с 12 по 22.

«Нечестивый злоумышляет против праведника и скрежещет на него зубами своими; Господь же посмеивается над ним, ибо видит, что приходит день его. Нечестивые обнажают меч, и натягивают лук свой, чтобы низложить бедного и нищего, чтобы пронзить идущих прямым путем. Меч их войдет в их же сердце, и луки их сокрушатся» (ст. 12-15).

Эти заверения были обращены к благочестивому народу Израиля и основывались на обещаниях, которые Бог дал Аврааму в Быт. 12:1-3. Бог неоднократно заверял, что Авраам получит потомков и землю. Со временем Бог в Своем верховном провидении исполнит каждое из этих обещаний. Враждебные народы пойдут против Божьего народа, праведных Божиих, но станут побежденными, а не победителями.

На втором плане мы видим еще одно обращение - адресованное всем праведным людям вообще. Бог поддержит и защитит их. Он поразит нечестивых в их попытках причинить им вред. Праведные могут проиграть некоторые битвы, но войну никогда не проиграют. Бог на стороне праведных, и Он уже заранее определил наказание нечестивых. Мысль, что кто-нибудь может одержать победу над Богом, настолько неправдоподобна, что вызывает у Него смех.

«Малое у праведника лучше богатства многих нечестивых, ибо мышцы нечестивых сокрушатся, а праведников подкрепляет Господь. Господь знает дни непорочных, и достояние их пребудет вовек. А нечестивые погибнут, и враги Господни, как тук агнцев, исчезнут, в дыме исчезнут. Нечестивый берет взаймы, и не отдает; а праведник милует и дает. Ибо благословенные Им наследуют землю, а проклятые Им истребятся» (ст. 16-22).

Не следует приписывать Божьему обещанию такое значение, что, мол, праведники будут вечно жить во дворцах и есть только за праздничным столом. Автор уравновешивает свои слова, говоря, что малое с праведностью лучше многого с нечестием. Благочестивый дает, а делающий зло берет. Благочестивая жизнь имеет подлинную ценность. Это замечание справедливо, потому что нечестие есть бунт против Бога еще и потому, что нечестие приносит в мир вред, а не помощь.

Бог никогда не остается равнодушным к жизни непорочного человека. Если кажется, будто добрый человек забыт, это всего лишь на короткое время. В конце концов Бог даст ему “вечное” наследие. В дни голода и в дни войн Бог внимателен и заботлив к доброму человеку.

Вот факты: правдивый выстоит, а грешник погибнет. Судьба нечестивого - смерть, Божий суд. И хотя вердикт может быть отложен, он все равно неизбежен. Нечестивые осуждены на короткое существование, как полевые цветы, которые цветут всего несколько дней, а затем умирают, и никто о них уже не вспоминает. Они - как дым, который виден пару мгновений, а затем исчезает из виду.

Праведники наследуют землю, потому что именно к ним относятся Божьи обетования. Бог может дать нечестивым время для покаяния или испытать веру праведных, но Его обещания, от самого малого до самого великого, будут исполнены.

III. САМАЯ ЛУЧШАЯ ЖИЗНЬ - ПРАВЕДНАЯ (ст. 23-34)

Третье отношение, которое благочестивые должны иметь к неправедным - “Самая лучшая жизнь - праведная”. Благочестие имеет свои достоинства, куда превосходнее эгоистичных устремлений и амбиций грешников.

«Господом утверждаются стопы такого человека, и Он благоволит к пути его. Когда он будет падать, не упадет; ибо Господь поддерживает его за руку. Я был молод, и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба; он всякий день милует и взаймы дает, и потомство его в благословение будет» (ст. 23-26).

Бог укрепляет, делает твердой поступь (или жизнь) праведного. Такой человек знает, что Бог благоволит к нему, и осознание этого приносит ему внутреннюю радость и блаженство. Такой человек может упасть, совершить ошибку или подвергнуться гонениям, но Бог поддержит его, не даст ему погибнуть. Нечестивый всегда на расстоянии шага от беды, в ожидании Божьего суда; праведного же Бог поддерживает даже в трагических обстоятельствах и во время смерти.

Автор изучал жизнь, многие годы наблюдая за ней. Он никогда не видел, чтобы праведник сильно нуждался или чтобы его потомки просили милостыню. Бог, говорит он, всегда заботился и заботится о тех, кто уповает на Него. Истинная вера в Бога знает, что Он все сделает вовремя. Добрый будет благословлен, а окружающим пойдут на пользу те благословения, которые он получил.

«Уклоняйся от зла, и делай добро, и будешь жить вовек; ибо Господь любит правду, и не оставляет святых Своих; вовек сохранятся они; и потомство нечестивых истребится. Праведники наследуют землю, и будут жить на ней вовек. Уста праведника изрекают премудрость, и язык его произносит правду. Закон Бога его в сердце у него; не поколеблются стопы его. Нечестивый подсматривает за праведником и ищет умертвить его. Но Господь не отдаст его в руки его, и не допустит обвинить его, когда он будет судим. Уповай на Господа, и держись пути Его: и Он вознесет тебя, чтобы ты наследовал землю; и когда будут истребляемы нечестивые, ты увидишь» (ст. 27-34).

Божья правда во благо святых Его - это Его обещание отомстить за них и дать им в наследство землю. Эта истина предполагает некоторые выводы. Поскольку это истина о Боге, давайте отойдем от зла и прилепимся к добру. На Бога можно положиться, поэтому мы должны ходить в Его Слове. То, что мы видим вокруг себя, не должно ослепить нас или увести в сторону. Мы ходим верой, а не видением. Поэтому наши уста должны всегда говорить лишь то, что истинно, а в сердцах наших всегда должно быть Божье Слово. Нужно быть особенно осторожными, чтобы не соскользнуть в грех и не перестать исполнять Божье Слово. Обещание израильтянам ясно: если они будут держаться подальше от зла, проявлять добро и любить Бога, то увидят Его благословения. Значит, если мы примем в свою жизнь то, что любит Бог, Он поддержит нас Своей особой заботой.

Арена жизни - это место конфликтов, а не тишины и покоя. Нечестивые стараются сбить праведников с пути. Они ненавидят праведников, потому что праведность является укором их злу. Когда добрый человек исполняет Божью волю и любит то, что любит Бог, он тем самым мешает планам злодеев. Поэтому нечестивые атакуют праведника разными способами, даже, при возможности, пытаясь убить его.

Вообще, Бог не позволяет нечестивому делать с праведником то, что он хочет. Своим провидением Он так или иначе препятствует этому, не допуская, чтобы праведник был осужден, когда его будут ложно судить. Это общие обещания, и их не следует понимать как универсальные и абсолютные. Авель, праведник, был убит (Быт. 4); Иаков, один из апостолов, - обезглавлен (Деян. 12). Однако Бог все же избавляет Своих. Когда Он решает не спасать их, тогда Он укрепляет их, чтобы они исполнили Его цели в пламени гонений, через которые должны пройти.

IV. ПРЕДАЙТЕ СЕБЯ ГОСПОДУ (ст. 35-40)

Четвертое отношение праведников таково: “Предайте свою жизнь и свое будущее Господу”. Мы всем своим существом должны быть преданы исполнению Его, а не своей воли.

«Видел я нечестивца грозного, расширявшегося, подобно укоренившемуся многоветвистому дереву; но он прошел... ищу его, и не нахожу. Наблюдай за непорочным, и смотри на праведного; ибо будущность такого человека есть мир. А беззаконники все истребятся; будущность нечестивых погибнет. От Господа спасение праведникам; Он защита их во время скорби. И поможет им Господь и избавит их...» (ст. 35-40).

Псалом возвращается к виденному псалмопевцем. Он видел, как нечестивец раздувался от гордости за свои дела, думая, что уберегся от беды. Пока Давид наблюдал за ним, нечестивец внезапно исчез, и никто уж больше не слышал о нем. По его словам, наблюдал он и за совершенным, непорочным человеком, который был благословлен. Изучение жизни позволило ему сделать вывод, что нечестивый всегда получает по заслугам, а праведный всегда побеждает.

Праведные получают благословения в этой жизни и благословенное будущее, потому что Бог заботится о том, чтобы они были благополучны. Бог избавит их от злодеев и поможет в испытаниях, потому что они уповают на Него.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Бог не обещает праведникам утопии, а дает им несколько великих и драгоценных обещаний. Некоторые из них упоминаются в этом псалме: уповающие на Него благословятся, беззаконники будут истреблены, праведная жизнь - самая лучшая, а отдавшие свою жизнь Ему получат избавление в трудные дни.

В этой жизни нам не говорится, каковы причины выпадающих на нашу долю страданий и испытаний, что детально проиллюстрировано в книге Иова. Однако Божья благодать дает нам духовные силы - как внешние, так и внутренние - выдержать все, что дьявол и его нечестивые помощники могут поставить перед нами. Жизнь благочестивого человека характеризуется тремя особенностями: во-первых, он уповает на Господа, а не на людей и богатство. Во-вторых, он верен Богу и послушен Его Слову. В-третьих, он верит в Божью правду.

Этот мир - всего лишь испытательный полигон, а не наша судьба в вечности. Если мы будем верны на протяжении всей школы жизни, Бог проведет нас через линию ее окончания и вручит нам аттестат, венец жизни. Сначала - школа, потом - вручение аттестатов!

Псалмы / Псалтирь