Найти тему
Исследование Писания

ПСАЛОМ 92: ГОСПОДЬ ЦАРСТВУЕТ!

ЦАРСКИЙ ПСАЛОМ-ВОСХВАЛЕНИЕ

Псалмы 92, 94, 95, 96, 97, 98 и, возможно, 99 составляют группу так называемых «престольных псалмов», так как в них подчеркивается роль Бога в качестве Царя вселенной. В псалме 92 Бог изображен Царем, облаченным в величие и царствующим. Акцент псалма - на словах “Господь царствует”. Мир, хоть и нестабильный во многих отношениях, находится под Его властью и правлением. Престол Его утвержден испокон веков. Неистовство бушующего моря, самой устрашающей силы, известной людям на Ближнем Востоке в дни псалмопевца, покорно Ему. Его могущество особенно видно в Его доме и в Его откровениях.

Мы не знаем, кто написал этот хвалебный гимн. В еврейской Библии у него нет подзаголовка. В Септуагинте содержится приписка “На предсубботний день, когда земля была наполнена обитателями; хвалебная песнь Давида”. Помимо этого указания, мы не знаем, кто и при каких обстоятельствах написал этот псалом.

Псалом воспевает Бога Царя. Упор делается на характере Его правления. Гимн дает ответ на вопрос, каким Царем является Бог.

I. ЦАРЬ ВЕЧНЫЙ (ст. 1, 2)

Во-первых, Он Царь вечный. Мы поклоняемся нашему Царю потому, что Он правит землей от века.

“Господь царствует; Он облечен величием, облечен Господь могуществом и препоясан: потому вселенная тверда, не подвигнется. Престол Твой утвержден искони: Ты - от века” (ст. 1, 2).

Бог изображается великим и верным Владыкой. Господь царствует, одетый в величие. Он препоясал Себя могуществом. Образно говоря, Он нарядился в дела Свои во благо Своего народа. В то время как люди и народы считали Его дело слабеющим в поражении, Господь утверждал Свою власть и приносил победу Своему народу. Таким образом, Он облачался в величие.

Когда казалось, что мир приходил в упадок, Бог восстанавливал его. Псалмопевец преклоняется в благоговении и восхищении, потому что, как он сказал, “престол Твой утвержден искони; Ты - от века”. Престол Божий был и всегда будет. Благодаря тому что Он Царь, во вселенной присутствует вполне различимый нравственный порядок. Бог побеспокоится, чтобы Его духовное правление осталось в силе на протяжении всей жизни земли.

II. ЦАРЬ ВСЕМОГУЩИЙ (ст. 3, 4)

Во-вторых, Бог представлен Царем всемогущим. Шум текущих вод не может сравниться с силою всевышнего Господа.

“Возвышают реки, Господи, возвышают реки голос свой, возвышают реки волны свои. Но паче шума вод многих, сильных волн морских, силен в вышних Господь” (ст. 3, 4).

Громыхающие воды рек, возможно, являются образом любой силы или нации, противостоящей Богу. Образ воды используется в Псалтири для обозначения страданий, накрывающих человека с головой во время болезни (37:5), горя, причиненного врагами (65:12), и бед вообще (45:4). Скорее всего, так евреи выражали свои самые большие страхи. В данном случае выражается конкретная истина, состоящая в том, что Богу по силам и не такие задачи, как избавление нас от любой беды, будь то само свирепствующее море или катастрофические затруднения, представленные в образе моря.

Стих 3 является прекрасным примером “лестницы”, или прогрессивного параллелизма. Вторая, четвертая и шестая строки содержат дополнительные мысли, в то время как первая, третья и пятая повторяют одну мысль. Посмотрите на стих в поэтической форме, и вы увидите прогрессию:

“Возвышают реки,
Господи,
возвышают реки
голос свой,
возвышают реки
волны свои”.

Бог сравнивается с морем, которое израильтяне рассматривали как страшную силу. Поскольку в Палестине нет природных гаваней, мореплаватели среди еврейского народа были скорее исключением, чем правилом. Таинственное могущество и необузданная сила свирепствующего океана казались в этой связи еще более страшными. Хоть волны морские вздымаются и бьют о берег с великой силой, разрушая побережье и все, что на нем находится, Господь могущественней моря. Он утвердил Свое царствование и над морем. Единственная надежда Божьего народа состояла в том, что Бог сильнее моря, выше волн и бессмертнее приливов.

III. ЦАРЬ ПРАВЕДНЫЙ (ст. 5)

В-третьих, Бог - Царь праведный.

“Откровения Твои несомненно верны. Дому Твоему, Господи, принадлежит святость на долгие дни” (ст. 5).

Сославшись на Божью славу, величие, вечность и силу над могучей стихией - морем, псалмопевец завершает свой гимн утверждением Божьей святости и истинности Его слова. Святость принадлежит Божьему дому. Его откровения надежны, они выстоят испытание временем и вечностью.

Яхве царствует над Своим народом. Завет Его крепок, как и Его присутствие, навеки. Хотя человек может нарушить завет и потерять присутствие Бога, Его обетования простираются на все времена.

Заключение также является кульминационным моментом песни. Если Бог сильнее всего, что Он сотворил, разве Он не останется верным? Он величественней моря, разве Он не останется святым? Последняя строка представляет собой веский утвердительный ответ на эти подразумевающиеся вопросы. Да, Господь является таковым и будет таким всегда.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Бог - Царь над всей землей, и каждое человеческое существо должно поклоняться Ему. Он Царь вечный, всемогущий и праведный. Откровения Его надежны, и дом Его свят.

Каждый гимн о Боге-Царе по-своему возвещает разные аспекты Его царствования. Псалом 92 возвеличивает Его владычество над человеком и землей.

Каждому человеку необходимо сделать выбор, кому он будет поклоняться. А он обязательно будет поклоняться кому-то или чему-то. Надо быть безумцем, чтобы не осознать, кто есть Бог, и не воздать Ему поклонения, которого Он заслуживает!

👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2020 ГОД
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2021 ГОД
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2022 ГОД
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2023 ГОД