ПСАЛОМ-МУДРОСТЬ
Вы когда-нибудь задавались вопросом, стоит ли быть благочестивым? Видя, как нечестивцы благоденствуют, спрашивали: “А как же благословения, которые Бог обещал повинующимся Ему?” Если да, то вы подобны псалмопевцу, ибо псалом 72 вращается вокруг этих вопросов.
Этот псалом-мудрость посвящен, в основном, той же теме, что псалмы 36 и 48, а именно: “Почему Бог позволяет безбожникам благоденствовать, в то время как праведные страдают от притеснения?” Ветхозаветная литература мудрости часто задает этот вопрос.
Начинаясь с негативного тона, псалом 72 заканчивается восхвалением и решимостью жить праведно. В этом смысле псалом можно сравнить с рассказом об Иове, который начинается со скудости, а заканчивается процветанием. Кроме того, последовательность его событий сравнима с картиной, нарисованной автором Экклесиаста. Вначале Соломон изображает тщетность добропорядочности, а затем говорит, что повиновение - первейшая обязанность человека.
Подробно изложив свою дилемму относительно успеха нечестивых, псалмопевец в стихе 17 употребляет слово “доколе”. Это “доколе” сигнализирует о резком повороте мысли. Подняв взор к Богу и взглянув на вопрос через призму вечности, он начинает видеть все совсем в ином свете. Он вспоминает конец нечестивых, и это переворачивает его взгляд на всю проблему. Он делает вывод, что праведность вознаграждается, а благоденствие нечестивых - всего лишь красивая ложь.
В подзаголовке говорится, что это “псалом Асафа”. Это первый из одиннадцати псалмов (72-82), которые, согласно их подзаголовкам, так или иначе связаны с Асафом. Может, он был их автором, может, они были написаны под его руководством, когда он отвечал за музыкальное оформление богослужений в Иерусалимском святилище (1 Пар. 15:19), а может, этот подзаголовок просто говорит об определенном стиле написания псалма.
В начале псалма мы видим отчаяние, с каким автор наблюдает процветание, популярность и удовольствие нечестивых людей вокруг. Он доходит до того, что почти отказывается жить праведной жизнью. Проблема тяжелым грузом давит ему на сердце, но постепенно он, сопоставив ее со смертью и вечностью, приходит к правильному выводу. В конце он объявляет о своем выводе и решении.
Его путешествие через лабиринт сомнений помогает нам, потому что и мы можем совершить нечто подобное. Сколько раз вы завидовали процветанию какого-нибудь нечестивца? Сколько раз вы разочаровывались, видя, что грешник имеет благословения, а пытающийся быть праведным их не имеет? Вывод, сделанный псалмопевцем, поможет нам справиться с волнующими нас вопросами на ту же тему и дать на них правильный ответ.
I. ИЗЛОЖЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ (ст. 1-15)
Автор начинает с подробного рассказа об испытании, которому подверглась его вера. Он излагает мысли, которые смущали его, и трудности, с которыми он столкнулся.
«Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем! А я - едва не пошатнулись ноги мои... - я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых, ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их; на работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам. Оттого гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд, одевает их; выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце. Над всеми издеваются, злобно разглашают клевету, говорят свысока; поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле» (ст. 1-9).
Псалмопевец всегда верил, что Бог обильно благословляет Израиль, Свой народ, чье сердце было непорочно пред Ним. Он верил, что Бог благоволит к праведным. Так он был научен, в это он верил и по этому принципу жил. Однако вокруг себя он видел много такого, из-за чего его вера поколебалась. Эти наблюдения так сильно повлияли на его веру, что он готов был отказаться от всего, во что ранее так преданно верил.
Что же такое он увидел, что чуть не потерял веру? Что так встревожило его? Он увидел, что происходит с нечестивыми и глупцами. Они явно процветали, и это наполнило его завистью. То, что он видел, никак не согласовывалось с его убеждениями относительно любящих Бога и Божьим воздаянием им.
Чтобы не быть голословным, он описывает противоречия, которые, по его мнению, он видел. Бросается в глаза, что нечестивые живут в роскоши и умирают без страха. Они легко ладят с другими. Болезни и несчастья будто обходят их стороной. У них хорошая, спокойная жизнь, не знающая переживаний.
Из-за того, что им легко даются все жизненные блага, они надменны и горды, говорят, что хотят, и все им сходит с рук. Они хвастают и злорадствуют. Они сквернословят и обижают других. Они не ставят преград своим злым помыслам. Они ругают Бога и человека. Они сплетничают, бесконтрольно болтая языком. Они хвастливы, циничны и богохульны.
Казалось бы, с такими грехами они должны погрязнуть в нищете, но ничего подобного. В скорбях и голоде живут те, кто предал себя праведности, а не беззаконники. Нечестивые благоденствуют, а праведники подвергаются гонениям. По логике псалмопевца, если кого-то наказывать, так это нечестивых - но такого не происходит. Тяготы испытывают как раз праведники, а не грешники.
«Потому туда же обращается народ Его, и пьют воду полною чашею, и говорят: “Как узнает Бог? И есть ли видение у Вышнего?” И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство» (ст. 10-12).
Большинство людей, видя благоденствие нечестивых, следуют их дурному примеру, перенимая их образ жизни и пополняя их ряды. Эти введенные в заблуждение люди, поднимая взор на Верховного Правителя вселенной, говорят: “Да что Бог знает об этом? Ему все равно, что происходит здесь, внизу”. Нечестивость делает из них скептиков.
У псалмопевца складывается впечатление, что злым всегда сопутствует процветание. Это их сила, слава и богатство - так видится автору с позиции его страданий и притеснений. Ему кажется, будто Бог позволяет грешникам выйти сухими из воды. С точки зрения псалмопевца, злые люди чувствуют себя свободно, наслаждаясь прелестями жизни без каких-либо проблем.
«Так не напрасно ли я очищал сердце мое и омывал в невинности руки мои, и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро? Но если бы я сказал: “Буду рассуждать так”, - то я виновен был бы пред родом сынов Твоих» (ст. 13-15).
Внутренняя борьба становится все более и более острой, заставляя его задаваться вопросом, а стоит ли ему и дальше быть благочестивым. Верность праведности принесла ему страдания, а не успех. За свою набожность он подвергся гонениям. Он сохранил свои сердце и руки чистыми, но для чего? Вместо благословений праведность принесла ему изгнание и бедность. Виденное заставляет его спросить себя: “Если нечестивые преуспевают, то зачем мне стараться быть благочестивым?”
Он держал эти скептические мысли при себе, не желая сбить с пути других Божьих детей. Он считает, что если поделится своими сомнениями с кем-либо, то это будет камнем преткновения для Божьих детей. Однако утаивание этих мыслей причиняло ему огромные душевные муки.
Размышляя над этими неспокойными мыслями и не высказывая их вслух, он пытается найти верную линию поведения. Он не покидает Божий народ и продолжает поклоняться Богу. Это дает ему шанс найти решение своей проблемы.
II. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ (ст. 16-27)
Псалмопевец не находил ответа на волнующий его вопрос, пока не вошел в святилище. Он раздумывал над ним, “доколе” его вдруг не осенило. Это “доколе” в стихе 17 обозначает важную поворотную точку в его мыслях.
«И думал я, как бы уразуметь это, но это трудно было в глазах моих, доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их. Так! На скользких путях поставил Ты их и низвергаешь их в пропасти. Как нечаянно пришли они в разорение, исчезли, погибли от ужасов! Как сновидение при пробуждении, так Ты, Господи, пробудив их, уничтожишь мечты их» (ст. 16-20).
Придя в святилище и продолжая размышлять над проблемой, он задумался о “конце” нечестивых. Это и решило его дилемму. Вот определяющий момент в разгадке запутанной проблемы согласования человеческого опыта с Божьими обещаниями и уверениями. В Его славном присутствии псалмопевец увидел бренность преуспевания и то, что земной успех в Божьих очах - ничто. Рядом с Богом благосостояние грешников превращается в прах, который развеивает ветер.
Нечестивый стоит на скользком месте, и неважно, понимает он это или нет и видят ли это другие. В одно мгновение он может упасть и оказаться в Божьем присутствии без какой- либо надежды. Глазом не успеешь моргнуть, как он может быть ввергнут в погибель. А падающему головой в пропасть не помогут и деньги. Ничто не спасет его.
Богатство нечестивых подобно сну. Этот образ, к которому прибегает псалмопевец, может иметь два значения, и, возможно, оба они имеются в виду. Во-первых, как люди, проснувшись, иногда стараются вычеркнуть свои сны из памяти, так и Бог однажды вычеркнет нечестивых во время суда. Может показаться, что Бог спит, потому что нечестивые в течение своей грешной жизни не слышали и не видели Его правосудия. Однако в конце их жизни Бог “пробудится” и уничтожит мечты их, как проснувшийся человек уничтожает свой плохой сон.
С другой стороны, богатство в некоторой степени тоже как сон. Спящему сон кажется реальностью, но он исчезает, как только человек просыпается. Сон пропадает с наступлением утра, и нечестивые так же мимолетны, как короткий сон. Вот сейчас нечестивые со своими удовольствиями и богатствами есть, а в следующий момент их уже нет.
«Когда кипело сердце мое и терзалась внутренность моя, тогда я был невежда и не разумел; как скот был я пред Тобою. Но я всегда с Тобою: Ты держишь меня за правую руку; Ты руководишь меня советом Твоим и потом примешь меня в славу» (ст. 21-24).
Автор признается в глупости своих прежних мыслей и в зависти. “Зависть, которую я испытывал к нечестивым, смешна. Не стоило быть таким глупцом”, - по сути, говорит он себе. Не подумав о шатком положении беззаконников, он позволил греху обмануть себя. То, что он видел, привело его в уныние. Он растерялся и утратил мудрость; но в конце концов он увидел, что, когда размышлял над вопросом, не пошевелил как следует мозгами. Он больше походил на глупое животное, чем на разумного человека.
Но даже не умея разобраться в увиденном, он продолжал верить. Бог как бы держал его за правую руку, не давая ускользнуть от Него. Он держался за Бога - но более важно то, что Бог держал его. Псалмопевец уверен, что, если человек продолжает верить, Бог проведет его через все опасности и испытания и примет затем в славу несмотря на неудачи и недостатки.
«Кто мне на небе? И с Тобою ничего не хочу на земле. Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог - твердыня сердца моего и часть моя вовек. Ибо вот, удаляющие себя от Бога гибнут; Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя» (ст. 25-27).
Ему нечего пожелать сверх того, что он нашел в Боге. На небе и на земле ничто и никто для него не может быть лучше Господа. Тело его ослабеет и, наконец, изнеможет, но Бог всегда будет его жизнью. Он видит, что общение с Богом - величайшее наслаждение на этой земле. Он верит, что его связь с Богом не прервет даже смерть. Бог был с ним в этом мире, и он уверен, что Бог будет с ним в мире следующем.
Отделенные от Бога, несомненно, погибнут, ибо они отделены от жизни. За пределами этой жизни у них нет надежды - как бы хорошо им ни было сейчас. Те, кто обращается от Бога к идолопоклонству или к другой греховной практике, изнемогут и погибнут. Отход от Бога, Источника жизни, может означать только смерть.
III. ПРИМЕНЕНИЕ РЕШЕНИЯ В ЖИЗНИ (ст. 28)
Тот вывод, к которому пришел псалмопевец, ведомый Самим Господом, нужно было применить к жизни. Как вывести этот урок в практику?
«А мне благо приближаться к Богу! На Господа Бога я возложил упование мое, чтобы возвещать все дела Твои» (ст. 28).
Урок очевиден: он должен и дальше вести жизнь благочестивого человека. Во-первых, он хочет быть ближе к Богу, ибо в этом состоит истинная добропорядочность. Нет для него ничего лучше, чем связь с Богом. Он понимает, что богатство приходит и уходит. Он осознает, что может увидеть, как другие получают благословения, хотя и не служат Богу, что может встретить нечестивых, остающихся безнаказанными. Но в любом случае он знает, что благочестие - лучшая жизнь.
Во-вторых, он планирует сделать Бога своим убежищем от печали и трудностей, которые, возможно, придется претерпеть праведнику. Он предает себя Божьим заботам. Он знает, что не может видеть всего, что происходит. Он знает также, что в конце все, чего достигли нечестивые, будет уничтожено, а те, кто ходит с Богом, будут невредимы в жизни и в смерти.
В-третьих, Бог был с ним так добр, что весь остаток своей жизни он хотел бы рассказывать другим о Его благости. Он будет воспевать хвалу Безупречному.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы должны усвоить теоретический и практический вывод псалмопевца. Мы видим кажущиеся несоответствия вокруг себя. Нашего понимания мира и всех дел в нем вполне достаточно, чтобы видеть, как исполняются и будут исполняться Божьи обещания. Мы видим лишь часть того, что происходит в жизни нечестивых. Она может показаться счастливой и беспроблемной; однако истина такова, что смерть не будет добра к нечестивым. Те, кто противится Божьей воле, идут прямиком к катастрофе. Им не поможет ни богатство, ни власть, ни популярность. Оказавшись один на один пред Богом праведности, их жизнь рассыплется.
Хотя жизнь мы видим сквозь пелену, мы не можем не видеть красоту и выгоду благочестивой жизни. Добродетельная жизнь привлекательна для честных, искренних людей, и она приносит благотворный мир, который не может дать беззаконие. Потом, когда наступит конец жизни и все люди войдут в присутствие Бога, Он оправдает для вечности только тех, кто старался жить непорочной жизнью.
Не будьте обмануты беззаконием и беззаконными. Ходите верой, сделав Бога своим прибежищем и восхваляя Его весь остаток своей жизни. Что бы вы ни видели вокруг, отдайте предпочтение благочестивой, а не иной жизни.