В этой серии статей я делюсь с вами описанием структур характера, опираясь на соответствующую теорию Лизбет Марчер. Только рассматриваю эти структуры с точки зрения травм и стрессов, которые откладывают свой определённый отпечаток на формирование характера.
При этом важно отметить, что в каждом возрастном периоде (надеюсь, вы обратили внимание на это в моей предыдущей статье «Структура существования»), в зависимости от того, когда происходит травмирующее воздействие, формируется два типа характера:
🔹 Ранняя позиция структуры характера - при раннем или интенсивном травмирующем воздействии. В начале каждого возрастного периода у ребенка ещё недостаточно собственных ресурсов и энергии на решение стоящих перед ним задач. Поэтому сохранение привязанности, подкрепляющей его необходимыми ресурсами, оказывается важнее себя и своего развития. Чтобы избежать тревоги отвержения и разрыва привязанности, ребенок предпочтет отказаться от своих задач, начинает блокировать или игнорировать собственные импульсы и подстраиваться под требования окружения. Ранней позиции структуры характера свойственны защитные реакции «Уступи» или «Замри».
🔹 Поздняя позиция структуры характера - при позднем или менее интенсивном травмирующем воздействии. К концу каждого возрастного периода ребенок уже набирает достаточно собственных ресурсов и достигает определенных успехов в развитии соответствующих его возрасту функций, поэтому ощущает себя способным сопротивляться и быть настойчивым. Чтобы оградить себя от стресса и боли, он чаще всего на этой позиции выбирает защиты «Бей» или «Беги», то есть выбирает сохранение себя и своего развития в ущерб привязанности.
А теперь давайте посмотрим, как ранние или поздние структуры формируются на следующем после рождения этапе взросления и какой отпечаток травмы накладывают на характер человека в этот период.
🔷 Второй этап от рождения до примерно 8 месяцев - формирование структуры потребностей.
На этом этапе малыш учится распознавать свои потребности, обозначать их, и принимать и усваивать или отвергать то, что предлагается для их удовлетворения. Постепенно, у него появляется уверенность, что, в принципе, в окружающем мире есть все, что ему необходимо, нужно только проявлять настойчивость, ну или немного потерпеть, если пока что-то не складывается.
🔹 Ранняя позиция этой структуры формируется тогда, когда потребности ребенка игнорируются. Ну, например, ребенка заставляют есть строго по часам, вне зависимости от того, когда у него возникает чувство голода или пресыщения. Ребенок отказывается от удовлетворения своих потребностей – не распознает их и не пытается искать способы их удовлетворения. Они привыкает к тому, что кто-то другой лучше знает что ему надо и как это «надо» получить. Поэтому выживать без другого он не может, и, став взрослым, выстраивает отношения в виде слияния с кем-то, кто, по его мнению, будет выполнять роль «взрослого». Безусловно, так как ни он сам, ни другой понятия не имеют о том, что ему нужно, то постоянная неудовлетворенность вызывает много переживаний – от отвращения до ярости. Спасением от этих переживаний может быть профлексия – человек будет делать другому то, что хотел бы получить для себя. Он будет приносить другому в жертву свое время и жизнь и удивляться, почему ему не отвечают взаимностью. Или начнет искать слияния с более простыми в обращении субстанциями, чем другой человек. Например, с алкоголем.
🔹 Поздняя позиция структуры потребностей формируется тогда, когда ребенок уже научился потребности распознавать, но этот опыт был прерван – в силу разных причин он и его потребности отошли на второй план. Например, родился второй ребенок, родители развелись, кто-то из значимых взрослых заболел, родители были заняты на работе и малыша рано отдали в детский сад, и так далее. Или, наоборот, когда в силу возраста количество потребностей ребенка возросло, а родители предпочли удовлетворять только те, которые считали правильными и полезными. Например, ребенок хотел играть, а его сажали за стол и кормили, невзирая на протест.
В этом возрасте малыш ещё в значительной степени зависит в достижении желаемого от взрослых. Поэтому именно от них он и будет требовать удовлетворения, и именно на привлечение их внимания к себе и будет затрачивать все ресурсы. В результате формируется капризный характер, а, впоследствии вырастают манипулирующие и пассивно-агрессивные взрослые, ждущие, что другие будут угадывать их желания и стараться угодить. Естественно, удовлетворение своих желаний они будут воспринимать как должное.
Продолжение следует.
© Юлия Ивлева
#травма #границы #конфликт #агрессия #страдание #комфорт #защиты #бей #беги #замри #уступи