Найти тему
АнтиHRупкость

Как оказать первую психологическую помощь

В контексте программ по подготовке руководителей к реадаптации участников СВО мы обязательно уделяем внимание навыкам оказания первой психологической помощи (ППП). Как обещала, делюсь с вами основными принципами и правилами ППП.

❗️Во-первых, надо помнить, что повышенная возбудимость, агрессивность, конфликтность, тревожность, приступы страха, периодически проявляющиеся у ветеранов боевых действий, – в большинстве случаев это проявления кризиса перестройки психики. Стимулом для появления таких реакций может стать событие, безобидное на взгляд окружающих, но чем-то напомнившее человеку о травмирующей ситуации из прошлого.

❗️Поэтому, нельзя человека обвинять в появлении подобных реакций.

❗️Нельзя повышать голос, наоборот, нужно замедлить речь, говорить тихо, спокойно, короткими фразами.

❗️Чаще обращаться к человеку по имени.

❗️Ни в каком случае нельзя говорить: «Успокойся. Не расстраивайся. Это пустяки. Все пройдет. Я тебя понимаю. Жизнь наладится».

❗️Вместо этого лучше спросить: «Чем я могу помочь?»

Негативная симптоматика может быть разной, соответственно, справляться с ней тоже надо по-разному.

Истерика. Вопреки распространенному стереотипу, что это чисто женское, мужчины тоже могут впадать в истерику. Ее основные признаки это много шума, криков, показательность, демонстративность, разбрасывание вещей и т.п.

В первую очередь надо убрать публику («Коллеги, все - в сад!)

Все внимание забрать на себя: развернуть к себе лицом, добиться подтверждения, что человек Вас слушает

Если не помогает, то можно использовать более сильные средства возвращения в реальность: плеснуть в лицо водой, громко хлопнуть в ладоши и т.п..

Не жалеть, не вступать в спор, не кричать, не винить. Просто побыть рядом. Через 10-15 минут истерика пойдет на спад.

Приступ агрессии, в том числе вербальной

Дать выпустить пар, прокричаться. Уйти от прямой конфронтации (отвернуться, отвести глаза в сторону, встать вполоборота)

Не противоречить, не спорить, соглашаться.

Можно попробовать направить агрессию в другое русло: постучать кулаком, дать что-то разбить.

С мужчинами хорошо работает просьба о помощи, особенно если просит женщина: достать с верхней полки тяжелую папку, передвинуть стол и т.п. – что угодно

Припугнуть наказанием – это не всегда уместно, не каждый среагирует. Ориентируйтесь по ситуации. В любом случае, начинать с этого нельзя.

Страх, тревога, которые проявляются через напряжение мышц, поверхностное дыхание, красные пятна на лице и шее, хаотичные действия.

Очень хорошо помогают дыхательные техники (проще всего предложить вместе сделать несколько глубоких вдохов – выдохов) и любые виды двигательной активности (разминка, пробежка)

Отлично работают техники заземления, одну из которых описала на прошлой неделе Полина Степанова

Можно переключить сотрудника на умственный труд: дать задание написать (несложный) текст, что-то посчитать

Приободрить тактильным контактом (похлопать по плечу, взять за руку)

А еще есть горячая линия психологической поддержки Российского Красного Креста –
8 800 250-18-59. Позвонить на этот номер может абсолютно бесплатно, круглосуточно, любой человек, которому здесь и сейчас необходима ППП.
Если Вы наблюдаете, что симптомы продолжаются на протяжение длительного времени, предложите сотруднику обратиться к психологу. Во избежание возмущения («я не псих!») объясните, что психолог – это не врач. Его задача – помочь быстрее адаптироваться к мирной жизни.

Способность оказать человеку в кризисной ситуации первую психологическую помощь - так же, как и первую медицинскую – непростой, но очень полезный навык. Если честно, я бы обучала этому всех подряд! В такие неспокойные времена мы живем…

Наталья Куликова, HILL International
#СВО #реадаптация #преодолениекризиса