Среди писем, которые присылают в группу на разбор, мне показалось интересным такое сообщение от коллеги.
Вкратце суть.
Девочка учится в 5 классе, очень способная, преподаватель готовит её к поступлению в топовую московскую математическую школу. Одна из проблем при подготовке – боязнь ученицы совершить ошибку.
Ниже часть переписки коллеги с мамой девочки.
Давайте посмотрим, что в этом сообщении не так и как лучше действовать в подобной ситуации.
***
…
Здравствуйте, Ирина. Проблема в том, что любой математик вам скажет:
- Без теории невозможно изучать что бы то ни было
Оля хоть раз переписывала теорию по дробям?
[Форма подачи очень грубая. Явный наезд с самого первого предложения. Лучше сформулировать иначе. Хотя бы не в форме риторического вопроса-претензии. Эта же ошибка повторяется и в пункте ниже]
- Без повторения невозможно изучать ничего
Оля хотя бы раз смотрела прошлые материалы? Вы не думайте, что я просто так трачу время, чтобы абсолютно все материалы занятия прислать. Что я рекомендовал: заниматься по 15 минут в день. За 15 минут можно просмотреть материалы 3-4 прошедших занятий. Если есть вопросы, то их нужно задать мне, если всё понятно, то и проблем быть не может. И да, говоря о повторении прошлого, я имею ввиду, что и прошлогодний наш материал Оля тоже хотя бы раз в месяц просматривает. Может сделать задачу, не читая решения - прекрасно. Не может - прочитала решение. Если по-прежнему не понятно - мне вопрос. Можно прям в мессенджер в эту же секунду, чтобы не забыть задать.
[Школьники в 5-6 классе часто боятся сказать, что им что-то не понятно. В школе в лучшем случае за этим следует укоризненный взгляд учителя, в худшем – плохая оценка. Поэтому ученик привыкает на вопрос «всё ли понятно?» без раздумий отвечать «понятно».
То есть словами проверить понимание ученика практически невозможно. Даже если он честно говорит, что понимает, это может быть иллюзией и самообманом («на занятии вроде понимал, а сам домашнюю не могу решить»).
Проверка понимания базируется на решении практических задач или через дополнительные вопросы от преподавателя.]
- Со страхом ошибаться невозможно научиться что-то делать. [Это не так. Со страхом ошибиться при решении математических примеров можно и нужно работать. С автором мы отдельно обговорили, как именно лучше это делать. Скорее всего оформлю основные тезисы в виде статьи.]
Мы делаем специально быстро и с качественной проверкой. Я вас предупреждал, что я Не МОГУ НАУЧИТЬ ОЛЮ 100% ПРАВИЛЬНО РЕШАТЬ ЗАДАЧУ С ПЕРВОГО РАЗА НА ЧИСТОВИК... [В переписке капслок считается криком. Или всё-таки цель была именно накричать на маму ученицы?] Я сам не умею, боюсь никто из моих знакомых, коллег, именитых учителей, коих у меня по математике было 5 ровно, и ещё с десяток не таких известных, та вот никто из них не может гарантировать, что задача решена верно с первого раза. [«У меня были именитые учителя в количестве ровно 5». Не стоит говорить родителю об уровне своей экспертности или о том, какие у вас дипломы или успехи. Наоборот, подобные слова, как правило, резко снижают доверие к вам как профессионалу. Ни в коем случае нельзя без отдельного запроса самим рассказывать о своих успехах или о том, как и у кого вы учились. Даже при настойчивом запросе делать это нужно максимально скромно. Всё это должно оставаться за кулисами.
Если вы начали работать с ученицей, вам уже дали некоторый карт-бланш. Поэтому ваш профессионализм должен проявляться в текущей работе. То есть здесь нужно просто изучить, как лучше бороться с боязнью ошибок, и постепенно применять это на практике.]
Для того, чтобы убедиться в верности решения существует проверка. Если она сделана честно, то я на 100% уверен в задаче.
Благодаря решению с проверкой я могу решать очень быстро, почти халтурно, однако потом тщательно проверять. Пример: на задачу одноклассник Оли (отличник), тратит 15 минут. Я показываю Оле, как решить задачу за 2 минуты (получить верный ответ), потом за 3 минуты всё проверить и ещё минуты 3 она потратит на запись. Итого у нас есть абсолютно верная задача за 8 минут вместо 15! Я вот этому учу, по сути математические лайфхаками.
[Та самая лёгкость в решении, которая позиционируется как «почти халтурность», весьма обманчива. Если ученику не дать техник эффективного решения задач и не отработать их до автоматизма сначала на простых задачах, то он будет воспринимать их как некую магию. Математические лайфхаки работают только при крепком фундаменте и отработанных навыках.
Что касается проверок, то их тоже нужно ещё уметь выполнять. Соответственно, если вы делаете упор именно на это, то нужно методично учить выполнять эти самые проверки. С поправкой на то, что ученики часто себя не проверяют, так как боятся обнаружить у себя ошибки. Принцип «не проверял – не нашёл ошибок – у меня их нет». Тем более в 5-6 классах. То есть параллельно должна вестись ещё и тонкая психологическая работа.]
Оля сделала проверку? Правильно, - Оля боится переделывать.
У неё вычитается 1,5, она напишет - 1+0,5. Она сделала проверку этого действия? Она прикинула примерный результат. Открою секрет: ни один большой пример не делается без проверок и микро проверок. В уравнения я проверяю каждый шаг, каждую строчку. Не охота после получения ответа всё исправлять, если ошибка в строчке первой или второй....
[Зачем маме ученицы вся эта информация из этого и предыдущего абзаца? Зачем её грузить какими-то примерами и тем, как лучше выполнять проверку? Подавляющее большинство родителей уже забыли школьную математику и платят репетиторам, чтобы самим с ней больше не сталкиваться. Тем более им не нужны все эти методические тонкости вроде особенностей микропроверок.
Ну и сам этот поучающий тон письма, конечно, не добавляет вам очков.]
Я пробовал по разному Оле давать материал. Я никогда не объясняю теми же словами, если тема не понятна.
Я никогда не начинаю и не заканчиваю занятие без фразы: есть ли вопросы? И вот когда мне ученик сказал, что всё понятно, то я могу завершить занятие. [Если завершение занятия происходит только после слов ученика о том, что всё понятно, то в какой-то момент это становится просто ритуалом. Поэтому и не несёт никакой практической ценности. Тем более если общение с учеником построено в схожей манере, как в этом сообщении, то ученик закроется и честно не скажет, что ему не понятно.]
Ну а если всё понятно, то какие могут быть проблемы. Вы ради интереса сравните материалы прошлых занятий и домашки. Просто откройте, например, на компе и на телефоне. Можете сравнить задания прошлых двух домашке и текущей. Там дробные части в некоторых абсолютно одинаковые (целые части изменены незначительно). Я вообще так обычно не делаю, однако это просто, чтобы показать, что Оля это уже писала и может сделать верно.
[Эти задачи реально давались, чтобы ученица что-то усвоила? Или всё же для того, чтобы потом иметь возможность предъявить родителю, «что она уже писала это», а теперь не может? Мама скорее интерпретирует этот посыл как выпад в сторону способностей дочери.]
Ещё может быть проблема во времени занятия...
Может дело в том, что мы проверяем домашку (с исправлениями) минут 20-30, потом пару минут на закрепление, 1-2 задачи на разгрузки и на новый материал 10 минут? Ну что я дам за 10 минут, если нужно ещё и отработать?
Когда вы присылаете домашку, мы можем 50 минут заниматься новым, это сильно лучше... Вообще мой формат - полтора часа нового материала. Полчаса теория и час отработка. Полчаса и час не укладывается в 10 мину, в 50 минут тоже так себе укладывается...
[Вот здесь какой-никакой, но всё же конструктив. Хотя бы в части формулирования проблемы. Однако, если вы работаете только в полуторачасовом формате, зачем тогда соглашаться на другие условия? Тут нужно либо менять подход к обучению, либо настаивать на наиболее эффективном формате. Или отказываться от ученика.]
Среди моих знакомых на вскидку не назову ни одного, у кого есть время. Честно, этот год беда... Пробуйте, узнавайте, я не обижусь, если мы прекрати занятия, я про это уже вам писал. На самом деле Оле тяжело будет с таким подходом в матшколе, хотя в выбранной вами школе сейчас не то, что раньше, однако всё равно тяжело будет.
[Плохая формулировка «я не обижусь». То есть принципиально допускалось, что репетитор может обидеться, если клиент, недовольный результатами обучения, сменит преподавателя? Вместо того, чтобы смягчить возможное недовольство мамы, эта фраза, наоборот, может ещё больше рассердить.
Название московской матшколы я вырезал, чтобы не давать ни рекламу, ни антирекламу. И к тем, кто присылает на разбор вопросы, диалоги с учениками или родителями, просьба не писать конкретных школ, курсов или фамилий.]
****
И в конце разбора пара общих замечаний.
Во-первых, это длина сообщения. Нужно с уважением относиться ко времени тех людей, которые платят за ваши услуги. Пока родитель дочитает всю эту простыню, он будет весьма раздражён.
Во-вторых, нужно больше конструктива, при этом не увязая в частностях.
Здесь помогает формула, состоящая из трёх вопросов, на которые нужно дать ответы в сообщении.
а) в чем суть проблемы?
б) что вы предлагаете?
в) что конкретно вам нужно от родителя?
Это самые простые правила деловой переписки. Если родитель в тексте не видит ответов на эти вопросы, то можно считать, что этот разговор – пустая трата времени.