Найти тему
Ульяна о моде, стиле и шитье

Покупательский экстремизм: зачем и как с этим бороться? Реальные случаи и мой еще один "проект"

Поскольку я не только активный покупатель маркетплейсов, но и изнутри знаю эту "кухню", поработав как самозанятый продавец, то информацию, связанную с предпринимательством, я всегда черпала, а в определенный промежуток времени и намеренно искала, чтобы знать, где соломку подстелить.

Поэтому не могла пройти мимо темы, затронутой на днях в группе ВК "Злой портной", а именно: потребительский экстремизм. Что это такое? Когда покупатель поступает вразрез нормам и правилам в обществе в сфере потребительской сферы услуг, иначе говоря злоупотребляет.

Принято: заказать услугу - дождаться выполнения услуги - оценить услугу, и дальше действовать, если понравилась - принять её, не понравилась - сообщить продавцу об этом и обсудить исправление. Как поступает недобросовестный покупатель: заказывает товар или услугу - проверяет, его все устраивает, с удовольствием пользуется, а затем возвращает с целью наживы (вернуть деньги, чтобы заказать новую услугу или товар). Мошенническая схема, не иначе.

Подбирая фото для иллюстрации статьи, попалась такая картинка, которую я "прочла" так: продавец-покупатель. "Хоть бы пронесло и не было возврата; хоть бы пронесло и удалось обмануть."

Продавец-покупатель. Глядишь - пронесёт, глядишь - обману.
Продавец-покупатель. Глядишь - пронесёт, глядишь - обману.

И вот в вышеуказанной группе женщина просит совета у одногруппников, как ей поступить. Она сама шьет вечерние и нарядные платья из фатина, органзы, беспокоится, что товар особенный, платья одеваются 1-2 раза, высок риск возвратов сразу после мероприятий. Она видит решение такое: снимать с продажи все нарядные платья за 2,5 недели до главных праздников, например, Новый год, 8 Марта, выпускной вечер, то есть в основной покупательский поток. И спрашивает, а что еще можно предпринять. Как обезопасить свою продукцию от злоупотребления со стороны потребителей? Её смущает неудачный опыт коллег, когда нахальные покупатели возвращают поношенный товар или ещё хуже - заменяют его на похожий. Ведь покупают нарядные вещи и в течение года ко дню рождения, например.

Вопрос получил много откликов, предлагали, например, прицеплять ярлык прямо на лифе, чтоб его нужно было отрезать (обычно на спинку крепят, где ярлык легко прячется внутрь спинки).

Или один комментатор описала свою покупку: приобрела брюки, на которых к карману была прикреплена белая этикетка, на которой было написано о необходимости сохранения ее при возврате товара. Причем бирка - не просто картонка, а силиконовая объемная и громоздкая. Это вариант, но, боюсь, лишь способ призвать к ответственности и усыпить бдительность. Покупатель, знающий свои права, все равно вернёт и без бирки, потому что имеет право.

Рассказывали также свои истории. Женщина сделала заказ на фотосессию и подготовилась к ней, сшив нарядные платья для себя и своих двух дочерей. А фотограф, узнав об этом, спокойно сказала, что не нужно было заморачиваться шитьём, просто заказать на том же Озоне, сфотографироваться и вернуть. И утверждает, что большинство её клиенток так и делают. Просто трэш, неужели совести хватает?

-2


Но никто не поделился, что сам поступает таким же образом. Конечно, это стыдно, можно легко схлопотать осуждение и оскорбления от публики. И белой нитью прошло - бороться с недобросовестными покупателями НЕВОЗМОЖНО, нет регуляторов.

Это наглость невероятная и порой ошеломляет меня. Сколько же таких людей еще осталось в стране? Как с ними бороться? Работая над этой статьёй я вспомнила случай и из своей жизни. Я в прошлом предприниматель, и о некоторых моих проектах я уже писала, кому интересно, переходите, читайте статью:

Потом было продолжение этой темы, дам ссылку уже на финальную статью:

Но до этой шапочной темы, я занималась несколько другими делами, о которых еще не рассказывала на канале.

В далеком 2008 году, когда страну накрыл очередной кризис, и когда предприятия и организации начали банкротиться один за другим, попала и я под эту катавасию. Моя любимая организация, в которой я проработала 9 лет в дружном коллективе, сдувалась на глазах, и было очевидно, что ловить уже нечего, с сожалением и грустью я уволилась. Но предпринимательскую жилку мне уже привили на работе, или я родилась уже с ней, поэтому душа требовала развития в этом направлении. Работая после увольнения на основной работе в школе (по профессии я учитель), насмотревшись в летний сезон на выпускниц, придумала, чем еще хочу заниматься - прокат нарядных платьев.

В общем купила я 30 платьев (и детских, и взрослых) у оптовика из другого города, как сейчас помню - марка "Агат". Получила, отфотографировала, разместила на городской доске объявлений, и еще заказала листовки в принт-центре, развешала по всем столбам в своем микрорайоне. И села ждать звонки и заказы.

В общем, вы не смейтесь, мне сейчас тоже смешно. Было несколько продаж и взятие в прокат "со столбов". Потом я все платья продала как б/у либо новые на Юле и Авито. Но не в этом суть. А в том, что вот так с объявления на столбе многие знакомые узнали, чем я теперь занимаюсь, громко это сказано, вернее сказать, в чем я себя пробую.

Нашла в архиве в Юле фото детского платья, которыми занималась
Нашла в архиве в Юле фото детского платья, которыми занималась

Встретила меня на улице так одна знакомая: соседка по подъезду с нижнего этажа, у нее дочь - выпускница начальной школы, нужно платье на праздник. Идёт с дочкой: "Это же твои объявления? Мне как раз дочке надо. Можно померить?" Мне неловко ей сразу при дочке отказать. Почему отказать? Потому что, когда я была подростком, эта Ольга частенько заходила к нам: то это ей понравилось, то другое, брала сходить на свидание (она постарше лет на 5-7), и с концом. Так ушли мой любимый пояс с кожаной пряжкой (модные были в 90-е), широкий ободок, ещё что-то. Но самое главное - она была любительница занимать, просила деньги у мамы и потом месяцами не отдавала, возвращала, только если мама начинала сама спрашивать. В общем безответственный и недобросовестный человек.

И я сразу почуяла, что не стоит связываться с этой Ольгой. Но, она была с дочерью, и я разрешила ей прийти к себе домой померить платье. Идем, и по ходу движения, я ей рассказываю свои условия (я отдавала с залогом), чтобы она поняла, что к чему, и, может быть, сразу бы отказалась. Но нет, не отказалась... Платье одно очень подошло дочке.

Она говорит: "Вот это возьму, послезавтра.

Я: "Ок, столько-то и столько-то".

Она давай мяться: "Да мне всего на 2 часа, мы этикетку спрячем и вернем."

Я коршуном посмотрела и сказала ей чётко-ясно, всё, что накопилось за эти годы, но приличными словами, все же девочка присутствовала: что скидок и тем более бесплатно вещи не раздаю. В том и суть проката, что вещь берется на 2 часа. Обиделась эта Ольга и ушла. Поделом, больше ко мне с расспросами "как дела" не подходила и не подходит, и наконец-то, а то только сплетни собирала.

В общем такие жизненные и злободневные сюжеты, и, наверное, риторические вопросы могут вызывать: что делать, как с этим бороться?

Дорогие подписчики и читатели, пишите, сталкивались с потребительским экстремизмом, а может, если смелости хватит рассказать, и сами не гнушаетесь попользоваться вещами на халяву?

Читайте также:

Не сочтите за труд поставить лайк, подписывайтесь на канал "Ульяна шьет", впереди много швейных и рукодельных проектов!

Поддержать автора комплиментом на карту сбер 5469440012281458