Найти в Дзене

Участвовать нельзя отказаться. Как проектируются конкурсы в детском саду. Часть 1

Оглавление

Друзья, привет. Где будем ставить запятую? Можно сколько угодно говорить о конкурсах, организуемых для детских садов и детскими садами, искать плюсы и находить минусы. Однако стоит признать, что конкурс - это одна из сторон жизни дошкольных образовательных организаций и педагогов в них. Сегодня я хочу поделиться с вами своим опытом и мыслями о том, как вообще должна происходить подготовка к конкурсам, хотя бы на уровне вашей организации. Подготовка нормативной базы и организация информационно-методического сопровождения - эта информация поможет вам понять, как безболезненно встроить конкурсы в педагогический процесс и получить от этого полезный опыт, а не головную боль.

Участвовать нельзя отказаться. Как проектируются конкурсы в детском саду. Часть 1
Участвовать нельзя отказаться. Как проектируются конкурсы в детском саду. Часть 1

Слышу уже возмущенные комментарии о бюрократии, бумагах и так далее. Бюрократия, но, согласитесь, она ложится на организаторов, так называемый оргкомитет конкурса. В случае конкурса внутри ДОУ обычно всю подготовку берет на себя старший воспитатель.

А вот что делать педагогу и как не остаться недовольным процессом проведения конкурса в детском саду, а так же его результатами - ищите ответы в этой статье

Смотрите, о том, что такое конкурсы, их значении в жизни детских садов и педагогов я писала здесь:

А здесь мы разбирали факторы, снижающие мотивацию педагогов, а также сомнительные направления и тематики конкурсных мероприятий:

Пути минимизации рисков, снижающих мотивацию педагогов к участию в конкурсах в детском саду

Среди основных факторов риска снижения мотивации к участию в конкурсе я выделяла разнящийся в продолжительности опыт педагогической деятельности у педагогов, приглашающихся к участию в конкурсах. Как минимизировать? Все просто - при планировании конкурсных мероприятий учесть квалификационные особенности коллектива. Если коллектив неоднороден по возрасту, опыту и другим значимым характеристикам, логично, что и содержание конкурсов должно неоднородным и охватывать различные направления профессиональной деятельности. Это могут быть конкурсы, направленные на выявление положительного педагогического опыта по определенной проблеме, проектирование развивающей предметно-пространственной среды, создание условий для всестороннего развития детей, а так же продуктивного взаимодействия с семьями обучающихся и др. Таким образом, каждый член педагогического коллектива в любом случае сможет проявить себя и быть удостоенным звания победителя или призера.

Что с нехваткой времени? Путь минимизации этого риска лежит ну совсем на поверхности. Содержание конкурсов, в первую очередь, должно определяться годовыми задачами деятельности детского сада, что позволит исключить вероятность перенасыщения деятельности педагогического коллектива конкурсными мероприятиями, и в то же время оставаться педагогически актуальными и позволяющими обогатить опыт по конкретному направлению. Поверьте, в течение учебного года на вас свалят ого-го сколько разнообразных направлений. Поэтому тематики годовых задач будет более чем предостаточно.

Кстати, в одной из статей я писала о подходах к планированию своей работы с точки зрения оптимизации и деятельности по всем направлениям в одном ключе. Почитайте, если интересно:

Сколько конкурсов должно быть в течение года в детском саду?

Универсального рецепта не существует. Все зависит от содержания годового плана работы детского сада в целом. Для педагогов два конкурса - отлично. Это я про те конкурсы, где требуется представление опыта работы по какой-то теме, разработка дидактического пособия или каких-либо других элементов игровой среды. Каждые два месяца - нет, тем более каждый месяц. Что касается подготовки обучающихся к участию в конкурсах - раз в квартал, нормально (я про разнообразные конкурсы чтецов, другие творческие конкурсы, те, где подготовка не будет являться масштабной). Опять же - масштаба нам умеют добавлять. Я уже писала про конкурсы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Мы занимались этим каждый месяц. Видеоролик, агитбригада и так далее. На все это требуется приличное время для подготовки.

Недостаточность методического сопровождения в процессе организации и проведения конкурсных мероприятий в детском саду - часто встречающий риск

Как и недостаток нормативной базы. В связи с чем, у педагогов часто возникает диссонанс между необходимостью участия и тем, чего же от них хотят. В продолжении этой статьи я предлагаю вам свой алгоритм процесса проведения конкурсных мероприятий в детском саду, начиная от идеи и завершая церемонией награждения. Итак, поехали.

Планирование конкурсных мероприятий на этапе проектирования годового плана работы детского сада

Да. Повторяюсь. На этапе проектирования годового плана работы. Потому как утвердим годовой план уже с ними. И не просто с названиями конкурсов, что часто я встречала (а бывало и без названий). На этапе утверждения годового плана уже должна быть подготовлена нормативная база проведения конкурсных мероприятий. А иначе как? Сейчас план согласуем и утвердим, а дальше будем глаза округлять из-за непонятных требований? Нет.

Что понимаем здесь под нормативной базой? Это положения о проведении конкурсов, которые являются приложениями к годовому плану работы детского сада. И на первом установочном педсовете мы знакомим коллег с основными их пунктами: тематикой, задачами, сроками и особенностями проведения и даже критериями. При этом задачи должны быть ясными, максимально конкретными, отражающими годовые задачи детского сада и приближенными к потребностям педагогов.

Таким образом, утверждая приказом годовой план работы детского сада, заведующий автоматически утверждает положения о проведении конкурсов, так как они являются приложениями к этому документу. Состав конкурсной комиссии утверждается здесь же, поскольку это один из разделов положения о проведении конкурса.

Кстати, ребят, предлагаю пообщаться на предмет состава конкурсной комиссии. Ваши мысли на этот счёт? И, конечно, ваш опыт. Как у вас в саду? Мы практиковали разные подходы: включали всех членов педагогического коллектива в состав комиссии, включали только педагогов, имеющих квалификацию не ниже первой квалификационной категории, в некоторых случаях в состав комиссии включалась и старшая медицинская сестра. Вы не поверите, на моем первом месте работы нас, воспитателей, оценивали даже бухгалтеры. Как вам такой подход (бухгалтерия там была своя)? Ну, для количества, что-ли. До сих пор понять не могу.

Друзья, боюсь, получается лонгрид. Давайте тормозить, и на этом месте это сделать логичнее всего. Я рассказала вам о подходах, применяемых к планированию конкурсных мероприятий в детском саду.

Резюмируя, скажу, что к первому сентября детский сад уже должен владеть всеми инструментами, необходимыми для организации конкурсов в течение года. А именно: разработанные и утвержденные положения о проведении конкурсных мероприятий, в приложении к которым в обязательном порядке прописывается критерии (и при необходимости показатели к критериям, я об этом расскажу чуть позже). Педагог должен знать, что его ждет и к чему необходимо готовиться. Я в очередной призываю вас всех анализировать содержание положений на этапе рассмотрения и согласования, высказываться, предлагать альтернативы в случае, если вас что-то не устраивает. Сейчас это сделать более чем реально, позже - проблематично. Как говорится, после драки кулаками не машут. А еще после нее не принимаются аргументы типа "я не знал" (вернее, это даже не аргумент).

Когда методисту подготовить нормативную базу для проведения конкурсов?

Я любила уйти в отпуск с чистой совестью, а выйти из него, не хватаясь за голову. Поэтому к 1 июля вся документация для запуска нового учебного года у меня была готова. К счастью, июнь - месяц относительно спокойный. Если вашим старшим воспитателем это практикуется, вы можете попросить проект годового плана для изучения по выходу из отпуска. Так сказать, будете во всеоружии, тем более, что до нового учебного года будет время подготовиться.

Друзья, в следующий раз обозначим моменты, на которые стоит обратить внимание уже в течение учебного года в процессе подготовки и проведения конкурсных мероприятий, поговорим о форматах проведения конкурсов, оценке конкурсных материалов и подведении итогов.

И еще. Эта статья основана на моем личном опыте работы и сложившемся мнении относительно околоконкурсных вопросов. Этому никто и нигде не учит. Только практика может показать, что работает, а что нет. Ну а ваше право - принять к сведению, проанализировать точки пересечения с опытом вашим и ваших коллег. Взять что-то в работу или сказать "Неее, я так делать точно не буду". В любом случае, буду благодарна комментариям о том, как это делаете вы. С чем согласны? С чем категорически нет? Что не дописала и нужно прояснить? Конструктивизм приветствуется, как всегда. И лайк, само собой, тоже.

Подписывайтесь на канал "Методист в отставке", чтобы не пропустить вторую часть этой статьи. Добра всем нам.