Найти тему

Конкурс или игра без правил? Парадоксы дошкольных будней

Оглавление

Друзья, привет. Затронула в предыдущей статье тему конкурсов в детских садах и собрала от вас очень много комментариев и мыслей на этот счет. Мнения разделились не сильно, редко кто рад участвовать в конкурсных мероприятиях. Большинство коллег признаются, что устали от этого катастрофически:

Давайте подумаем, почему же так происходит? Определим положительные моменты участия педагогов детских садов в конкурсах, поговорим о факторах риска, снижающих мотивацию к участию, а так же разберем направления и тематики конкурсов, которые являются если не корнем зла, то довольно сомнительными. Корвалол не пригодится, лучше поищите в этом перечне элементы абсурдности и не немного отдохните.

Конкурс или игра без правил? Парадоксы дошкольных будней
Конкурс или игра без правил? Парадоксы дошкольных будней

Конкурсы для детских садов и педагогов - где искать положительное и что вызывает недоумение?

В конкурсах, организуемых для детских садов и детскими садами, есть положительные моменты

Дайте подумать. Ну, во-первых, это профессиональное развитие педагога, да. А так же возможность транслировать свой прогрессивный (я надеюсь) опыт в массы. В ходе подготовки к конкурсным мероприятиям совершенствуются аналитические умения педагога, умение вычленить из собственного опыта важные для конкретного запроса моменты и так далее. Конкурсы позволяют педагогу в выявлении собственных дефицитов, что, безусловно, служит стимулом формирования потребности в профессиональном совершенствовании. Красиво написала? Только про мотивацию красиво не получится. Потому что она снижается из года в год.

Что я думаю о факторах риска, снижающих мотивацию педагогов к участию в конкурсах

Давайте здесь кратко:

  • Нехватка времени на подготовку к конкурсам в целом
  • Перенасыщение учебного конкурсными мероприятиями
  • Разнящийся в продолжительности опыт педагогической деятельности у педагогов, приглашающихся к участию в конкурсах
  • Недостаточность методического сопровождения в процессе организации и проведения конкурсных мероприятий
  • Не прозрачная система экспертизы конкурсных материалов
  • Отсутствие или минимальная финансовая мотивация, не оправдывающая затраченные при подготовке временные (и, кстати, финансовые) ресурсы
  • Отсутствие или недостаточный уровень развития презентационных умений, страх выступления перед аудиторией
  • «Нездоровая» конкуренция между участниками конкурса
  • Отсутствие поддержки и понимания в коллективе
  • Направления и тематика конкурсов, предлагаемых педагогам

Сколько насчитали? Целых десять. Возможно, у вас тоже есть мысли по поводу факторов риска, о которых я написать забыла. Пишите о них в комментариях, интересно будет почитать.

Друзья, на самом деле эти риски ликвидировать не получится, но минимизировать их можно попробовать. Как? Давайте поговорим об этом в следующей статье. Поэтому если вы не подписаны на мой канал - велком, приглашаю.

В этой статье поговорим о последнем из факторов риска, а именно о сомнительных направлениях и тематике конкурсов в детских садах

Сразу же обращу ваше внимание, что вы можете не согласиться с моим мнением на этот счет. Оно субъективно и основано на практическом опыте моем и коллег. Так что, если есть конструктивный комментарий - с удовольствием познакомлюсь с ним.

Друзья, я не буду делить конкурсы на предмет главного героя (понимаем под ним ребенка/детей, педагога или детский сад в целом). Ранжировать тоже не планировала, так что не считаем этот список рейтингом.

Конкурсы, к которым предъявляются высочайшие требования даже на уровне детского сада и муниципальном уровне

И самый главный такой конкурс - это, конечно, "Воспитатель года". Конкурс, которого все боятся. Вернее не его, а того, что в этот раз именно за ним придет бабайка в лице администрации и будет заставлять участвовать.

Пакет конкурсных материалов из года в год там стабилен. И если подготовка открытого занятия обычно не вызывает больших проблем, то есть другие испытания. "Интернет-портфолио", например. Когда участвовала в этом конкурсе я, нужно было иметь в обязательном порядке свой сайт, затем требования смягчили и разрешили иметь страницу на сайте образовательной организации. Там, конечно, не так удобно с функционалом, но все же это куда реальнее. Сейчас в качестве личного сайта рассматривают и личный блог, и страницу педагога в соцсети. Интересно, мой блог подошел бы? Об этом, к счастью, я никогда не узнаю.

Далее "Визитка" (загляните в требования к ролику), "Моя педагогическая находка", а затем еще "Мастерская педагога" и "Педагогические дебаты". Масштабы подготовки космические. Но это Федеральный уровень. А что ниже? Ничего, то же самое положение, копированное и вставленное. Почему - примерно понятно, да? Департаменту и Управлению нужны уже готовые, тепленькие потенциальные участники. Хотя можно было бы облегчить подготовку для муниципального уровня (те же сайты педагогами счастливо забрасываются после подведения итогов конкурса). А вот победителя этого этапа уже готовить далее. Другое дело - кому готовить. Гораздо проще взвалить это на детский сад, правда?

Как-то так. Это самый яркий пример, но такой подход встречается часто. Требование нереальных конкурсных материалов, неадекватные критерии оценивания, несоответствующие возможностям конкурсантов и прочее. Временные затраты, в конце концов.

Конкурсы, оценивающие элементарные обязанности педагога

В комментариях недавно увидела упоминание конкурса "Чистые тарелочки", да простит меня автор. Предположу, что конкурс о том, как воспитатели реализуют игровые приемы в процессе приема пищи детьми. Потому что просто выявить особенности сервировки и подачи - ну это как бы мимо. Для этого существует оперативный контроль со стороны старшего воспитателя. Получается методист так любую область контроля с себя может скинуть. Зачем подсказывать и направлять, если можно провести конкурс? Это равноценно прийти комиссией и проанализировать, как дети одеваются на прогулку. Это тоже из области оперативного контроля, здесь не нужны конкурсы. Это прямые должностные обязанности: собрать грамотно детей на прогулку, аккуратно накрыть столы, привлекая в старшем возрасте дежурных, руки перед обедом вымыть как положено.

"Конкурсы-однодневки"

Назову это так. Когда подготовки - на месяц, а "выхлоп" - на день. Даже на один раз. Расскажу об одном из таких конкурсов, в котором мне довелось участвовать. И даже звание победителя (да, я заняла первое место) не переубедило меня. Конкурс назывался "Лучшая сервировка праздничного новогоднего обеда". Слушайте, изощрялся кто как мог. Спасибо моим родителям за то, что родили меня с руками, большую часть атрибутов я готовила сама. Работала также с родителями воспитанников в этом вопросе. Мне, кстати, с ними повезло, таких отзывчивых, да чтоб поголовно, редко встретишь. Дети тоже были уже взрослыми, это была подготовительная группа, поэтому что-то готовили вместе с ними. Цель и смысл какие - создание праздничного настроения для детей перед празднованием Нового года. Праздник был непосредственно после сна. А что дальше? Столько времени было потрачено на дизайн-проект, столько сил (и средств) было вложено в реализацию. Что дальше? А дальше - в коробку убираем и прячем до следующего Нового года. Ну, а учитывая, что я бы потом приняла ясли, то, скорее всего, до поза-поза-следующего. Кстати, праздничный обед и сам праздник состоялись четко в последний рабочий день перед длинными выходными. Как-то так.

Так не должно быть. Если подобные конкурсы организовывать, то атрибуты должны быть универсальными и применимыми в любое время учебного года.

Конкурсы вне решаемых годовых задач учреждения

Ооо. Ну это о том, о чем я говорила ранее. По одному, а то и двум конкурсам ежемесячно. А еще если основная задача работы детского сада в этому учебном году связана с познавательно-исследовательской деятельностью детей, а конкурс мы придумали про центры театрализованной деятельности. Бинго!

Конкурсы, связанные с приобретением инвентаря

Видела в сети "Смотр-конкурс зимнего выносного материала". Хорошо, но что здесь смотреть? Что изготовлено педагогами? Большая часть этого материала должна быть приобретена администрацией, так как подразумевает двигательную активность детей и атрибуты для ее организации, а так же детские лопатки и прочее. Так что, справедливо, что конкурсантами в этом случае должны становиться заведующий, старший воспитатель, ну и завхоз, например.

Конкурсы, связанные с религиозной тематикой

"Пасхальное яйцо" (наверное, что-то творческое) - нашла на сайте одной образовательной организации. В условиях многоконфессиональности детских садов подобные конкурсы я считаю нелепыми. Кроме того, детский сад, как принято говорить, светское учреждение, где подобные мероприятия попросту неуместны.

Конкурсы, содержание которых не отражает направления и приоритеты дошкольного образования

Я уже писала, что в нашем районе задушили разнообразными мероприятиями по профилактике детского должно-транспортного травматизма. В каждом детском саду назначили ответственного за эту работу. И понеслось... Вот однажды мне пришлось участвовать в подобном мероприятии. Это была викторина на знание правил дорожного движения. Смотрите, мое мне на этот счет такое. Зачем включать в содержание вопросы, касающиеся жестов регулировщика или правил парковки? Как эту информацию педагог применит в работе с детьми? Особенно в небольших городах, где ни разу никто не видел ни регулировщика, ни железнодорожного переезда со шлагбаумом и без. Тем более, куда применить знания о парковке транспортных средств? Детский сад - не автошкола. И уж если и брать такое содержание (а именно правила дорожного движения), то акцент следует делать на правилах, доступных детям, а так же моментах, связанных с организацией пешеходных экскурсий. Вот это будет действительно важно и полезно.

Конкурсы, в которых различия в профессиональном опыте конкурсантов имеют существенный вес

Согласитесь, что чаще всего положения о проведении конкурсов не подразумевают градацию на предмет квалификации, опыта и прочего. Я это могу сравнить с борьбой. Давайте возьмем на встречу тяжеловеса и спортсмена из категории до 57 килограммов, к примеру.

До недавнего времени в конкурсе "Воспитатель года" могли принимать участие все без исключения педагоги. Как хорошо, что для молодых специалистов организовали "Педагогический дебют", где участниками становятся педагоги с опытом работы до 5 лет.

Конкурсы, объединяющие всех педагогов детского сада в одни критерии

Как можно сравнить работу музыканта и воспитателя? Психолога и инструктора по физической культуре? Я о том же "Воспитателе года". Как? Почему не предусмотрены номинации по должностям или вообще свой профессиональный конкурс? Про конкурс «Учитель-дефектолог России» (чаще всего в нем принимают участие дефектологи и учителя-логопеды) я слышала, а для других специалистов?

Платные конкурсы федерального уровня

Чего не сделаешь ради баллов к аттестационному отчету? В общем, здесь комментировать нечего.

Конкурсы, в которых анализируя творческие работы детей, в реальности оцениваем работы родителей

Всем знакомо, да? Так же оставлю без комментариев. Кстати, надо еще подумать вот над каким вопросом: победитель и участники детских творческих конкурсов. Я встречала разные подходы к организации подобных мероприятий. Напишу попозже об этом полноценный материал.

Фух, выдохнула. Перечитываю статью. У самой, наверное, как и у вас, назрел вопрос: что, все конкурсы, получается, плохие? Нет. Есть классные, продуктивные, интересные в конце концов. Обязательно напишу и о них. А есть те, о которых я писала выше. В любом случае принимать решение об участии в подобных конкурсах лишь педагогу. Более того, мнение педагога (как и ваше) может не совпадать с моим и быть диаметрально ему противоположным. Эта статья скорее для размышления, а не руководство к действию (или бездействию).

Коллеги, вот что мне пришло в голову уже в процессе редактирования статьи. Есть еще один фактор риска. Высокие амбиции при отсутствии желания делать что-либо самостоятельно. Да, такое тоже бывает, но об этом с другой раз. Так что, пункт номер одиннадцать.

Ну а я прошу вас поделиться своим опытом. В каких абсурдных конкурсах участвовали? Каких результатов добивались? Спорили из-за результатов? Мне и коллегам, думаю, будет интересно. Ставьте лайк к этой публикации, подписывайтесь на канал "Методист в отставке" и не пропускайте новые материалы. Всем добра.