Найти в Дзене

Больше конкурсов в детский сад! или "Вредные" советы от методиста в отставке

Оглавление

Коллеги, друзья, привет. Сегодня хотела к вам с порцией рекомендаций по представлению игрового пособия на педагогическом конкурсе. В метрике нашла несколько подобных запросов, поэтому решила написать полноценную статью. Но поняла, что надо начинать с глобального. С конкурсов как таковых как неоднозначного феномена в образовательной среде. Ребят, оставайтесь со мной, вас ждет много интересного.

Обязан ли воспитатель участвовать в конкурсах?
Обязан ли воспитатель участвовать в конкурсах?

Вообще, конкурсы в детских садах это что-то из области фантастики. Начиная от их количества, продолжая направлениями и тематикой и заканчивая тем, чего ждут от конкурсантов члены жюри. Чаще всего - шоу со спецэфектами. Я называю это так. И, к сожалению, я была свидетелем ситуаций, когда побеждало именно шоу, а не содержание. Кстати, в критериях оценки конкурсных материалов это звучит как "творческое представление". Ух уж это творчество в детских садах... У меня есть на этот счет статья. Загляните, если интересно:

Но статья не об этом, а о том, как вообще конкурсы эти организовываются и обязан ли педагог принимать в них участие

Мне часто приходилось слышать от коллег: "Опять навязали этот конкурс". Да и что таить, сама была заложником ситуаций, когда нужно было участвовать конкурсе добровольно-принудительно. Особенно наш район одолели конкурсы, связанные с профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма. Знаете, мы даже шутили, что работаем на ГИБДД и являемся их внештатниками. Подняла документы за один из календарных годов: по конкурсу, а то и двум в месяц. Как вам?

Вообще, конкурсы, они нужны педагогу?

Да, нужны. Можно говорить пафосно, указывая на необходимость постоянного совершенствования профессиональной компетентности и о том, что конкурсы этому способствуют. Ну как бы вроде и так, да не совсем. Участие в конкурсе - это демонстрация опыта, ранее приобретенного, и анализ этого опыта и сравнение с опытом коллег для определения более прогрессивного. Да, в процессе конкурсных мероприятий развиваются аналитические, презентационные и другие умения педагога. Но все же для большинства педагогов это не самоцель.

Чаще всего педагоги при помощи конкурсов копят заветные баллы для аттестации на квалификационную категорию. И в большинстве своем подобные конкурсы не имеют ничего общего с развитием профессиональной компетентности. Почему? Потому что самые высокие баллы сами знаете где. На федеральном уровне. А спрос на этом уровне только финансовый. 100 рублей - и ты лауреат или победитель, держи до 12 баллов (или сколько там?) в копилку. Конечно, нормальные конкурсы на уровне федерации есть, но так ли просто туда попасть? Я бы сказала нереально. Поэтому, видя в отчетах федеральные конкурсы при отсутствии хотя бы муниципальных и результатов в них, у меня большой вопрос. Но это система, и менять ее не мне, хотя я ну вообще с ней не согласна.

В общем, на федеральном уровне в плане давления руководства попроще, это вроде только для педагога нужно. Но имейте в виду, что в объемных показателях руководителя это тоже указывают.

Спустимся на реальный и близкий уровень, на муниципальный. Муниципальные конкурсы обычно из года в год идентичны. И два самых масштабных (ха-ха, когда-то) - это "Воспитатель года" и "Педагогический дебют". Вот это кошмар для руководителей, а затем и для педагогов, когда руководство начинает атаковать. Знаете, когда в конкурсе "Воспитатель года" (а тогда ещё "Лучший воспитатель России") пришлось участвовать мне, количество участников хотя бы создавало конкуренцию. Порядка 10 человек на наш муниципальный район. Это была удача. В один из последних годов, а я была членом жюри на протяжении нескольких лет, на этом конкурсе было !внимание! два воспитателя. Ну а поскольку управлению нужно было отправить кого-то в область, выбирали, пардон, лучшее из худшего. Грустно. Но и, согласитесь, стимул какой? Туда идут либо великие энтузиасты, либо те, кто не смог справиться с давлением руководства. Кстати, об этом. Писала здесь:

Возвращаясь к тематикам муниципальных конкурсов, они хотя бы известны. И даты плюс/минус стандартные. В связи с чем, морально, практически и документально подготовиться можно.

А что с конкурсами на уровне образовательной организации?

Да, беда часто приходит обычно оттуда, откуда не ждёшь. Так было на первом месте моей работы. Что ни месяц, то конкурс. Что ни конкурс - так масштабный. Что ни конкурс - с аморфными требованиями и критериями и не прозрачной системой анализа конкурных материалов. Нам с коллегами вообще казалось, что темы для конкурсов придуманы начальством за вчерашним обедом и не имеют никакого отношения к тем задачам, которые мы должны решать в течение года. В следующей статье расскажу вам о таких конкурсах и приведу аргументы, почему я считаю их бессмысленными.

И, самое главное, что ни конкурс - обязательное для каждого педагога действо. Насколько это легально? Давайте разбираться.

Имеет ли право администрация детского сада обязать участвовать в конкурсах?

Что нам говорит закон? Заглянем Приказ Министерства образования и науки РФ от 11 мая 2016 г. № 536 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность”. Нам там интересен пункт 2.3

Другая часть педагогической работы, определяемая с учётом должностных обязанностей, ... регулируется следующим образом:
графиками, планами, расписаниями, утверждаемыми локальными нормативными актами организации, коллективным договором, - выполнение дополнительной индивидуальной и (или) групповой работы с обучающимися, участие в оздоровительных, воспитательных и других мероприятиях, проводимых в целях реализации образовательных программ в организации, включая участие в концертной деятельности, конкурсах, состязаниях, спортивных соревнованиях, тренировочных сборах, экскурсиях, других формах учебной деятельности (с указанием в локальном нормативном акте, коллективном договоре порядка и условий выполнения работ).

Резюмирую.

  • Любой конкурс, проводимый в учреждении, должен быть включен в график или план. В случае с детским садом - это годовой план работы. Утверждается он на заседании установочного педагогического совета в конце августа и с этого момента становится обязательным для исполнения документом. Кстати, до этого момента годовой план именуется проектом и возможен к пересмотру и редактированию. Об этом я писала здесь:

В общем все, что вдруг приходит в голову администрации во время обеда - это мимо годового плана. Заставить участвовать в подобном мероприятии невозможно. Если только педагогической коллектив не согласовал это на заседании педсовета, а руководитель затем не утвердил изменения, вносимые в этом случае в годовой план.

  • Конкурсы, организуемые учреждением, должны способствовать реализации образовательной программы.
  • Конкурс не провести без издания руководителем локального акта. Обычно этим актом является приказ, в котором прописываются основные условия участия в конкурсе, период его проведения с обязательной ссылкой на положение о проведении конкурса. Ниже свои подписи ставят ознакамливаемые с приказом, соответственно педагоги. О положениях и их разработке опубликую отдельный материал, следите за публикациями.

Таким образом, проведение конкурса - это та еще волокита, для администрации детского сада в том числе.

Принимать решение об участии в конкурсах вне годового плана работы учреждения только лишь педагогу

Обязать не могут. Могут обидеться и разочароваться, но, как говорится, на обиженных воду возят. Друзья, отстаивайте свои границы. Не взваливайте на себя слишком многое.

P.S. Старший воспитатель не должен о таком говорить. Но я же в отставке. Но и работая, я старалась быть на стороне педагогов, чем занимаюсь и сейчас. Добра всем и грамотного планирования мероприятий, речь о которых шла в статье. Ну и высоких результатов, если вы все же решились на участие в конкурсе.

Переходите по ссылке, рассказываю про факторы риска, снижающие мотивацию к участию в конкурсах, а так же направления этих мероприятий, которые вызывают недоумение.

Ваши лайк и конструктивный комментарий помогут популяризовать эту статью. Не пожалейте их, так этот материал сможет увидеть большее количество педагогов. Участвуете в конкурсах? Поделитесь опытом, как вам? Что нравится, а что не очень или совсем? Занимаете призовые места? Какой выхлоп? Грамота, баллы, стимулирующие выплаты?

Друзья, здесь мы о работе и совсем чуть-чуть о жизни вне стен образовательного учреждения. В Телеграм-канале "Методист в отставке" все с точностью до наоборот, но часто с педагогическим подтекстом. Со мной можно дружить там, ссылку оставлю в закрепленном комментарии.

А если вы хотите поддержать развитие канала "Методист в отставке", переходите по ссылке ниже (СберЧаевые):

СберЧаевые