66,3K подписчиков

Как проверить аккумулятор автомобиля: инструкция

8,7K прочитали
Если аккумулятор сядет, машина может не завестись. Рассказываем, почему аккумулятор разряжается и как проверить его состояние.

Если аккумулятор сядет, машина может не завестись. Рассказываем, почему аккумулятор разряжается и как проверить его состояние.

Нормальное напряжение 12-вольтового аккумулятора — 12,5–14,5 В, в зависимости от того, как проводят измерения — без нагрузки или с нагрузкой. Рассказываем, как проводят проверку автомобильных аккумуляторов, а также почему разряжается батарея.

Причины разрядки АКБ

Чтобы не было проблем с запуском автомобиля, а дополнительные системы работали штатно, должен быть установлен аккумулятор, который подходит конкретной модели. Найти эти данные можно в инструкции по эксплуатации автомобиля или в электронном каталоге запчастей.

Неправильный выбор батареи приводит к быстрой разрядке АКБ — автомобильной кислотной батареи. Например, если установить аккумулятор меньшей ёмкости, чем предусмотрено системой, то он будет быстро разряжаться. Специальные АКБ нужны для моделей, которые оснащены системой старт-стоп. У таких автомобилей с завода установлены аккумуляторы с технологией AGM (Absorbent Glass Mat). Если использовать обычную батарею, то она будет быстро разряжаться и прослужит существенно меньше.

При этом даже качественная автомобильная АКБ имеет ограниченный срок службы. Он составляет около пяти-семи лет в зависимости от условий эксплуатации. Не зря одна из самых распространённых причин разрядки АКБ — возрастная деградация: уменьшение номинальной ёмкости. Это неизбежно происходит с возрастом. Помимо ёмкости, снижается сила пускового тока. По этим причинам пуск двигателя, особенно в мороз, осложняется.

Если аккумулятор сядет, машина может не завестись. Рассказываем, почему аккумулятор разряжается и как проверить его состояние.-2

Если аккумулятор уронили или автомобиль попал в аварию (то есть произошёл сильный толчок при ударе), то в батарее может произойти замыкание. Тогда она не будет работать штатно.

Также могут быть проблемы с зарядкой аккумулятора. Это означает, что генератор не производит нужного количества энергии. Поэтому её будет хватать только для питания бортовой сети. Сбои в работе генератора могут возникать из-за износа деталей механизма, дефектов электрической части или по причине износа приводных элементов.

Если в системе есть дополнительные потребители тока, то энергии, которую вырабатывает генератор, может не хватать. Так чаще всего происходит при установке нештатного оборудования — например, осветительных приборов или сабвуфера.

Если аккумулятор сядет, машина может не завестись. Рассказываем, почему аккумулятор разряжается и как проверить его состояние.-3

В электросистеме могут возникать утечки электричества — например, если в сети или электроприборе произошло замыкание. Тогда аккумулятор может разрядиться за время ночной стоянки.

Ещё одна причина утечек — подключение дополнительного оборудования к неотключаемой цепи. В автомобиле есть электрические цепи, которые обесточиваются после выключения зажигания, другие отключаются через некоторое время после этого. Но есть цепи, которые питаются от АКБ постоянно — например, та, к которой подключена сигнализация. Штатные потребители тока рассчитаны таким образом, чтобы энергии аккумулятора хватало для запуска двигателя даже после длительного простоя. Подключение нештатного оборудования к неотключаемой сети может быть ошибкой или способом облегчить работу электрику. Тогда АКБ будет быстро разряжаться при простое.

Какое напряжение должно быть в аккумуляторе

В легковых моделях устанавливают 12-вольтовые аккумуляторы, а в грузовых — 24-вольтовые. Так происходит потому, что напряжение электросетей этих автомобилей разное.

Показатели напряжения в аккумуляторе зависят от того, как проверяют батарею. Существует два варианта тестирования — без нагрузки и с нагрузкой. В первом случае проверяют напряжение, когда двигатель и электроприборы отключены. Во втором — когда работает двигатель и включены дополнительные системы. Для заряженного 12-вольтового аккумулятора без нагрузки номинальным считается напряжение не менее 12,5 В. С нагрузкой напряжение должно быть не менее 13,5 В. Для 24-вольтового аккумулятора нормой является напряжение 25,4 В.

Как проверить ёмкость и напряжение АКБ

Аккумулятор проверяют без нагрузки и с нагрузкой. Можно использовать обе методики. Если проверить аккумулятор под нагрузкой, то также удастся определить, как работает генератор — будет понятно, выдаёт ли он номинальную мощность.

Для измерения напряжения, которое выдаёт автомобильный аккумулятор без нагрузки, используют специальные устройства — мультиметр и нагрузочную вилку. При этом для правильного теста нужно соблюсти два условия. Во-первых, после того, как двигатель заглушили, должно пройти некоторое время. При идеальных условиях — 12 часов, а минимальный промежуток — два-три часа. Во-вторых, температура окружающей среды должна быть не ниже +18 градусов.

Если аккумулятор сядет, машина может не завестись. Рассказываем, почему аккумулятор разряжается и как проверить его состояние.-4

Для замеров мультиметром нужно:

  • Перевести устройство в режим DC.
  • Установить предел измерения в 20 В.
  • Подключить красный щуп к плюсовой клемме АКБ.
  • Подключить чёрный щуп к минусовой клемме.

Результат измерения будет указан на экране мультиметра.

Напряжение Уровень заряда АКБ 12,7 В 100% 12,6 В 90% 12,6 В 80% 12,5 В 70% 12,4 В 60% 12,3 В 50% 12,2 В 40% 12,1 В 30 % 12 В 20% 11,9 В 10% 11,7 В <10%

Если аккумулятор сядет, машина может не завестись. Рассказываем, почему аккумулятор разряжается и как проверить его состояние.-5

Для измерения нагрузочной вилкой нужно:

  • Подключить клемму к плюсу АКБ.
  • Подключить вилку к минусу.
  • Удерживать вилку в течение пяти секунд.

Значения показаний на табло нагрузочной вилки будут снижаться. Нужно определить нижний предел, до которого опустится стрелка. Он укажет на уровень заряда аккумулятора. В момент присоединения вилки к минусовой клемме АКБ могут возникать искры — это считается нормой.

Показания Уровень заряда >10,2 В 100% 9,6 В 75% 9 В 50% 8,4 В 25% <7,8 В 0%

Для проверки аккумулятора под нагрузкой используют мультиметр:

  1. Запускают двигатель.
  2. Дают двигателю поработать 10–15 минут.
  3. Подключают мультиметр к клеммам аккумулятора.
  4. Включают потребители тока.

При работающем двигателе показатели должны быть в диапазоне от 13,5 до 14 В. После того как включают электроприборы, напряжение должно падать на 0,1–0,2 В — после включения фар, отопителя, мультимедиа. Таким образом можно также проверить работу генератора. Если после включения потребителей тока напряжение упало ниже 13,5 В — это значит, что генератор не выдаёт номинальную мощность.

Если аккумулятор сядет, машина может не завестись. Рассказываем, почему аккумулятор разряжается и как проверить его состояние.-6

Какое напряжение считается критическим

Критическим может быть как слишком низкое, так и слишком высокое напряжение. В первом случае не удастся запустить двигатель, а во втором — можно навредить АКБ.

Если без нагрузки аккумулятор выдаёт 12 В и менее, то запустить двигатель не удастся. Автомобиль придётся прикуривать — от другой машины или от пускового устройства. При этом батарею можно зарядить с помощью специального зарядного устройства.

Если напряжение упало до 9 В и ниже — то АКБ следует заменить. Когда аккумулятор долго находится в глубоком разряде, то в нём начинаются необратимые химические процессы — сульфатация. Она приводит к тому, что пластины покрываются крупнокристаллическим сернокислым свинцом. Полностью зарядить такую АКБ не удастся.

Если напряжение в АКБ при включённом двигателе превышает 15 В, то электролит может закипеть. Тогда могут возникнуть дефекты корпуса аккумулятора и утечки электролита. Также повышенное напряжение в сети ведёт к выходу из строя компонентов электросистем.

FAQ

Если аккумулятора не хватает, можно ли просто поставить АКБ большей ёмкости?

Нет. Генератор рассчитан на работу с АКБ определённой ёмкости. Если ему придётся заряжать большую батарею, его элементы будут быстрее изнашиваться. Поэтому нужно провести диагностику генератора и его ремонт, если обнаружатся неисправности. Если устанавливают дополнительное оборудование, то может понадобиться дополнительный аккумулятор.

Оригинальный аккумулятор лучше аналогов?

Нет, автоконцерны не производят АКБ самостоятельно. На корпусе батареи есть наклейки с информацией. Часто на оригинальных батареях можно найти маркировку производителей. Можно приобрести такой же аккумулятор, но с маркировкой самого производителя, а не концерна. Среди качественных аналогов можно выделить:

  • Bosch
  • Exide
  • Varta

Чем отличаются аккумуляторы AGM?

Такие аккумуляторы используют для автомобилей с системой старт-стоп. Она глушит двигатель при остановке, а затем запускает его перед началом движения. При этом, когда двигатель заглушён, все электросистемы продолжают работать. Внутри таких АКБ установлены пористые элементы из стекловолокна, которые пропитаны электролитом. Эти батареи стоят дороже обычных.

Как заменить аккумулятор?

Для этого нужно удалить крепление (если оно предусмотрено), отсоединить клеммы, а затем снять АКБ и установить новую батарею. После этого нужно подключить клеммы. Некоторым современным моделям также потребуется регистрация новой АКБ в блоке управления. Без этого она не будет правильно заряжаться.

Что делать со старым аккумулятором?

Аккумулятор нельзя утилизировать как бытовые отходы, потому что он содержит кислоты. АКБ нужно сдать в пункт переработки, но проще всего сдать её в профильный магазин. Тогда можно получить скидку при покупке новой батареи. Размер скидки зависит от ёмкости АКБ, которую сдают.

Вывод

Напряжение в АКБ — это важный параметр, который нужно проверить при возникновении неполадок в работе электросистем автомобиля. Проверить напряжение автомобильной аккумуляторной батареи можно с помощью мультиметра или нагрузочной вилки — в покое и под нагрузкой. Если есть нагрузка, то также проверяют работоспособность генератора.

Показания измерительных приборов должны соответствовать номинальным. Если они выше или ниже, то правильная работа систем автомобиля будет невозможна. Если АКБ разрядилась, то её можно зарядить с помощью специального устройства. Если аккумулятор находится в длительном глубоком разряде, то в нём могут начаться необратимые процессы, и тогда батарею нужно будет заменить. При замене АКБ нужно выбирать аккумулятор, характеристики которого соответствуют требованиям производителя.

Читайте также:

Подпишитесь на наш канал, если статья была полезной