Найти тему

Ford Focus 2. Стоит ли покупать в 2024

Оглавление

Одним из самых часто покупаемых автомобилей на вторичке за последние 15 лет является Ford Focus второго поколения. Его популярность обусловлена многими факторами.

Главной изюминкой второго Фокуса стала возможность "собрать" индивидуальную комплектацию "под себя". При достаточно приемлемой стоимости российский человек, после передряг и угнетения девяностых и начала нулевых, мог почувствовать себя человеком, европееееейцем! (для кого-то это почему-то синонимы). Можно было прийти к дилеру Ford и с очень важным видом, тыкая пальцем в опции: "это я хочу, это не хочу", выбрать конфигурацию своего новенького Focus'a.

Именно так появились на вторичном рынке автомобили с аудиосистемой Sony, АКПП, климат-контролем и "на вёслах" и т.п.

К тому же Focus стал первой легковой машиной с дизельным двигателем, производящейся в России. И эти машины нашли своего покупателя. Дело в том, что на момент выхода дизельных Ford Focus на наш рынок солярка была довольно дешева и доступна (не то что сейчас), а кому-то вовсе доставалась бесплатно (привет халявщикам-сливальщикам). Фокусы на дизеле действительно очень экономичны в абсолютных значениях, а учитывая вышеизложенные аспекты,- в финансовом эквиваленте на "горючку" денег практически не требовали.

Благодаря бешеной популярности автомобиля даже появился новый класс общества: офисный планктон на кредитных Фокусах.

Плюшки

Давайте начнём с хорошего и обсудим, какие приятные опции можно получить при покупке Ford Focus второго поколения.

Бегло скажу, что на многих моделях установлены фронтальные подушки безопасности и антиблокировочная система, реже - антипробуксовочная система и система курсовой устойчивости. Электрические стеклоподъёмники в определённой части экземпляров только передние (расширять комплектацию до задних, офисный планктон душила жаба). Встречаются автомобили с передними "попогрейками", эту опцию выбирали чаще жители более прохладных климатических зон или просто мерзлючие люди. Попадаются экземпляры с датчиками дождя и света, так же не редко может иметься круиз-контроль. Управление магнитолой находится слева под рулём. Где-то даже стоят заводские шторки на окнах.

Хочется заострить внимание на опции, которая встречается на Focus'е чаще, чем на других ровесниках из его ценового сегмента - это обогрев ветрового стекла. Причём это не подогрев зоны дворников или какой-то части "лобовика", а полноценный "отопитель" всего стекла! На мой взгляд, эта "плюшка" очень хороша и полезна, но имеет несколько "но".

Во-первых, стоимость такого "лба" заметно выше, чем у стандартного и вылетевший камень из-под колёс впереди идущего грузовика может ударить не только по стеклу, но и по карману.

Во-вторых, (этот вывод вытекает из первого) из-за дороговизны замены опция в авто может иметься, но вот стекло будет установлено обычное (да ещё и какой-нибудь KMK) и чтобы насладиться обогревом, придётся заменить стекло - вновь удар по кошельку.

Двигатель

На Ford Focus 2 устанавливалось 5 бензиновых двигателей.

Мотор, объёмом 1.4л рассматривать не будем, т.к. с ним машина никуда не едет, кузов попросту тяжеловат для этой кубатуры.

Двигатель, объёмом 2.3л так же обсуждать не станем, т.к. это уже версия для фанатов, просто-напросто достаточно редкая и дорогая, чтобы заострять на ней внимание.

Дизель так же нам малоинтересен из-за текущей цены на солярку, а так же стоимости ремонта топливной аппаратуры дизельных двигателей. Автомобиль такого возраста и с таким мотором покупать совершенно нецелесообразно.

Объём 1.6л

Пожалуй, самый распространённый двигатель в линейке. Имеет ременной привод ГРМ, но правильно заменить ремень без помощи специального инструмента практически невозможно.

Загвоздка заключается в отсутствии шпонок на всех шестернях привода ГРМ. Поэтому крайне важно при каждой замене ремня или разборке привода ГРМ менять болты шестерён коленвала и распредвалов на новые и производить их затяжку строго по букварю. Цена ошибки - встреча клапанов с поршнями. Если эта встреча происходит на высоких оборотах, то повреждения двигателя могут быть достаточно серьёзными.

Распредвалы на данном моторе могут оснащаться обычными шестернями, одним или двумя фазовращателями. Их наличие и обуславливает разную мощность двигателей, объёмом 1.6л. В остальном все модификации 1.6 идентичны.

Самой большой сложностью в жизни этих двигателей является необходимость регулировки теплового зазора клапанов. Регулировка происходит заменой толкателя или так называемого стакана (производителю установка гидрокомпенсаторов показалась слишком сложной и дорогой). Данная процедура довольно проблематична ввиду необходимости наличия большого арсенала регулировочных стаканов различных номиналов. Либо требует многоэтапной процедуры с разборкой, замером, сборкой, заказом стаканов, потом вновь разборкой, заменой стаканов и сборкой обратно. Этим конечно же практически никто не занимается.

-2

Поэтому если вы рассматриваете к покупке Фокус второго поколения с двигателем, объёмом 1.6л., то выбирать придётся исключительно из моторов со стуком клапанов.

Справедливости ради скажу, что даже без регулировки клапанов (но при остальном должном уходе и обращении) эти моторы свои 300 тысяч честно выхаживают.

И ещё одной особенностью данного мотора является звон от поршневой при переходных нагрузках (конечно, не как на CFNA VAG-овском, но тоже заметно). Кто-то заморачивается и лезет в мотор, кто-то так эксплуатирует. Даже без вмешательства обычно двигатели ходят хорошо.

Каких-то других особенностей и болезней эти силовые агрегаты не имеют.

Объём 1.8л

По моему личному убеждению двигатель 1.8 - самый неудачный у второго поколения Focus`а.

Из положительных моментов данного мотора - цепной привод ГРМ. Встречал двигатели, где заводская цепь ходит более 300 тысяч. К этому пробегу они уже могут начать неплохо так кушать масло, но цепь будет ещё в приемлемом состоянии.

Дольше заострять внимание на нём не будем.

Объём 2.0л

По сути это 1.8 с изменённой цилиндро-поршневой группой и благодаря этому увеличенным объёмом. Как ни странно, этот двигатель обычно живёт гораздо дольше своего меньшего собрата.

Зачастую до 300 000 километров пробега эти моторы требуют лишь редкого обслуживания: замены прокладки клапанной крышки, катушек зажигания (свечи конечно меняются согласно регламента). За этот пробег обычно единожды меняется водяной насос (кстати, замена довольно проста).

Особенностью двигателей 1.8 и 2.0 является впускной коллектор с изменяемой геометрией. Эта особенность является Ахиллесовой пятой. К пробегу около 180 000 км может начаться подсос воздух через оси вихревых заслонок, лечится это установкой новых второпластовых втулок, после доработки напильником. Процедура малоприятная, но в целом осуществимая.

Вместе с тем периодически выходят из строя электромагнитные клапаны вихревых заслонок. Лечится просто их заменой. Некоторые колхозят клапаны от ВАЗа. Лично я делать этого не рекомендую.

Ещё одной неприятной поломкой является повреждение PCV шланга, который расположен за впускным коллектором. Если данный шланг повреждается, то у двигателя начинают сильно плавать обороты, работа становится крайне нестабильной. Его замена так же не самая приятная процедура.

На 1.8 и 2.0 так же нет гидрокомпенсаторов и установлены обычные толкатели клапанов, но в отличие от 1.6 на этих моторах клапана начинают стучать гораздо позже.

Трансмиссия

На рассматриваемые нами Фокусы второго поколения устанавливалось 3 коробки передач: две механических и автомат.

IB5

В целом хорошая трансмиссия, не вызывающая нареканий до тех пор, пока устанавливается на "небольшие" моторы. Она себя прекрасно показывает и на маленькой Фиесте с ее небольшими двигателями и на Фокусе с агрегатами 1.4 и 1.6 к ней практически не бывает нареканий.

Но конструкторы решили, что данная КПП переварит и момент от 1.8. Не тут то было. Чаще всего в паре с 1.8 IB5 приказывает долго жить. В этой паре в КПП ломает пальцы сателлитов, из строя выходят подшипники. Еще в далёком 2013 году комплект подшипников на эту коробку стоил сильно дороже Б/У агрегата с разборки, сегодня ситуация схожа.

MTX75

Эта механическая коробка мне нравится гораздо больше IB5. Она просто работает. Всегда просто работает.

Данная КПП устанавливалась на автомобили с дизельным двигателем и двухлитровым бензиновым.

Кроме подтекания сальников приводов эта МКПП обычно к себе никакого внимания не требует - меняйте масло по регламенту и будет счастье.

АКПП

Автоматы на Focus'е надёжны и живучи. В целом все проблемы коробки известны и излечимы. Мануалов в сети достаточно, чтобы перебрать коробку своими руками (помимо форда эти АКПП устанавливались ещё и на Мазды, поэтому практика эксплуатации и ремонта имеется огромная). Практически весь ремонт можно осуществить не демонтируя агрегат с автомобиля.

Большая распространённость этой коробки позволит ее отремонтировать в любом сервисе, занимающемся ремонтом АКПП за достаточно вменяемые деньги (по меркам АКПП конечно).

С двигателями 1.4 (на фиесте) и 1.6 автомат уживается прекрасно и ходит довольно долго (при должном обслуживании), на 2.0 его живучесть сильно зависит от манеры вождения. При резких стартах часто страдает дифференциал. При спокойной езде или плавных ускорениях коробка чувствует себя прекрасно.

Система сцепления

Для автомобилей с коробкой IB5 устанавливался одномассовый маховик и "дешёвое" сцепление.

В случае в двухлитровым мотором и MTX75 (и дизель туда же) устанавливался двухмассовый маховик, который в некоторых случаях нужно менять при первой же замене сцепления. Стоимость маховика кусается и поэтому многие за цену двухмассового маховика приобретают одномассовый маховик и сцепление к нему.

Двухмассовый маховик FF2
Двухмассовый маховик FF2

Привод самого сцепления на всех коробках гидравлический и рабочий цилиндр объединён в один узел с выжимным подшипником. Этим обусловлена достаточно высокая стоимость выжимного подшипника (а менять его приходится при каждой замене сцепления).

Выжимной подшипник в сборе с рабочим цилиндром сцепления FF2
Выжимной подшипник в сборе с рабочим цилиндром сцепления FF2

Сама процедура замены не сложная, в профильных сервисах могут произвести замену за 3-4 часа, но дорогостоящая из-за стоимости запчастей и просто потому что это Focus.

Подвеска

Передняя подвеска у Фокуса типа Макферсон. Из хитростей - только задние сайлентблоки передних рычагов, которые с конвейера идут гидравлические (с жидкостью внутри для лучшего демпфирования). Дешёвые заменители представляют из себя просто резино-металлические изделия, дорогие (например, Lemforder) так же будут гидравлическими.

Я предпочитаю устанавливать полиуретановые сайлентблоки. Вреда от их установки точно нет, а положительные отзывы о более чуткой рулёжке имеются. Но полиуретан - это на любителя, поэтому есть много его почитателей, и ровно столько же противников.

Есть нюанс с проседанием передних пружин на 1.6 и 1.8. Лечится установкой новых. Для увеличение клиренса и срока службы, можно установить пружины от дизельной версии.

Задняя подвеска многорычажная. В зависимости от того, какие сайлентблоки были установлены предыдущим владельцем (а они уже точно меняны на 99% Фокусов) и какие нагрузки были у задней оси автомобиля, будет зависеть срок службы задней подвески. Вообще, замена задних сайлетблоков процедура для Ford Focus достаточно частая (если сравнивать с другими автомобилями, той же Спектрой или Акцентом).

В основном разбирается задняя подвеска без особых проблем (особенно, если предыдущие мастера смазали все болты при сборке), но бывают ситуации, когда приходится пилить практически все крепёжные элементы. В этом случае проще скинуть задний подрамник на землю целиком и уже заниматься хирургией, имея больше свободного пространства.

Если вам захочется облегчить жизнь себе и слесарю, который будет заниматься ремонтом (возможно это один человек), то можете прикупить готовый комплект рычагов с болтами. Правда, в этом случае облегчится и ваш кошелёк. Так называемые "ушастые" сайлентблоки перепрессовывать всё равно придётся, продольный рычаг в комплектах не продаётся и его никто не меняет из-за крайне высокой стоимости.

Для экономии мы рекомендуем нашим клиентам замену сайлетблоков отдельно, за исключением подпружинных рычагов - их мы настойчиво рекомендуем менять целиком. Дело в том, что из-за конструктивных особенностей после выпрессовки старых сайлентблоков, посадочные места "проседают" и новые сайленты устанавливаются без каких-либо усилий, а иногда вовсе пролетают со свистом. По просьбе клиента приходится приваривать обоимы сайлентблоков к рычагам, что кратно снижает их ресурс. В итоге клиент всё равно меняет подпружинные рычаги.

Разобранная задняя подвеска FF2
Разобранная задняя подвеска FF2

Ходовая часть

"Больным" узлом всех фокусов являются передние ступичные подшипники. Они меняются в сборе со ступицей. И нет бы сделать ступичный со своим корпусом, который бы прикручивался к кулаку (как на тех же Октавиях A5), но нет, на Фокусе наружная обойма подшипника прессуется в поворотный кулак. Чтобы правильно произвести замену переднего ступичного подшипника вновь нужен спец. инструмент (прямому монтажу мешает уже запрессованная в подшипник ступица).

Замена переднего ступичного подшипника FF2 при помощи спец. инструмента
Замена переднего ступичного подшипника FF2 при помощи спец. инструмента

К слову, многие мастера "забивают" на спец. инструмент и прессуют внаглую через саму ступицу.

Задние ступичные подшипники так же меняются в сборе со ступицей, но наружная обойма подшипника уже находится в корпусе, который болтами прикручивается к продольному рычагу (могли же так и спереди сделать).

Ещё одним подшипником, который требует регулярной замены является подшипник промежуточного вала правого привода. Зачастую владельцы Фокусов забывают про его наличие и услышав гул, меняют ступичный подшипник, вместо подвесного.

Рулевое управление

Из проблем системы рулевого управления наблюдается выход из строя рулевой рейки. Проявляется эта неисправность стуком "в ноги" и течью масла из пыльников рейки. Лечится либо заменой, либо ремонтом. Стоимость китайской рейки сопоставима стоимости ремонта. Ресурс тоже достаточно схож (многое конечно зависит от качества ремонта).

На автомобилях с двигателем 1.6 часто встречаются сложности с работой насоса гидроусилителя. Внутри насоса стоит редукционный клапан, который со временем начинает клинить и усилитель перестаёт усиливать. На начальном этапе устранить проблему можно заменой этого клпана (подходят от Транзита), в более запущенных ситуациях - только замена насоса.

И ещё одной частой неисправностью можно назвать течь жидкости гидроусилителя со штуцера трубки высокого давления в месте подключения к насосу. Штуцер возможно заменить отдельно. В случае косяка во время распила старого штуцера - меняется магистраль целиком.

Штуцер трубки высокого давления ГУР
Штуцер трубки высокого давления ГУР

Тормоза

С передними тормозами проблем практически никогда не возникает. Тормозная система стоит от ATE, с металлическими направляющими в резиновом теле. Самое главное при замене колодок - очистить направляющую от прилипшей выработанной резины и ни в коем случае не смазывать. Такая система от ATE должна работать "на сухую".

С задними же тормозами всё не так однозначно. Дисковые тормоза той же системы ATE проблем не вызывают и являются желанным апгрейдом владельцев авто с барабанным задним тормозом.

Как недавно выразился один наш клиент: "Барабаны? Барабаны - это боль..."

Переход на "диски" сзади осуществляется довольно нехитрым способом, но влетает в копеечку. Поэтому некоторые готовы "страдать" с барабанами.

На самом деле не так страшен чёрт, как его малюют. Просто барабанный тормоз требует к себе больше внимани. Желательно несколько раз в год проводить его инспекцию. Самым важным и нежным элементом является механизм автоматического развода колодок, вот его то и нужно регулярно чистить и обслуживать.

Кузов

Про кузов много говорить не придётся. Дорест - гниёт, рест - нет.

У всех дорестайловых Фокусов (до 2008 года) проблемы с порогами. Если их не заменили до вас, то это бремя ляжет на ваши плечи. В остальном всё ходит плюс-минус неплохо, но рестовые экземпляры сохраняются лучше благодаря цинку.

Электрика

По электрики у Ford Focus второго поколения всего 2 основные серьёзные проблемы.

Первая - это приборная панель, внутри которой страдает пайка и выскакивают ошибки по Can-шине (автомобиль может перестать заводиться). Лечится это всё безобразие пропайкой приборки. Если не помогает - то заменой.

Вторая проблема находится под капотом в блоке предохранителей и реле. В этом блоке окисляются дорожки и электрооборудование начинает чудить. чаще всего сгнивает силовая линия питания. Об этом грамотнее расскажут электрики. В принципе проблемы тоже известные и уже многократно устранённые.

Прочие особенности

Статья и так уже вышла не маленькая, поэтому бегло пройдусь по некоторым "приколам" Ford Focus 2.

Чтобы замерить давление масла на моторе 1.4-1.6 нужно снять стартер, чтобы добраться до датчика давления, установить манометр вместо датчика давления, установить стартер, сделать замер, снять стартер, вернуть датчик на место, установить стартер обратно. И это всё на горячем моторе... Либо обжигать руки, либо тратить целый день с ожиданием остывания двигателя.

Замена мотора отопителя и реостата печки - та ещё камасутра или йога (кому как приятнее). Для замены сего добра вам понадобится гибкость змеи и весь ваш матерный запас.

Замена салонного фильтра производится всего-то со снятием педали газа.

Приводные ремни навесных агрегатов эластиные и натяжителей не имеют. По мурзилке устанавливаются при помощи специального инструмента. В реальности возможно обойтись лишь поддержкой какой-то матери, но есть шанс повредить длинный ремень

Если передний подрамник снимается впервые, берегите лицо. Зачастую при отворачивании болтов крепления подрамника гайковертом, всю физиономию забрызгивает неведомой чёрной жидкостью.

Зато фары крепятся всего одним винтом на каждую.

Гидравлическую опору двигателя придётся менять с завидной частотой (помним про передние ступичные и заднюю подвеску). По опыту, дешёвый китай (но не весь) вполне оправдывает свою стоимость и в этом соотношении ходит не хуже того же Лемфёрдера.

Топливный насос (а так же фильтры грубой и тонкой очистки топлива) меняется со снятием бака. Некоторые любители кроилова выпиливают окно в кузове под задним диваном, но я такие операции не одобряю.

Заводские шаровые опоры приклёпаны к рычагу и для их замены придётся повозиться с дрелью, чтобы извлечь клёпки.

Итог

Ford Focus 2 - всё же автомобиль для ремонта в сервисе. Это уже та модель, которую производитель достаточно усложнил, чтобы обывателю своими руками ремонтировать и обслуживать её было сложно. Поэтому ведя разговор про бюджетные машины, я отдаю предпочтение более простым автомобилям, которые вполне реально чинить своими силами, не прибегая к услугам специалистов. Но с точки зрения комфорта и наличия опций, Фокус конечно же зачастую превосходит такие авто.

Реально ли найти живой Focus сейчас? Можно найти ухоженную машину, но за очень неприятный прайс. По низу рынка будут дрова на коленях.

Можно ли купить Фокус и кататься без вложений? Эта машина прощает наплевательское отношение к себе довольно долго, поэтому да, вы можете купить более-менее живой, укатать его в хлам и продать достаточно выгодно. Его всё-равно купят. Если же вы хотите полностью исправный аппарат, то вкладывать в него придётся.

Стоит ли покупать FF2 в 2024? Если вы готовы мириться с необходимостью регулярного (и не самого дешёвого) ремонта подвески и ходовой, с его некоторыми техническими особенностями, то конечно стоит. Автомобиль в целом достаточно надёжен и неприхотлив, запчастей для него на складах поставщиков ещё валом.

Я неустанно повторяю и буду повторять, что выбор столь старого автомобиля в довольно низком бюджете - это всегда лотерея. С такими машинами речь уже не может идти про какую-то прогнозируемость. Сломаться и отвалиться может что угодно и когда угодно. Приобретая такой автомобиль нужно однозначно закладывать не малый(в сравнении со стоимостью покупки) бюджет на его последующий ремонт (он обязательно случится) и постоянно отдавать себе отчёт, что как ни крути - это уже старое ведро с болтами и гайками (которое на мой скромный взгляд лучше некотрых новых отечественных вёдер), и оно будет требовать внимания к себе, возможно не в самые удачные для того моменты.

-8