Проектная деятельность является высокоэффективным средством обучения. Достижения современной науки и технологии существенно модернизировали метод проектов, по сравнению с 20-ми годами прошлого столетия, когда метод впервые был применен на практике. ФГОС уверяет нас, что проектная деятельность вносит огромный вклад в формирование метапредметных результатов образования.
Однако, если снимите розовые очки, то увидите (учителя уже увидели), что никакого «выхлопа» от данного метода нет. В большинстве школ под "проектами" подразумевают написание рефератов, а все, чему научились дети – это использовать нейросети и грубо плагиатить тексты других «исследователей» без исправления на очевидные ошибки.
Бездумное исполнение.
Проектная в школе — это форма обучения, которая предполагает самостоятельную работу учащихся над конкретной проблемой.
Дж. Дьюи полагал, что в основе исследования должна лежать лично-, социально-значимая проблема, которую ребенок должен решить, используя познавательные, творческие и другие способности.
В. Х. Килпатрик говорил, что исследовательская работа выполняется учеником с большим интересом если проблема выбирается свободно и лежит не в русле учебных дисциплин. Результат работы – приобретение жизненного опыта. Его лозунгом было «Все из жизни – все для жизни».
Ребенок должен сам проявить инициативу решения проблемы, а не выполнять ее «из-под палки» или страха получить справку «не освоил учебную программу». Проект не должен ложиться ненужным, грузом на плечи учителей и школьников.
Проект – не реферат.
Неправильное исполнение приводит к неправильным результатам. Для большинства учителей проект – сугубо теоретическая работа, заключающаяся в сборе информации по проблеме. Результатом такой работы является печатное издание – реферат.
Однако, результат проекта – осязаемый, материальный продукт, который в перспективе способен решить проблему, или уже ее решил. Результат проектно-исследовательской деятельности – приобретение субъектом исследования новых знаний и навыков учениками, развитие его творческого, критического мышления, а также самостоятельности.
Реферативное изложение описывает ход работы, но не является ее исходом. Причиной этого явления, является незнание учителями основ проектной деятельности, а также незаинтересованность в осуществлении такой работы.
Нужно ли отменить?
Проектная деятельность действительно может быть полезной, но только в том случае, когда для нее имеются возможности, ресурсы и желание. На данный момент большинство школ не могут обеспечить материально-техническую базу для проведения исследований.
Так же, нет понимания того, что проектно-исследовательская работа – это специфическая деятельность подвластная не всем, а ученик с исследовательским складом ума – это редкость. Учитель хоть и способен взять роль научного руководителя, но нет желания и сил. Для этого в школы должны привлекаться специальные, обученные кадры.
Литература:
1. Лазарев В. С. Проектная деятельность в школе: неиспользуемые возможности // Вопросы образования. 2015. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-v-shkole-neispolzuemye-vozmozhnosti (дата обращения: 11.11.2023).
2. Тарасова И. П. Метод проектов в образовательном учреждении // Приложение к журналу «Профессиональное образование». 2004. № 12. – С. 110