Портрет – отображение отдельно взятой личности, возможность запечатлеть образ конкретного человека. Русскому сознанию, менталитету это поначалу казалось чем-то тщеславным, бренным. Ну что за мысль, право, живописать – переводить краски, материалы, усилия, время – на то, чтобы оставить в вечности себя любимого…
Ведь если запечатлевать кого-то или что-то, так пусть это будет общественно значимым, важным и в контексте времени, и в отношении места. И то ли дело – воплотить в искусстве лик святого, отобразить величие государя, воеводы, составившего славу родной земли…В общем, портретная живопись на Руси, конечно, была – еще в эпоху Средневековья, но ограничивалась в основном писанием икон. Первые портреты конкретных людей стали появляться лишь в XVII веке, и, что понятно, отображали как раз-таки оставивших в истории след наших соотечественников. Цари, члены их семей, приближенные, полководцы. Но, увы, далеко не многие из тех портретов не дошли до нашего времени. Поэтому мы рассмотрим известных живописцев XVIII – XX веков, чьи работы сегодня представлены в государственных и частных коллекциях и высоко ценятся на аукционах.
Владимир Боровиковский начинал свою живопись с иконописи, однако после переезда в Санкт-Петербург, эту светскую столицу, быстро прославился на весь город модников своими прекрасными портретами. Заметила его и сама Екатерина II, в результате чего позировали художнику и императрица, и ее приближенные с семьями.
В те годы набирал моду сентиментализм, который в исполнении Боровиковского умело сочетался с академической живописью. В результате этого акцент смещался со статуса на индивидуальность героя, на передачу его чувств и внутреннего мира через плавность линий, мягкость переходов, органично подобранный фон. Вспомним несколько таких чувственных портретов кисти Владимира Боровиковского: портрет сестёр Гагариных, Лопухиной, Нарышкиной.
Эти работы написаны художником в течение пяти лет и стали отправной точкой для его сентиментальных портретов. В них на первое место выдвигается женственность, мягкость и чувственность девушек вместо их высокого положения в обществе, что подчеркивается спокойным гармоничным фоном, плавными линиями и мягкими переходами одного оттенка в другой. Такой подход был оригинальным для своего времени и быстро сделал художника знаменитым.
Другого прекрасного мастера - Ореста Кипренского - пригласили работать при дворе великой княгини Екатерины Павловны, а затем, при поддержке императрицы помогли совершить творческую поездку за рубеж. Помимо знатных персон, Орест Адамович запечатлел своих друзей и современников, благодаря чему сохранились его чудесные и узнаваемые портреты Пушкина, Жуковского, Давыдова, Трубецкого.
Знаем мы и автопортрет мастера 1828 года. Расскажем подробнее о последнем. В 1870 году его приобрел в свою коллекцию Павел Третьяков. Работа и поныне находится в Третьяковской галерее. В этом автопортрете Кипренский изобразил себя в характерной для него манере романтизма. Мы видим на нем восточный халат, на которые тогда была мода, некоторую небрежность в прическе и рубашке и целую гамму чувств на лице. Это и любезная полуулыбка, и проницательность ко всему происходящему, и некоторая тревога за будущее.
...В XIX веке трудилась целая плеяда талантливых русских художников, среди которых значатся и Репин, и Васнецов, и Суриков, и Брюллов, и Перов, известные и в качестве портретистов. Так, Василий Перов был передвижником и работал над социально-психологическим портретом, демонстрируя духовный мир через разнообразные чувства моделей. Критики отмечали, что художнику удалось добиться невероятной правдивости в своей портретной живописи и чего-то неизменного, что никогда не выйдет из моды.
Перов написал множество портретов известных русских писателей, ученых, деятельных персон. Многие из них художник писал по заданию Павла Третьякова, и они выходили столь удачно, что образы различных известных русских представителей культуры, искусства или науки слились с теми, что созданы умелой рукой талантливого Перова.
Карл Брюллов стал зачинателем русского романтического портрета. В своих работах мастер он уделял большое внимание не статусу героя или передаче его портретного сходства, а его психологическому образу. Благодаря особому колориту, передаче эмоций и подбору подходящего интерьера художнику удавалось знакомить зрителя с характером и интересами героя. У Брюллова наиболее значимые портреты -«Всадница», портрет Крылова, картины «Итальянское утро» и «Итальянский полдень».
Среди многочисленных удачных портретов Перова мы в качестве примера возьмем портрет Островского. Эту картину считают одной из лучших не только среди работ художника, но и в русской портретной живописи в целом. Перов любил творчество Островского и запечатлел его без пафоса и прикрас таким, каким нередко видел. Великий драматург предстает перед зрителем в домашней одежде без эффектного фона или красивых атрибутов. Это помогает сосредоточиться на его пытливом взгляде, проницательности и глубоких эмоциях. Портрет быстро стал известным, переместился в Третьяковскую галерею и позже неоднократно печатался на марках.
Многочисленных представителей интеллигенции тогдашнего интереснейшего и бурного времени, когда сочетались прогресс и философия, изображали Крамской, Маковский, Васнецов, Суриков. Иван Крамской использовал особый глухой фон, который позволял зрителю сосредоточиться только на чертах лица изображенной персоны и не рассматривать ненужные детали.Маковский же, наоборот, окружал каждого героя изобилием деталей, а самого его изображал идеальным в роскошной обстановке.
На рубеже XIX и XX вв. антрепренер Сергей Павлович Дягилев, еще до того, как основал свои легендарные "Русские сезоны", устроил потрясающую выставку русских портретов.
Открыв этот уникальный жанр и России, и миру. Ведь именно в портретной живописи мы наблюдаем не просто лица известных и не очень людей. Мы вглядываемся в лица эпохи, быт, нравы и смысл другого времени нашей страны.
Мстислав Добужинский так отзывался об этой портретной выставке, подытожившей успехи жанра в России: "Никто, кроме Дягилева, в то время не мог бы взяться за это грандиозное предприятие. Не говоря об его организаторском таланте, энтузиазме и любви к XVIII веку, особенно русскому, он обладал глубокими знаниями в этой области".