Найти тему
КонсультантПлюс

Верховный суд обобщил практику по защите прав потребителей

Оглавление

Может ли продавец отменить интернет-заказ из-за некорректной цены? Вправе ли покупатель заменить автомобиль из-за некачественной обивки сидений? Какая продолжительность гарантийного срока при покупке квартиры? Ответы на эти и другие вопросы найдете в обзоре на сайте КонсультантПлюс по ссылке https://www.consultant.ru/legalnews/23607/.

Интересные споры.

Причинение вреда здоровью покупателя не исключает взыскание потребительского штрафа

Не успев сделать покупку, гражданка получила травму из-за обледеневшей лестницы магазина. Продавец добровольно не компенсировал моральный вред. Верховный суд указал (п. 1 Обзора):

· потребителем является не только тот, кто уже купил товар, но и тот, кто намеревался это сделать;

· продавец обязан обеспечить безопасные условия для здоровья потребителей и сохранности их имущества;

· возникновение деликтного обязательства не исключает применение мер ответственности, предусмотренных Законом о защите прав потребителей.

Управляющая организация отвечает за ненадлежащее качество услуг не только перед жильцами дома

На автомобиль гражданина упал камень с крыши дома. Гражданин в этом доме не живет. Нижестоящие суды посчитали, что в этой ситуации он не является потребителем услуг управляющей организации, которая была обязана обслуживать крышу.

Верховный суд не согласился с этим подходом и признал право на взыскание морального вреда и потребительского штрафа (п. 2 Обзора).

Продавец не может в одностороннем порядке изменить цену интернет-заказа или отменить его

Покупатель сделал заказ в мобильном приложении и полностью его оплатил. Продавец сообщил о невозможности доставить товар и вернул деньги.

Возник спор:

· покупатель потребовал передать товар;

· продавец потребовал признать договор недействительным, ссылаясь на технический сбой, из-за которого на сайте отображались некорректные (сильно заниженные) цены.

Верховный суд указал: договор купли-продажи заключен и должен быть исполнен. Нет доказательств того, что покупатель должен был распознать наличие технической ошибки в публичной оферте (п. 3 Обзора).

Даже если продавец заранее предусмотрит условие о своем праве аннулировать оформленный заказ, это условие незаконно (п. 4 Обзора).

Документ: Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.10.2023).

Открыть обзор в системе КонсультантПлюс

https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=460140&dst=100001%2C1&date=25.10.2023&demo=1

Получить бесплатный пробный доступ к КонсультантПлюс https://login.consultant.ru/demo-access/

#консультантплюс #законодательство #новости_консультантплюс #юрист #защитаправпотребителей #правапотребителей #бизнес #торговля #Верховныйсуд #судебнаяпрактика