Жизнь нередко преподносит сюрпризы, тут многое зависит от нашей реакции. Когда мир перестаёт отвечать ожиданиям, даже взрослые нередко теряются и уходят в состояние стресса, не зная, как правильно отреагировать. А детям найти верный выход из травмирующей ситуации очень сложно.
Тема стресса в современном мире становится громче, всё чаще звучит вопрос: как с ним быть? Кто-то пьёт магний и другие добавки, кто-то уходит в спорт, некоторые учатся экологично выплёскивать эмоции. Но это позитивные сценарии, а ведь они случаются далеко не всегда.
Детям приходится нелегко: огромное количество информации, высокая занятость родителей, эмоциональная усталость, неблагоприятные факторы окружающей среды, межличностные конфликты в коллективе и семье. Всё это серьёзная нагрузка для психики.
Сегодня на тему детского стресса поговорим с врачом-травматологом, специалистом по психосоматике и мануальной терапии, отцом троих детей — Сергеем Александровичем Пильниковым.
— По каким признакам родитель может понять, что у ребёнка стресс?
— Что такое стресс? Это состояние высшего напряжения, реакция на раздражители. Как мы можем понять, что у ребёнка именно такое состояние? Нужно обратить внимание на его неестественное поведение, жалобы. У маленьких детей стресс часто проявляется плаксивостью, нарушением стула, утомляемостью, кожными высыпаниями, нарушением аппетита. Если не в порядке кишечник, то и кожа будет не в порядке. Есть понятие раздраженного кишечника, то есть этот орган первым реагирует на психологическую встряску. Всё, что не связано с инфекциями, заболеваниями и обычным нормальным поведением, можно интерпретировать как признаки стресса.
Если ребёнок раздражителен, плохо и беспокойно спит, разговаривает во сне, замыкается, уходит в себя, неадекватно реагирует на какие-то просьбы — это проявление стрессовых реакций.
Родитель здесь должен чутко реагировать. Проблема современных мам и пап (я не говорю обо всех, но очень многих) в том, что на общение с ребёнком не остаётся времени и сил, чтобы разговаривать, общаться, что-то вместе делать. Но нужно находить возможность поддерживать позитивный контакт, чтобы вовремя заметить проблему.
— Чем может помочь родитель, когда видит, что маленький человек переживает стресс?
— Первое — занять его позицию, постараться выяснить причины без крика и шума, то есть стать другом. Разговорить, понять и найти какие-то решения. Ребёнок менее опытен, чем взрослый, соответственно может неправильно оценивать ситуацию. Необходимо вместе разобрать проблему по косточкам с позиций реакций, причин и следствий. То есть старший должен проявить себя в позиции психолога, ни в коем случае не ругаться, не повышать голос. Нужно именно сопереживать.
— Как стресс влияет на здоровье ребёнка?
— Есть стрессы кратковременный и затяжной. Кратковременным может быть даже какая-то радость, он наступил и кончился, после следует фаза расслабления. Чем короче стресс, тем быстрее приходит расслабление.
А чем долгосрочнее стресс, тем дольше не наступает фаза релаксации, и тем дольше человек находится в напряженном состоянии. Вот это уже ведёт к каким-то последствиям, здесь можно нахватать всяких соматических патологий. Например, классическая «чикагская семёрка» (гипертония, колит, астма, диабет, нейродермит, артрит, гипертиреоз).
Психосоматика как наука давно доказала свою состоятельность. У болезней чаще всего имеются психологическая предпосылка, негативные чувства и эмоции, вызывающие патологические состояния: страх, гнев, злобу, обиду.
— Психосоматика у детей проявляется так же, как и у взрослых? Как понять, что уже пора идти к врачу-специалисту?
— Если не помогают никакие ваши действия, и день изо дня ребёнок раздражён или находится в унынии, не радуется чему-то — нужно обращаться к специалисту.
Рекомендую искать опытных, проверенных врачей, потому что неопытный может такой огород нагородить, что потом и крутому профессионалу будет тяжело его разобрать.
Посмотрите отзывы, найдите достойного человека, способного помочь ребёнку и семье в целом.
— Как укрепить психику ребёнка?
— Нужно с ним проводить больше времени. Чем больше малыш или подросток с родителем, тем больше копирует его поведение. Если у родителя стойкая психика и он мало раздражается, ребёнок будет интересоваться, задавать вопросы: почему тут так произошло, а ты себя так повёл?
Нужно объяснять, рассказывать, говорить и задавать ответные вопросы: почему его что-то беспокоит, почему он на что-то раздражается? То есть вступать в диалог.
— Влияет ли режим сна и бодрствования на сопротивляемость стрессу?
— Качественный сон очень важен. В Ведах есть интересная информация, что вся психологическая нагрузка, полученная человеком на протяжении дня, усваивается в период с 20 до 24 часов. То есть в это время по биологическим часам обнуляется его «жёсткий диск», если он спит. Все негативные, стрессовые, позитивные, неординарные ситуации раскладываются по полочкам и ящичкам. Режим сна — ключевое понятие восстановления организма и психики.
Своим пациентам я рекомендую переходить на этот режим сна, и после этого получаю положительную обратную связь. Сон желательно начинать с 20 часов. В крайнем случае можно заснуть не позднее 22, но тогда результат будет менее заметен. Это великолепная практика. Она простая, и в то же время сложная.
Если этого не делать, то мозг перегружается событиями, эмоциями, задачами, планами, выдумками, воспоминаниями. Всё это слой за слоем накапливается в психике. Впоследствии она, словно защитный механизм, «спасает» голову за счёт тела, выбрасывая напряжение в кишечник, лёгкие, шею, поясницу, диафрагму, куда угодно.
— Правда ли, что закаливание помогает разгружать психику и справляться с нагрузками?
— Я занимаюсь зимним плаванием, и поэтому знаю, что, несомненно, это очень хороший способ переключиться, снять с себя всё лишнее. Контраст холод-тепло не только благоприятно влияет на весь организм, но и помогает снять эмоциональное напряжение.
— Как ещё помочь ребёнку эффективно справиться со стрессом?
— Первая помощь — это участие в его жизни. Ни папа, ни мама не должны быть номинальными, они взяли на себя ответственность с момента зачатия будущего малыша. Интересуйтесь ребёнком: почему он такой сегодня, что повлияло на него? Возможно, сначала он будет закрываться, замыкаться, но когда поймёт, что вы —главный его друг, то вы будете знать всё.
Мне дети рассказывают о разных вещах, не боясь каких-то последствий за это. Мы разговариваем о том, что хорошо, а что плохо, почему нельзя реагировать так, а нужно иначе, разбираем разные ситуации. У нас открытые отношения, и я этому очень рад. И всем родителям рекомендую активнее участвовать в жизни ребёнка: совместные прогулки, выходы на природу, да просто погуляйте по лесу!
Расскажите, где какое дерево растёт, вспомните историю из своего детства, научите какой-нибудь смешной или полезной мелочи. Дети интересуются всем. Любая настольная игра, совместное рисование, поход в зоопарк, чтение книг — это повод стать ближе.
Когда ребёнок почувствует поддержку со стороны взрослого, он поймёт, что не один, и у него есть, на кого положиться.
Телеграм-канал Сергея Александровича Пильникова «Легче отпилить?» —https://t.me/legcheotpilit
Автор статьи: Alicia Ruva, мама дочки на СО, детская писательница
Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн
Подписывайтесь на канал. Будьте в курсе семейного образования.
Читайте другие статьи автора: