Найти тему

РОДИТЕЛИ НЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ НОМИНАЛЬНЫМИ

Жизнь нередко преподносит сюрпризы, тут многое зависит от нашей реакции. Когда мир перестаёт отвечать ожиданиям, даже взрослые нередко теряются и уходят в состояние стресса, не зная, как правильно отреагировать. А детям найти верный выход из травмирующей ситуации очень сложно.

Тема стресса в современном мире становится громче, всё чаще звучит вопрос: как с ним быть? Кто-то пьёт магний и другие добавки, кто-то уходит в спорт, некоторые учатся экологично выплёскивать эмоции. Но это позитивные сценарии, а ведь они случаются далеко не всегда.

Детям приходится нелегко: огромное количество информации, высокая занятость родителей, эмоциональная усталость, неблагоприятные факторы окружающей среды, межличностные конфликты в коллективе и семье. Всё это серьёзная нагрузка для психики.

Сегодня на тему детского стресса поговорим с врачом-травматологом, специалистом по психосоматике и мануальной терапии, отцом троих детей — Сергеем Александровичем Пильниковым.

— По каким признакам родитель может понять, что у ребёнка стресс?

— Что такое стресс? Это состояние высшего напряжения, реакция на раздражители. Как мы можем понять, что у ребёнка именно такое состояние? Нужно обратить внимание на его неестественное поведение, жалобы. У маленьких детей стресс часто проявляется плаксивостью, нарушением стула, утомляемостью, кожными высыпаниями, нарушением аппетита. Если не в порядке кишечник, то и кожа будет не в порядке. Есть понятие раздраженного кишечника, то есть этот орган первым реагирует на психологическую встряску. Всё, что не связано с инфекциями, заболеваниями и обычным нормальным поведением, можно интерпретировать как признаки стресса.

Если ребёнок раздражителен, плохо и беспокойно спит, разговаривает во сне, замыкается, уходит в себя, неадекватно реагирует на какие-то просьбы — это проявление стрессовых реакций.

Родитель здесь должен чутко реагировать. Проблема современных мам и пап (я не говорю обо всех, но очень многих) в том, что на общение с ребёнком не остаётся времени и сил, чтобы разговаривать, общаться, что-то вместе делать. Но нужно находить возможность поддерживать позитивный контакт, чтобы вовремя заметить проблему.

— Чем может помочь родитель, когда видит, что маленький человек переживает стресс?

— Первое — занять его позицию, постараться выяснить причины без крика и шума, то есть стать другом. Разговорить, понять и найти какие-то решения. Ребёнок менее опытен, чем взрослый, соответственно может неправильно оценивать ситуацию. Необходимо вместе разобрать проблему по косточкам с позиций реакций, причин и следствий. То есть старший должен проявить себя в позиции психолога, ни в коем случае не ругаться, не повышать голос. Нужно именно сопереживать.

— Как стресс влияет на здоровье ребёнка?

— Есть стрессы кратковременный и затяжной. Кратковременным может быть даже какая-то радость, он наступил и кончился, после следует фаза расслабления. Чем короче стресс, тем быстрее приходит расслабление.

А чем долгосрочнее стресс, тем дольше не наступает фаза релаксации, и тем дольше человек находится в напряженном состоянии. Вот это уже ведёт к каким-то последствиям, здесь можно нахватать всяких соматических патологий. Например, классическая «чикагская семёрка» (гипертония, колит, астма, диабет, нейродермит, артрит, гипертиреоз).

Психосоматика как наука давно доказала свою состоятельность. У болезней чаще всего имеются психологическая предпосылка, негативные чувства и эмоции, вызывающие патологические состояния: страх, гнев, злобу, обиду.

— Психосоматика у детей проявляется так же, как и у взрослых? Как понять, что уже пора идти к врачу-специалисту?

— Если не помогают никакие ваши действия, и день изо дня ребёнок раздражён или находится в унынии, не радуется чему-то — нужно обращаться к специалисту.

Рекомендую искать опытных, проверенных врачей, потому что неопытный может такой огород нагородить, что потом и крутому профессионалу будет тяжело его разобрать.

Посмотрите отзывы, найдите достойного человека, способного помочь ребёнку и семье в целом.

— Как укрепить психику ребёнка?

— Нужно с ним проводить больше времени. Чем больше малыш или подросток с родителем, тем больше копирует его поведение. Если у родителя стойкая психика и он мало раздражается, ребёнок будет интересоваться, задавать вопросы: почему тут так произошло, а ты себя так повёл?

Нужно объяснять, рассказывать, говорить и задавать ответные вопросы: почему его что-то беспокоит, почему он на что-то раздражается? То есть вступать в диалог.

— Влияет ли режим сна и бодрствования на сопротивляемость стрессу?

— Качественный сон очень важен. В Ведах есть интересная информация, что вся психологическая нагрузка, полученная человеком на протяжении дня, усваивается в период с 20 до 24 часов. То есть в это время по биологическим часам обнуляется его «жёсткий диск», если он спит. Все негативные, стрессовые, позитивные, неординарные ситуации раскладываются по полочкам и ящичкам. Режим сна — ключевое понятие восстановления организма и психики.

Своим пациентам я рекомендую переходить на этот режим сна, и после этого получаю положительную обратную связь. Сон желательно начинать с 20 часов. В крайнем случае можно заснуть не позднее 22, но тогда результат будет менее заметен. Это великолепная практика. Она простая, и в то же время сложная.

Если этого не делать, то мозг перегружается событиями, эмоциями, задачами, планами, выдумками, воспоминаниями. Всё это слой за слоем накапливается в психике. Впоследствии она, словно защитный механизм, «спасает» голову за счёт тела, выбрасывая напряжение в кишечник, лёгкие, шею, поясницу, диафрагму, куда угодно.

— Правда ли, что закаливание помогает разгружать психику и справляться с нагрузками?

— Я занимаюсь зимним плаванием, и поэтому знаю, что, несомненно, это очень хороший способ переключиться, снять с себя всё лишнее. Контраст холод-тепло не только благоприятно влияет на весь организм, но и помогает снять эмоциональное напряжение.

— Как ещё помочь ребёнку эффективно справиться со стрессом?

— Первая помощь — это участие в его жизни. Ни папа, ни мама не должны быть номинальными, они взяли на себя ответственность с момента зачатия будущего малыша. Интересуйтесь ребёнком: почему он такой сегодня, что повлияло на него? Возможно, сначала он будет закрываться, замыкаться, но когда поймёт, что вы —главный его друг, то вы будете знать всё.

Мне дети рассказывают о разных вещах, не боясь каких-то последствий за это. Мы разговариваем о том, что хорошо, а что плохо, почему нельзя реагировать так, а нужно иначе, разбираем разные ситуации. У нас открытые отношения, и я этому очень рад. И всем родителям рекомендую активнее участвовать в жизни ребёнка: совместные прогулки, выходы на природу, да просто погуляйте по лесу!

Расскажите, где какое дерево растёт, вспомните историю из своего детства, научите какой-нибудь смешной или полезной мелочи. Дети интересуются всем. Любая настольная игра, совместное рисование, поход в зоопарк, чтение книг — это повод стать ближе.

Когда ребёнок почувствует поддержку со стороны взрослого, он поймёт, что не один, и у него есть, на кого положиться.

Телеграм-канал Сергея Александровича Пильникова «Легче отпилить?» —https://t.me/legcheotpilit

Автор статьи: Alicia Ruva, мама дочки на СО, детская писательница

Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн

Центр «Хочу Учиться» помогает семьям, которые выбрали семейную форму обучения для своих детей тогда, когда им нужно (по закону) прикрепить их к школе для прохождения промежуточной школьной аттестации.
Центр «Хочу Учиться» помогает семьям, которые выбрали семейную форму обучения для своих детей тогда, когда им нужно (по закону) прикрепить их к школе для прохождения промежуточной школьной аттестации.

Подписывайтесь на канал. Будьте в курсе семейного образования.

Читайте другие статьи автора: