Найти тему

Контрафакт на авторынке России: текущая ситуация и прогнозы на будущее

Почти четверть автосервисов обнаружили в 2023 году контрафакт среди запчастей и технических жидкостей, уточняется в исследовании, проведенном сетью мастерских Fit Service и аналитическим агентством Gruzdev Analyze.

Самые ощутимые сложности с поставкой запчастей для автомобилей в РФ выпали на период лето-осень 2022 года, что усилило влияние контрафакта. Например, в сегменте спецтехники больше всего подделок наблюдалось на рынке шин: почти 36% от общего объема рынка запчастей. Затем шли неоригинальные масла (11,3% рынка), и закрывали тройку компоненты топливной системы (6,6%), сообщает агентство «Автостат».

Также на вторичном рынке запчастей для спецтехники можно было встретить компоненты для тормозной системы, детали подвески и двигателя, фильтры, аккумуляторы, сцепление и трансмиссию. Суммарно на эту десятку поддельных запчастей в 2022 году пришлось 78,1% всего объема «вторички» автокомпонентов для грузовиков в России.

Сейчас в середине 2023 года ситуация в целом на авторынке выглядит лучше: многие изделия есть в достаточном объеме. Проблема с импортом деталей для моторов и коробками передач сохраняется. Поэтому чаще всего автосервисы сталкиваются с контрафактом масел, свечей зажигания, деталей для двигателей и рулевого управления.

Независимо от категории автотранспорта, контрафакт всегда влиял и продолжает влиять на безопасность движения, а также ускоряет износ техники и снижает ее производительность. В итоге количество аварий растет, возникают непредвиденные поломки, а издержки для бизнеса увеличиваются.

Причины расцвета контрафакта в РФ

Стоит отметить, что объемы контрафактной продукции на автомобильном рынке начали увеличиваться еще до масштабных санкций со стороны Запада и ухода мировых брендов.

Уже три-четыре года назад отмечалось увеличение доли подделок на рынке. Во многом это произошло из-за пандемии, когда особенно активно начала развиваться интернет-торговля через маркетплейсы и соцсети. Менеджеры таких площадок не очень «подкованы» в теме автозапчастей, а значит, не отличат подделку при модерации товара. А по фото сложно удостовериться в оригинальности детали.

Распространение нелицензированной продукции во многом было связано с высоким спросом на конкретные комплектующие и уверенностью покупателя в надежности бренда. Люди покупали запчасть, ведь на ней была «марка Mercedes-Benz», а продавцы на этом хорошо зарабатывали. Кроме того, на рост рынка контрафакта влиял и продолжает влиять уровень доходов населения и увеличение стоимости оригинальных товаров.

В 2022 году ситуация с нелицензированной продукцией ухудшилась из-за санкций. В ответ на них в России заработал параллельный импорт комплектующих для автомобилей, который сложно регулировать. Теперь разрешение от правообладателей запчастей не требуется, проверок по контролю оригинальности происхождения нет, поэтому появилась возможность импортировать любой контрафакт.

Часто подделкой оказываются наиболее востребованные, массовые товары на рынке. При этом, как уточняет генеральный директор компании CTR Rus Роман Картузов, подделывают не самое дорогое в рознице, а прежде всего то, что дешевле скопировать. Хотя и дорогие запчасти тоже становятся жертвами мошенников.

В стране нет единой ценовой политики, поэтому стоимость одного и того же товара может сильно отличаться у разных продавцов, подчеркивает операционный директор группы сервисов по защите потребителей в сегменте электронной торговли CosmoVisa. Из-за этого низкая цена может не быть «красным флагом» для покупателя. Эксперт считает, что пока такая ситуация будет только усложняться, что приведет к росту износа автопарка.

Больше всего проблема контрафакта коснулась поставок технических жидкостей, сообщил руководитель испытательного центра «УслугиАвто». Причем здесь может быть два варианта развития событий. В первом случае можно залить масло некой неизвестной марки, которое будет плохо, но работать. И в итоге это приведет к перерасходу топлива.

В другом случае можно залить в мотор контрафактную жидкость. Тогда итогом будет то, что двигатель внезапно откажет. Чаще всего такой форс-мажор происходит в самый неподходящий момент, например, во время длительного рейса. Починка мотора займет время, а главное — обойдется в круглую сумму.

Еще в новых условиях на авторынке выросло количество объявлений о продаже запчастей на маркетплейсах. Например, на Avito за первые три месяца текущего года число подобных предложений выросло на 21%.

На этой площадке, по результатам второго квартала 2023 года, самая популярная категория товаров, например, для спецтехники — двигатели и комплектующие (25% от всего объема продаж запчастей на маркетплейсе). Их стали приобретать в 2,6 раза активнее. Затем идут гидравлические и пневмосистемы (11%), а на третьем месте — детали трансмиссии (9,5%). Причем самыми популярными марками спецтехники на Авито стали российская и белорусская — ГАЗ, ЗИЛ, МАЗ, МТЗ и КамАЗ.

Борьба с контрафактом

Самим производителям запчастей сейчас все труднее отличить оригинал от контрафакта, и это усложняет борьбу с рынком поддельных запчастей. Только по внешнему виду уже не определить, оригинальная ли деталь. Приходится разбирать изделие и подробно изучать его.

У производителей деталей есть несколько источников информации о подделках. Во-первых, это отзывы потребителей, как непосредственно их клиентов, так и СТО и розничных магазинов. Во-вторых, о контрафакте они узнают из запросов правоохранительных органов. И в-третьих, компании активно сотрудничают с дистрибьюторами, ориентирующимися в своем регионе, изучают розничные сети и совершают контрольные закупки для тестирования продукции.

Главный метод борьбы автопроизводителей с контрафактом сейчас — особый дизайн упаковки и маркирование его. Некоторые бренды размещают специальные стикеры, QR-коды и другие форматы кодирования, которые позволяют убедиться в оригинальность купленной запчасти. Что же касается потребителей, то, чтобы избежать контрафакта, лучше всего покупать товар у официальных дистрибьюторов компании.

Еще один из способов борьбы с контрафактом — переход на продукцию новых брендов, которые не были известны в РФ. Например, некоторые импортеры стали закупать моторные смазки корейской марки The Beast. Их производит SHL — один из главных поставщиков смазочных материалов в южно-корейском регионе, и товары этого бренда по качеству не хуже западных.

Что будет с запчастями и расходными материалами в РФ?

На расширение рынка контрафакта также влияет подорожание оригинальных автозапчастей. Согласно информации Российского союза автостраховщиков, в марте 2023 года их средняя стоимость выросла почти на 20% год к году. Это связано прежде всего с введением новых санкций и волатильностью валют, считает вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр. Такие факторы усложняют логистику, делают более нестабильными финансовые проводки, и оплата посредникам возрастает.

Однако нельзя утверждать со стопроцентной уверенностью, что автозапчасти продолжат дорожать. Хайцеэр напомнил, что комплектующие для автомобильного рынка РФ сейчас делятся на две категории: оригинальные от ушедших брендов, которые доставляются с наценкой, и детали из дружественных стран через прямые поставки. Во втором случае ситуация стабильнее и проще, хотя она тоже зависит от курса валют. Поэтому предпосылки к повышению цен есть, но трудно дать точный прогноз, насколько увеличится стоимость запчастей. Главное, что доступ к оригинальным деталям в стране все же есть.