Мы можем наслаждаться живописью за её красоту. Но наслаждение искусством возрастает, когда мы узнаем, когда и почему и как оно было создано.
На историю живописи повлияли многие факторы. География, религия, национальные особенности, исторические события, разработка новых материалов – все это помогает формировать видение художника. На протяжении всей истории живопись отражала меняющийся мир и наши представления об этом. В свою очередь, художники предоставили одни из лучших записей о развитии цивилизации, иногда раскрывая больше, чем письменное слово.
Известно, что живопись может оказывать воздействие на зрителя не только своим непосредственным образным рядом, который может вызвать прямые или косвенные ассоциации. Картина, так или иначе, сохраняя отпечаток души художника, способна вызвать особое психологическое состояние у зрителя, вступить в «резонанс» с его собственными переживаниями, вызывая эстетическую и эмоциональную реакции. Причем, в большинстве случаев, человек не в состоянии объяснить словами, что же именно тронуло струны его души и вызвало необъяснимую тягу к тому или иному художественному произведению.
В воздействии произведения искусства на человека можно выделить несколько уровней (теория В.Н.Груздева), отличающихся по силе воздействия, по механизмам передачи информации и механизмам ее восприятия:
1. Воздействие в обычных рамках «надпорогового» восприятия:
а) воздействие на зрителя фактического содержания картины – сюжета с его фактологической, знаковой или общепринятой ассоциативной символикой и интерпретацией;
б) эстетическое воздействие «красивостью» картины и уровнем качества ее исполнения.
2. Воздействие на зрителя на личностно-эмоциональном уровне:
в этом случае, возможно воздействие не только фактического содержания полотна, сколько запуск при просмотре произведения индивидуальных осознаваемых (или почти осознаваемых – но улавливаемых) ассоциаций, которые вызывают определенное устойчивое эмоциональное состояние при просмотре произведения искусства. Восприятие образов может осуществляться на «пороговом» уровне.
3. Передача информации может осуществляться с помощью восприятия первообраза или архетипа, «заложенного» художником в картину при «подпороговом» восприятии.
Такой первообраз может «читаться» на уровне неосознаваемых сочетаний: особенностей формы, контуров, цвета, света, колористки, пластики, динамики, ритма и иных параметров изображения. Возможна активация «генетической» памяти зрителя. Возможно вхождение зрителя в измененное состояние сознания при созерцании картины. В случае воздействия художественного произведения на таком бессознательном уровне, за счет эффекта катарсиса, зритель получает возможность изжить свои вытесненные в бессознательную область комплексы, не стыдясь их и, получая вследствие этого, душевное облегчение.
4. Воздействие на зрителя на сверхсознательном – трансперсональном уровне.
Художник В.Н. Груздев справедливо замечает, что живопись, воздействующая на человека лишь на первом рассматриваемом уровне, является скорее продуктом ремесленного промысла, нежели искусством. Истинное искусство характеризуется как минимум вторым уровнем воздействия, которое, к сожалению, в большинстве случаев очень трудно поддается описанию словами. Действительно, во многих случаях, когда мы имеем дела с высококлассной живописью довольно трудно описать словами, что же в действительности трогает нашу душу и позволяет нам без колебаний назвать произведение художника «Великим».
В соответствии с описанием трех уровней воздействия живописного произведения, можно предположить, что все художественные произведения могут содержать в себе лишь простое отражение окружающего мира (первый уровень). Хотя побуждение к созданию такого художественного произведения все равно лежит в области бессознательного художника, в силу тех или иных причин художник в таком случае не смог вынести знаково-символическую систему своего бессознательного на уровень живописного отображения. Часто картины такого уровня создаются по механизму импринтинга, когда увиденный в живой природе, окружающем мире образ, неожиданно согласуется с бессознательным запечатлевшимся значимым для художника образом в целом, или с ключевым знаком или символом, ведущим к неосознаваемому (вытесненному) переживанию.
Картины, относящиеся ко второму уровню психологического воздействия, уже несут скрытую мифологическую или иную символику, или кодировку, адресованную определенным социально-культурным группам. Воздействие на зрителя происходит преимущественно на сознательном уровне, но с элементами воздействия на уровне бессознательного, за счет индивидуально воспринимаемой системы знаков и символов, и индивидуальных «ключей» к запуску бессознательных переживаний, которые художнику удалось запечатлеть на полотне. Большинство картин талантливых художников относятся к этой категории. Кроме явного мастерства и интереса к сюжету, картины содержат уже и ту часть, которая с трудом поддается выражению словами – то есть затрагивает бессознательную часть психики зрителя.
Художественные произведения, воздействующие на третьем уровне, затрагивают преимущественно бессознательную сферу зрителя. В таком случае человек осознает, что произведение ему нравится, его тянет смотреть на полотно вновь и вновь. Однако сформулировать, что именно его притягивает в художественном произведении человек не в состоянии. Даже если и удается добиться от него каких-либо ответов, чаще всего они касаются незначительных деталей. Бессознательный замысел художника и форма его воплощения, заложенная в произведение способны оказать на зрителя воздействие сходное с соприкосновением с другими реальностями в измененном состоянии сознания.