Адам Смит, основоположник современной экономической теории, в своей работе «О причинах богатства народов» убедительно показал, что богатеет та страна, где глубже разделение труда. И приводит пример булавочной мануфактуры. Помните? Просто применив разделение труда, удалось увеличить выработку на одного рабочего в 240 раз! Это в теории, конечно.
Любая совместная деятельность идёт в сторону углубления разделения труда. Сегодня в выполнение заказа, например, на изготовление стола, вовлечены менеджер по продажам, дизайнеры, конструкторы, закупщики, производственники, транспортники, бухгалтеры и т.д.
Все они отлично подготовленные специалисты. Но от того, что один сотрудник быстро выполняет свою операцию, эффективность бизнеса практически не увеличивается, увы.
Разделить деятельность на операции мало. Надо ещё организовать работников, то есть собрать все операции в единый процесс. И Адам Смит показал, что есть принципиальные ограничения в уровне разделения труда: в какой-то момент затраты на организацию процесса становятся больше, чем выгода от этого разделения.
И похоже этот момент уже наступил: снижение транзакционных издержек стало общей насущной задачей.
Проведём простой экспресс-анализ эффективности бизнес-процесса. Возьмите ваш типовой заказ. Если все материалы и комплектующие на складе, все работники на месте и готовы немедленно приступить к работе, сколько нужно времени на выполнение заказа? Какова его чистая трудоемкость? Час, день, два? А теперь оцените время, которое проходит от момента принятия заказчиком вашего предложения до момента сдачи ему заказа. Неделя? Месяц?
Сравните чистую трудоемкость с реальным временем выполнения заказа. Это отношение может составлять десятки. Откуда такие потери времени? Их причина – транзакционные издержки, то есть затраты на взаимодействие участников бизнес-процесса, простои, ожидания, различные планёрки и прочие митинги.
БИЗНЕС-КОНВЕЙЕР на платформе GPR направлен на облегчение, ускорение и удешевление всех взаимодействий. Он управляет потоком работ в соответствии с регламентом бизнес-процесса. Каждый делает то, что нужно и когда это нужно. В результате повышается производительность основного бизнес-процесса и снижается себестоимость выполнения заказов.
Устойчивое развитие фирмы в условиях конкуренции: это когда клиенты выбирают вас, а работники стремятся работать у вас. Интегральным показателем такой устойчивости является отношение дохода к фонду оплаты труда (ФОТ).