Начало XIX века. 29 марта 1814 года прусские войска подошли вплотную к Парижу. 2-й Кёнигсбергский уланский полк прусского ополчения остановился на марше, пропуская русских улан, как вдруг из его рядов, спешившись, выскочил один сержант с Железным крестом на груди и кинулся в ряды русских. Рыдая, он обхватил ногу русского улана. Тот поначалу удивился, но вскоре на его лице мелькнула догадка, потом радостное изумление и вот уже русский тоже покинул седло. На глазах ничего не понимающих боевых товарищей два улана обнялись, а потом слились в долгом страстном поцелуе. И этот поцелуй уже никак не укладывался в рамки приличия, положенные при проявлении товарищеских и союзнических чувств.
Впрочем, вскоре это радужное безобразие разъяснилось. Русский улан носил фамилию Графемус (увы, его имя в анналах истории не сохранилось). Он покинул родную Пруссию в 1809 году, записавшись на русскую службу, чтобы сражаться против французских завоевателей. Под той же фамилией однополчане знали и его прусского коллегу. Вот только оба улана не были кровными родственниками, поскольку Луи Графемус оказался... Луизой, урождённой Эстер Мануэ. Когда выяснилось, что в долгом поцелуе слились, наконец, нашедшие друг друга муж и жена, над обоими уланскими полками грянуло громовое ура!
Эстер родилась в Ханау в семье еврея-ювелира. Перед свадьбой с Графемусом, который так же занимался ювелирным делом, она крестилась, выбрав себе имя в честь недавно скончавшейся прусской королевы, которую немцы обожали за её непримиримость по отношению к захватчикам. Когда в 1813 году Луиза узнала, что русские войска вступили на прусскую землю, она решила во что бы то ни стало найти мужа. И в качестве самого простого и надежного средства достижения этой цели ей пришла в голову идея самой записаться в уланский полк. Тогда этот род войск только появлялся в европейских армиях, и набирали в уланы преимущественно добровольцев.
Решив стать солдатом, Луиза принялась обивать пороги дворцов и, наконец, сумела уломать помочь ей младшего брата короля, принца Вильгельма, и его супругу, принцессу Марианну. Они-то и пристроили Графемус в уланский полк и даже дали денег на коня и амуницию. Луиза не подвела своих благодетелей, храбро сражаясь за свободу родной Пруссии. К сожалению, сейчас историки уже не в состоянии восстановить все подробности её службы. Известно, что она была ранена в сражении при Денневице. Большинство биографов утверждает, что Графемус получила самую почётную прусскую награду - Железный крест и чин сержанта за то, что взяла в плен шесть французских солдат и офицера. Но документов, подтверждающих сей факт, к сожалению пока не обнаружено.
Увы, тот страстный поцелуй 29 марта 1814 года оказался для Луизы и её мужа последним. На следующий день Графемус погиб при штурме Парижа. А убитой горем Луизе предстояла встреча с русским императором Александром I в качестве национальной героини Пруссии. После окончательного поражения Наполеона в битве при Ватерлоо, в которой она вопреки легендам не участвовала, женщина-улан подала в отставку. Поначалу жила на свою пенсию, но позже выяснила, что пенсия за погибшего мужа, которую готово ей платить русское правительство, ощутимо выше. Умерла Луиза в Санкт-Петербурге, где вместе со своим вторым мужем владела трактиром "Красный кабачок".
PS: Эстер Мануэ считается первой в современной истории еврейкой, служившей в армии. Отчасти её происхождением объясняется тот факт, что на родине о ней предпочли забыть, особенно в 30-40-х годах XX века. Зато в России кавалерист-девицу хорошо знали под фамилией второго мужа - Кессених.
PPS: На самом деле пример Луизы Графемус не такой уж и уникальный. Историки помнят имена 22-х немецких женщин, участвовавших в рядах регулярной армии в освобождении своей родины от Наполеона.
Читайте в этом цикле: