Найти в Дзене
Вперёд в прошлое!

Рассказ о трудной дороге к счастью и об одной маленькой, но очень сильной женщине

Начало XX века. Мужики любят судачить, что женщины все как на подбор коварны и меркантильны, а главная их цель ухватить себе мужа посолидней да побогаче. Вот только некоторые дамы так отчаянно бьются за своё счастье, что поневоле задумаешься: что это? Защита инвестиций или может всё-таки любовь, которой стоит позавидовать...

"Все те же лица, те же рыла, а на подушке - князь Гаврила" - пошутил шталмейстер двора великого князя Константина Николаевича Иван Грейг по поводу крестин очередного внука своего босса. А спустя три года в семье бедного дворянчика Рафаила Нестеровского родилась дочь Антонина. По окончанию школы Императорского балета Нина, как все звали Нестеровскую, устроилась в кордебалет Мариинского театра. Карьеру балерины она не сделала, зато подружилась с самой Матильдой Кшесинской, которая стала постоянно таскать подругу за собой.

Антонина (Нина) Рафаиловна Нестеровская (изображение из открытых источников)
Антонина (Нина) Рафаиловна Нестеровская (изображение из открытых источников)

О, Кшесинская была хороша не только на сцене! К тому времени она блестяще освоила технику виртуозных прыжков из постели одного великого князя в постель другого. Так что стоит ли удивляться, что скоро нашлась отличная пара и для её подруги. На маленькую миниатюрную Нину запал статный красавиц-гусар, тот самый князь императорской крови Гавриил Константинович. Молодые тайком обручились, но вот ожидание свадьбы затянулось на долгие пять лет.

Парламентёром к царю Гавриил отправил свою тётю, греческую королеву Ольгу, но Николай II наотрез отказал ей. Тогда неугомонный князь зашёл с другой стороны - через своего врача, лечившего фрейлину Вырубову, прямо на императрицу. Государыня пообещала помочь, но всё дело испортил Распутин. Причём, зараза, уже мёртвый - его как раз отправили на тот свет Дмитрий Павлович и Феликс Юсупов. Разразился скандал, в ходе которого Гавриил вместе с остальными родственниками встал на сторону Дмитрия. Надо ли говорить, что на помощь императрицы после такого надеяться не приходилось.

А Нина терпеливо ждала возлюбленного, ловя весточки с фронта. Наконец, Гавриил уговорил мать дать согласие на брак. И хотя Елизавета Маврикиевна потом жалела об этом решении, слово своё она сдержала и благословила молодых. Больше на свадьбе из императорского дома не было никого, кроме князя Александра Лейхтенбергского, решившего в тот день под шумок также сочетаться неравным браком. Хотя к чему теперь были все эти условности, ведь страна уже месяц как обходилась без царя. Эх, знала бы родня, осуждавшая поступок Гавриила, что в тот день он вытащил счастливый билет - пропуск в жизни, когда всех их уже обрекли на смерть.

Нина как будто предчувствовала беду. Она даже пробилась к Керенскому за разрешением на выезд заграницу, но тот виртуозно заболтал её. В марте 1918 года Романовых начали высылать на Урал. Нестеровская не побоялась явиться на прием к Председателю Петроградской ЧК Моисею Урицкому. Умоляла оставить больного туберкулёзом мужа в столице. Урицкий смилостивился и отменил ссылку, однако вскоре князя арестовали. Нина металась по знакомым и малознакомым. Ей порекомендовали обратиться к Максиму Горькому, который написал письмо лично Ленину с просьбой освободить Гавриила.

Неизвестно, чем бы закончилась эта история, если бы не меткий выстрел эсера Леонида Каннегисера. Покойного Урицкого сменил Глеб Бокий, "большевик Б.", как называла его в своих мемуарах Нестеровская, успевшая к тому времени познакомиться и с ним, и с его сестрой. Бокий разрешил выдать тяжелобольного князя жене. Их приютил у себя Горький, продолжавший добиваться для своих гостей разрешения покинуть страну. Через границу с Финляндией Нина везла мужа в ручной тележке.

На чужбине семья осталась без средств к существованию. Нестеровская работала как вол: давала уроки танцев, шила, открыла собственный дом мод. У неё обнаружился тонкий вкус. И хотя к тому времени от былой роскоши у её мужа остался только титул, жили они очень дружно.

PS: Князь Гавриил пережил супругу всего на пять лет. За это время он успел жениться второй раз, но Нина навсегда осталась для него главной женщиной в жизни.

PPS: А вот детей им Бог не дала. Впрочем, Нина вполне умела искренне радоваться успехам своих учениц.

Читайте в этом цикле: