Существуют 5 видов памяти, которые в определенный момент жизни начинают активно проявляться. И важно не упускать это время в жизни ребенка.
Все знают, что у человека есть 2 типа памяти-кратковременной и долговременной. Так память определяется по времени хранения информации.
Но нас интересует память с точки зрения, как запоминается информация. Вот здесь мы встречаемся с такими типами памяти, как:
- Моторно-мышечная
- Визуальная (зрительная, вкусовая, обонятельная, тактильная, осязательная);
- Эмоциональная;
- Слуховая;
- Словесно-логическая.
У малышей произвольное запоминание (случайное), и только к школе появляется осмысленное запоминание, т.е. осознанное, с применением самоконтроля и силы воли.
Немного подробнее о каждом типе памяти. А затем поговорим, в каком возрасте каждый тип проявляется.
Моторно-мышечная память- все что связано с мышцами и движением человека.
Визуальная память- зрительная, вкусовая, обонятельная, тактильная, осязательная); у всех развито что-то особенно сильно, а что-то слабо.
Эмоциональная память. Эмоции, которые испытал человек в первый раз, формируют паттерны его поведения и привычки. ( поэтому очень важно, чтобы ребенок испытывал положительные эмоции, когда учится чему-то новому).
Слуховая память. Запоминание не только слов, но и звуков окружающего мира.
Словесно-логическая память. Самая важная для развития для гибкости ума и креативного мышления!
Этот тип памяти помогает человеку запоминать в комплексе, блоками. Если плохо развита словесно-логическая память -ребенок в дальнейшем не понимает, как связать воедино полученные знания в школе, ему сложно применить эти знания на практике или в другой сфере.
Словесно-логическая память – это способ запоминания мыслей, внутренней речи. Считается, что именно поэтому мы не помним момент своего рождения, потому что в то время не владели речью.
Чем лучше владеет человек этим типом памяти (способностью запоминать информацию словно в блоке или шкафу, где эта информация логически взаимосвязана между собой и лежит по полочкам), тем креативнее его ум, тем легче ему будет решать сложные, критические или нестандартные жизненные задачи и ситуации.
Дети и память
Примерно в 3 месяца у ребенка появляется способность запоминать знакомые лица и предметы.
Вот с этого возраста уже можно и важно развивать визуальную и слуховую виды памяти:
Постоянно называть предметы и действия.
Где-то в полгодика малыш запоминает свои эмоции на события и предметы. Поэтому, только увидев любимую игрушку, сразу может рассмеяться или наоборот расплакаться, услышав или увидев то, что в прошлом вызвало негативную реакцию у него. Это эмоциональный вид памяти.
К концу одного года ребенок уже ходит, умеет держать крупные и мелкие предметы, а это значит, что у него активно развивается моторно-мышечная память.
В 1,5-2 года слуховая и визуальная (зрительная, вкусовая, обонятельная, тактильная, осязательная) память становится более осознанной для ребенка.
До 3 лет память малышей произвольная, а затем дети начинают пользоваться долговременной памятью, если событие или предмет несет для них большую эмоциональную окраску.
Советы, как быстрее и эффективнее развивать словесно-логическую память.
- Включайте положительные эмоции при обучении;
- Используйте сюжет в игре, описании, своем рассказе;
- Задействуйте разные органы чувств - вкус, обоняние, тактильные способности, осязание.
- Придумывайте ассоциации
Вывод:
Конечно важно развивать долговременную память у ребенка (для этого важны регулярность и повторение пройденного).
Но современные реалии требуют от нового поколения креативность, нестандартные решения и гибкость ума. А для этого очень важно заложить фундамент в словесно-логической памяти с самого раннего возраста.
Для этого отлично подходят развивающие занятия от 2 до 5 минут в день.
Заказать развивашки для вашего малыша вы можете у меня в Телеграмм канале: