Приветствуем всех, дорогие читатели! Сегодня мы расскажем вам о Таганско-Краснопресненской линии московского метрополитена. Приятного чтения!
Таганско-Краснопресненская линия обозначена фиолетовым цветом и номером 7 на схеме метро. Соединяет северо-запад города с юго-востоком. Длина линии составляет 42,2 км, на линии находится 23 станции. Конечными являются: Планерная — на севере и Котельники — на юге.
Ветку обслуживает два депо: «Планерное» (находится за одноимённой станцией) и «Выхино» (расположено между станциями Выхино и Лермонтовский Проспект).
Что касается подвижного состава, то с 2020-го года на линии курсирует только поезда типа 81-765/766/767 "Москва".
История
Первые работы были начаты на юго-восточном (Таганском) радиусе линии в конце лета 1962 года cо строительства станции Таганская. Весь радиус планировалось ввести в строй в 1965 году, однако из-за трудностей, вызванных сложными почвами в районе полей Сукина болота (современный район Текстильщики), пуск линии был перенесён на конец 1966 года. За 1965-й была построена основная часть Таганского радиуса, в 1966-м линию наконец подвели к Таганской.
Первый участок будущей Ждановско-Краснопресненской линии длиной 12,9 км был открыт 31 декабря 1966 года. На нём были построены следующие станции: Таганская, Пролетарская, Волгоградский Проспект, Текстильщики, Кузьминки, Рязанский Проспект и Ждановская (ныне Выхино). Тогда же было открыто электродепо "Выхино" вблизи одноимённой станции. До 1975 года этот участок назывался Ждановским радиусом.
В 1968 году началось строительство Краснопресненского радиуса линии — на северо-западе столицы. В 1972 году он был открыт для пассажиров. Участок линии длиной 7,2 км соединял окраинные районы на северо-западе с центром Москвы. На данном радиусе было построено 5 станций: Баррикадная, Улица 1905 Года, Беговая, Полежаевская и Октябрьское Поле.
Строительство центрального участка линии началось в конце 1969 года. Его южная половина от станции Таганская до станции Площадь Ногина (ныне Китай-Город) была открыта уже в 1971 году. Ещё через четыре года центральный участок был открыт полностью, на его северной половине были сооружены станции Кузнецкий Мост и Пушкинская.
В 1975 года линия была продлена на северо-запад — от станции Октябрьское Поле до станции Планерная, с открытием станций Щукинская, Тушинская, Сходненская и Планерная, в том же году заработало электродепо "Планерное". В 1972-1975 линию обслуживало электродепо "Красная Пресня".
В 1979 году на линии открылся ряд пересадок: со станции Пушкинская на станцию Горьковская, со станции Таганская на станцию Марксистская и со станции Пушкинская на станцию Чеховская.
В 2013 году были открыты две станции на юго-востоке линии за МКАД: Лермонтовский Проспект и Жулебино; ещё через два года была построена станция Котельники, ставшая конечной.
В 2014 году на перегоне Щукинская - Тушинская была открыта станция Спартак. В 2018 году на станции Полежаевская появилась пересадка на станцию Хорошёвская Большой Кольцевой линии, а в 2019 году был открыт переход между станциями Лермонтовский Проспект и Косино Некрасовской линии.
Что касается подвижного состава, то ранее на линии ходили следующие типы вагонов: Е, Еж, Еж1, Ем-508, Ем-509, Еж3, Еж6, 81-717/714 "Номерной", 81-760А/761A/763A "Ока", также до 2023 года на линии ходил стилизованный поезд типа Ем-508Т и Еж-3 "Новогодний".
Переименованные станции
Две станции Таганско-Краснопресненской линии меняли свои названия: первой стала станция Выхино, с момента открытия в 1966 году и до 1989 станция носила название Ждановская по бывшему московскому району, на окраине которого и находилась станция. Второй стала станция Китай-Город: с момента открытия в 1971 году и до 1990 года станция носила название Площадь Ногина.
Наземные участки
На линии есть один участок, находящийся на поверхности - это часть перегона между станциями Волгоградский Проспект и Текстильщики. Кроме того, наземной открытой станцией с береговыми платформами является Выхино.
Интересные факты
1. Таганско-Краснопресненская линия — единственная линия столичной подземки, проходящая через центр, и не ни разу не пересекающая Москву-реку (линия полностью находится на её левом берегу)
2. С южной конечной станции линии Котельники можно выйти сразу в три города: Москву, Люберцы и Котельники
3. На линии находится станция с самой узкой платформой в столичном метро, ей является станция Волгоградский Проспект. Ширина платформы выполнена в нестандартных размерах, а потому расстояние между противоположными колоннами составляет всего 4 метра
4. Станция Выхино является одной из самых загруженных станций в столичном метро. Потоки людей на этой станции были столь большими, что, когда станция ещё была конечной, среди москвичей даже появилось выражение «эффект Выхина". Эффект заключается в том, что на первой станции поезда заполняются настолько, что на следующих в них невозможно войти пассажирам. Таким образом, одна станция блокирует часть ветки. Соответственно, на следующих станциях тоже начинают скапливаться пассажиры
Плюс к этому, станция Выхино — единственная станция, на которой нигде не написано её название
5. Таганско-Краснопресненская — последняя линия Московского метрополитена, на которой в период с 2010 по 2020 год эксплуатировались вагоны старых типов Еж3 и Ем-508Т, причём до 2012 года весь парк линии состоял из этих вагонов. С 2017-го года на линии стали ходить поезда модели 81-765/766/767 "Москва" со сквозным проходом, а в 2020-м году линия была полностью укомплектована вагонами данного типа
6. Станция Полежаевская сооружена по уникальному проекту: на ней находятся две посадочные платформы и три пути. Дело в том, что помимо двух основных путей на линии был оставлен задел под ответвление в сторону Серебряного Бора, которое в перспективе предполагалось соорудить вдоль Проспекта Маршала Жукова. Впоследствии было принято решение отказаться от строительства ввиду сильной перегрузки Краснопресненского радиуса
7. Станция Спартак является самой старой недостроенной станцией в столичном метро. Станция под проектным названием "Волоколамская" была заложена в составе Краснопресненского радиуса ещё в 1975-м году, но по ненадобности была недостроена и законсервирована. Станцию удалось открыть только в 2014-м году (то есть через 39 лет)
8. Название станции Планерной раньше произносилось по-другому: с момента открытия в 1975 году и до 1990 года название станции в вагонах прибывающего поезда озвучивалось как ПланЁрная
На этом на сегодня всё. Спасибо, что дочитали до конца! Если было интересно, поддержите нас подпиской, лайком и комментарием. До новых встреч!