Найти в Дзене

Психологический роман: что это такое

Оглавление

Думаю, термины «психологический роман», «психологический триллер», «психологический детектив» вы все слышали. И обычно в них вкладывается некий особый смысл, типа это не какое-то развлекательное чтиво, а серьёзная литература «не для среднего ума». Так ли это? Давайте разберёмся, чем же психологический роман отличается от обычного.

Признаки психологического романа

Сразу отмечу, что отличие таких произведений вовсе не в степени серьёзности, хотя часто они действительно сложнее для восприятия. Но сложность эта (если речь идёт о хорошо написанном произведении) связана с эмоциональной насыщенностью, а не со стилем или запутанностью сюжета и отношений. Читая качественно написанный психологический роман, человек настолько погружается во внутренний мир героев и их переживания, что может испытать нервную перегрузку. Кстати, и нервную разрядку тоже. Это зависит даже не от книги, а от самого читателя, его жизненной ситуации, его настроения, психического состояния и т. д. Иногда, проревевшись над эмоционально тяжёлым произведением, читатель начинает проще смотреть на свои личные проблемы, как бы видит свет в конце тоннеля. Это называется катарсис. Но вернёмся к отличиям.

Главное отличие психологического романа в ключевом катализаторе действий и событий, в сути основного конфликта. О важности конфликта в развитии сюжета я писала много, об этом можно почитать в других статьях — внизу по ссылке. Источник конфликта может быть внешний, связанный с какими-то событиями в реальном мире или в прошлом персонажей. То есть источник этого конфликта находится за пределами самого героя, например, он хочет спасти мир от катастрофы, победить злодея, помочь своей семье, сделать карьеру, которая повысила бы его социальный статус, получить награду и т. д.

Художник Томаш Ален Копер
Художник Томаш Ален Копер

В психологическом романе ключевой конфликт всегда носит внутренний характер, он связан с психологическими факторами, такими, как:

  • внутренний кризис героя, например, проблема выбора, возрастные коллизии, сложности самореализации, самоидентификации и самооценки и т. д.;
  • сложности и противоречия характеров героев, провоцирующие внешние конфликты;
  • проблемы, связанные со стремлением доминировать и самоутверждаться за счёт других;
  • сложности межличностных отношений: неумение построить гармоничные отношения с окружающими, безответная любовь, поиски друга, буллинг (травля) и т. д.

Таким образом, в психологическом романе более значимое место занимает раскрытие внутреннего мира героев и решение их психологических проблем, нежели описание каких-то внешних событий. Хотя это не значит, что психологический роман весь строится на самокопании героев. Точнее, такие романы встречаются, но я бы не назвала их лучшими. Ведь характер человека и его внутреннее состояние всегда проявляется во внешних поступках, они либо подтверждают мысли персонажа, либо противоречат им и тем самым показывают наличие психологических проблем и комплексов.

Хороший пример психологического романа, где гармонично сочетаются описание переживаний героя и его противоречивых поступков, это «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского — один из лучших психологических романов не только в России. Кстати, расцвет психологических романов приходится на вторую половину XIX — первую половину XX веков. Среди зарубежных авторов лучших произведений этого направления можно назвать О. Бальзака, Э. М. Ремарка, А. Камю, более современную Э. Стратут и др. А вот список отечественных писателей, специализирующихся именно на психологических произведениях, значительно меньше. В России популярным это направление становится в последнее время, но так как я сама не увлекаюсь психологическими романами, то могу назвать только Мариам Петросян. Может быть, в комментариях кто-то добавит имя российского автора в этот список.

Художник Томаш Ален Копер
Художник Томаш Ален Копер

Разновидности психологического романа

Возможно, выскажу сейчас крамольную мысль. Я бы любой хорошо написанный любовный роман отнесла к психологическим, так как он соответствует главным признакам этого направления. Хотя традиционно литературоведы любовные романы к нему не относят, и мне непонятно, почему. Чаще всего определение «психологический» встречается в названии двух других жанров.

Психологический триллер — это произведение, где конфликты между героями наиболее острые, часто связанные с психическими отклонениями или с травлей. Внутренний кризис героя или давление его окружения могут привести к нервным заболеваниям, к такому психическому отклонению, как визионерство или галлюцинации, когда человек начинает видеть различные сверхъестественные сущности или страшные события. Поэтому психологические романы часто имеют мистическую составляющую.

Иногда внутренние противоречия героя приводят к раздвоению личности (диссоциативному расстройству личности — ДРЛ) или к стремлению противопоставить себя обществу. Психологизм в этом жанре может быть на грани маниакально-депрессивного психоза или депрессии. В качестве примера можно привести «Молчание ягнят» Т. Харриса, «Бойцовский клуб» Ч. Паланика, «Цветы для Элджернона» Дэниела Киза. Хотя последнее произведение — рассказ.

Психологический детектив. От просто детектива он может отличаться по двум признакам. Во-первых, в нём причиной преступления являются не стандартные месть, жажда наживы или страх перед разоблачением, а психические проблемы и отклонения, внутренний кризис, желание самоутвердиться и т. д. Во-вторых, психологическим называют детектив, в котором расследование ведётся психологическими методами. Оно строится не столько на сборе улик и опросе свидетелей, сколько на психологическом анализе мотивов и характера преступника и его жертвы. Кстати, бывает, что оба этих признака сочетаются. К наиболее известным мастерам психологических детективов можно отнести Томаса Харриса и Джеймса Эллроя.

Художник Томаш Ален Копер
Художник Томаш Ален Копер

Думаю, вы обратили внимание на то, что русскоязычных авторов я не назвала. Я их просто не знаю. Если вы знаете, то напишите в комментариях. Но психологический роман не самый популярный жанр в России. И не только потому, что его сложно написать и тяжело читать. Мне кажется, дело в том, что русский человек вообще не любит смаковать психические проблемы других людей. Да и собственные тоже. Самокопание никогда не считалось у нас признаком сильной личности, да и мода на личных психологов, пришедшая с Запада, так и не стала общераспространённой. Хотя, по-моему, сейчас это самокопание набирает популярность, так же как и «нытьё в интернетах». Но поныть и пожаловаться на всё и на всех у себя на страничке в соцсети — это одно, а написать хороший психологический роман — это совсем другое. Тут надо не просто ныть, а серьёзно работать.

Есть ещё такое явление, как психологизм, который присутствует во всех хорошо написанных романах. Сначала я хотела рассмотреть эту тему в одной статье вместе с характеристикой психологического романа. Но не получилось. Слишком расписалась. Поэтому о психологизме буду разговаривать отдельно, надеюсь, скоро. Так что, до следующей встречи.

"Виды конфликтов в художественной литературе"

"О пользе конфликтов"