Напомню вам, что в предыдущей статье я писала о роли конфликта в художественном тексте. Он является не только основой сюжета, но и залогом успеха произведения. Никому не интересно читать о том, как герои просто существуют в мире, где ничего не происходит. Придумать центральный конфликт книги не так уж и сложно – достаточно оглянуться вокруг. Противоречий, порождающих конфликты – масса. И сегодня мы поговорим об их видах.
Внутренний конфликт героя
Если понимать конфликт, как столкновение двух противостоящих сил, то этот вид можно назвать «герой против самого себя». Чем сложнее наш герой, тем больше у него внутренних противоречий, которые делают его интересным для читателя. К внутренним кризисам можно отнести следующие.
- Борьба мотивов, когда герой испытывает разнонаправленные потребности и влечения, побуждающие его к противоположным действиям. Например, грабитель спасает дочь судьи, но попадает на скамью подсудимых. И судья разрывается между признательностью к грабителю и необходимостью его осудить по закону. Или проще: муж обещал жене прийти пораньше, но коллеги зовут его в бар отметить окончание недели. Борьба мотивов часто проявляется как проблема выбора. Один из ярких примеров — нравственные переживания Анны Карениной, которая пожертвовала семьёй и сыном ради любви. И этот внутренний конфликт привёл её к самоубийству.
- Столкновение с собственной совестью. Такой внутренний конфликт происходит, когда человек вынужден совершить поступок, противоречащий его убеждениям, его нравственным нормам. Монах, защищая девушку, убивает насильника. Чтобы выручить друга сотрудник банка, берёт деньги из кассы. Чтобы спасти возлюбленную, человек предаёт друга. То есть человек сделал выбор, и этот выбор выжигает его изнутри. Примером может служить внутренний конфликт Раскольникова.
- Муки неразделённой любви или переживание измены. Особенно ярко этот конфликт протекает в условиях любовного треугольника. В качестве примера хорошо подходит драма В. Шекспира «Отелло».
- Конфликт самооценки, когда герой переживает внутренний кризис из-за того, что не соответствует каким-то критериям, им же самим выработанным. Выражается это в мыслях: «Я плохой/плохая, никто меня не любит, никто не уважает». Такой тип конфликта часто встречается в литературе янг-эдалт. Для повышения самооценки человек нередко совершает поступки, которые вызывают у него внутренний конфликт второго типа. И снова примером служит Родион Раскольников.
- Экзистенциальный конфликт. Непонимание смысла жизни, поиски своего места в мире, муки познания своей личности, сущности бытия — всё это порождает экзистенциальный кризис, столь модный среди поэтов и писателей Серебряного века, а в Западной Европе его популярность приходится на послевоенные годы (конец 40-х – 60-е). Это произведения Ж.-П. Сартра и А. Камю А., Абэ Кобо в Японии, но истоки этот кризиса в произведениях Ф. М. Достоевского и Ф. Ницше.
Однако описывать внутренние проблемы, внутренних демонов так, чтобы читатель поверил, совсем непросто. Здесь не сработает простое описательство, типа: «Герой так переживал, ах как он переживал! Даже исстрадался весь». Да, в литературе XIX века был популярен рефлексирующий герой, страдающий на диване оттого, что он не принимает общество, а общество не принимает его. И героиня, бросающаяся в реку или под поезд, потому что не смогла разобраться со своей личной жизнью, тоже вызывала сочувствие и понимание.
Но сейчас время другое, время энергичных людей, сейчас симпатии читателей на стороне сильных героев, которые пусть и страдают, но борются с обстоятельствами. То есть сейчас популярны активные герои, и современный Обломов симпатии ни у кого не вызовет. Поэтому внутренний кризис должен передаваться не только через мысли и чувства героя, но и в первую очередь через его поступки, действия, поведение.
Как видите, даже внутренние конфликты на любой вкус – есть что выбрать. Но лучше не ограничиваться только ими, а подкинуть главному герою парочку и внешних конфликтов, которых тоже немало.
Виды внешних конфликтов
Это такие виды противоречий, источник которых находится вне героя и часто от него не зависит. Хотя и в литературе, и в жизни бывает, что человек сам организует себе внешние проблемы, например, залезает в долги, которые надо выплачивать, или принимает на себя обязательства, которые потом оказываются невыполнимыми.
Межличностные конфликты или герой против человека
Очень распространённый вид конфронтации, который встречается и в детективах, и в любовных романах, и в исторических произведениях, и в бандитских боевиках, и в фэнтези, где герой сражается со злодеем. Все эти очень разнообразные конфликты объединяет то, что противоречия являются результатом столкновения интересов людей.
Интересы могут быть тоже разные. Например, в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» конфликт Евгения Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым происходит на идеологической почве. А вот конфликт Анны Карениной со своим мужем – психологический. В основе конфликтов подобного типа может лежать борьба за власть, за обладание какой-то ценностью или женщиной.
Социальные конфликты или герой против общества
Образ маргинала, человека, противопоставляющего себя обществу, всегда был популярен среди писателей, так как позволял и показать сильную личность, охваченную страстями и противоречиями, и раскрыть проблемы общества. Такой конфликт показан в литературе XIX века на примере так называемых лишних людей, к нему обращаются писатели направления янг-эдалт, чтобы показать проблемы молодёжи в мире взрослых, например, в романе Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи». Да и в современных жанрах, таких как антиутопия, киберпанк или постапокалипсис, конфликт «человек-общество» занимает важное место.
Конфликт «человек-природа»
Этот тип конфликтов предоставляет авторам большой простор и для фантазии, и для демонстрации характеров героев, и для самых разных приключений. Проблема выживания в экстремальных условиях (на необитаемом острове, в тайге, на Марсе и т. д.), дикие животные экологические, техногенные и природные катастрофы — всё это может стать основой для создания сюжета, где человек вынужден сражаться с агрессивной средой. В качестве примера всё уже, думаю, вспомнили «Робинзона Крузо» Даниэля Дефо, «Марсианина» Энди Вейра и «Солярис» Станислава Лема. Ну, и "Выжившего" М. Планке.
Человек — технологии
Это сравнительно новый вид конфликта, который активно разрабатывается в книгах таких жанров, как киберпанк, стимпанк, ЛитРПГ, постапокалипсис. Здесь в качестве враждебной человеку силы выступает им же созданная техника, или вышедшая из повиновения, или используемая какими-то злыми силами. «Мечтают ли андроиды об электроовцах» Филиппа К. Дика или «Я – робот» Айзека Айзимова могут служить примером.
Человек — сверхъестественное
Вот тоже весьма популярный в современное время тип конфликта, без которого не обходится ни одно произведение в жанре фэнтези или мистики. Тут вам и вампиры, и призраки, и мумии, и демоны, и древние твари, типа Ктулху Лавкрафта, и просто мистическое Зло, как в романе С. Кинга «Оно».
Человек против судьбы
Это, пожалуй, самый сложный вид конфликта как в жизни, так и в литературе. Судьба может выступать в качестве предначертания, предназначенного человеку пути, который его не устраивает, и он борется против того, что ему предначертано. Судьба может быть определена и местом человека в обществе, его социальным статусом, расой и т. д. Сопротивляться судьбе, добиться чего-то, вопреки ей, под силу только неординарной личности. Как там сказал Раскольников? «Тварь ли я дрожащая или право имею?» И создать образ такого героя тоже непросто. Писатель должен быть Мастером. Хотя тот самый Мастер из романа Булгакова сражение с судьбой проиграл. Но даже если герой оказывается не в состоянии победить в конфликте с судьбой, то он всё равно делает книгу ярче и сильнее.
Как видите, конфликтов множество, выбор большой. И, кроме основного, в книге могут быть конфликты разных видов. Да и хорошо продуманный сюжет сам подскажет автору, какой из них выбрать.