Найти в Дзене
Сама себе Компас

Библиотека

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Когда я начала делать эти записи, события прошлых лет начали структурироваться и выстраиваться в цепочку. И стало отчетливо понятно, что судьба, как бы видя, что ничего у меня не вышло с художественным образованием, решила "подбросить" запасной вариант, учитывая мою любовь к чтению и книгам. Местом моей первой работы стала городская библиотека, куда меня приняли на должность библиотекаря 2-й категории (что бы это ни означало!))

Фото из свободного доступа. Носит иллюстративный характер.
Фото из свободного доступа. Носит иллюстративный характер.

Я попала в коллектив разновозрастных и разнохарактерных женщин, каждую из которых помню до сих пор. Особенно, нашу заведующую, Марину Васильевну. Именно у нее я научилась не только азам библиотечного дела, но и переняла то отношение к жизни, которое впоследствии не раз меня выручало, а то и вовсе спасало. Великая моя благодарность за это.

Что получила я с приходом в библиотеку? Прежде всего, статус работающего человека. В 1997 году уже одного этого было немало. Помню, как знакомые, встречаясь, задавали друг другу прежде всего один вопрос: "Работаешь?" И работа ценилась уже за то, что она просто ЕСТЬ. Что касается зарплаты, то она была, конечно, копеечная. Особенно, когда грянула деноминация - "очучения", прямо скажем, неоднозначные.

Как выживали библиотекари в 90-е? Никто не ныл. Да, иногда сетовали на трудности в узком женском кругу. Но при этом все держали хвост пистолетом, а нос по ветру. Многие писали на заказ рефераты, курсовые и дипломы. Этому немало способствовал доступ к хранилищам и нужным материалам в любое время. Ну и люди у нас работали образованные, причем, разносторонне. А некоторые еще и вязали на заказ (прямо на рабочем месте, да!). И неплохо зарабатывали на этом.

Фото из свободного доступа. Носит иллюстративный характер.
Фото из свободного доступа. Носит иллюстративный характер.

Ну а я имела доступ к любым книгам и могла сколько угодно читать прямо на рабочем месте. За это никто не ругался (ну, почти!))). И в целом мне было интересно общаться с людьми, как с коллегами, так и с посетителями. Из всех мест, где мне приходилось работать впоследствии, библиотека была и остается единственным, куда я шла без содрогания и работала без нервотрепок. Там мне было лучше, чем дома. И некоторое время спустя я уже и думать забыла, что пришла сюда временно, и мне нужна какая-то другая работа. А думать стала о том, чтобы поступить на второе высшее в библиотечный вуз. И уже стала такой вуз втайне подыскивать.

Почему и от кого втайне? От знакомых, которые, заходя к нам в библиотеку и видя меня там, делали круглые глаза и спрашивали: "Ты здесь, КОНЕЧНО ЖЕ, временно?" На что я отвечала, что нет ничего более постоянного, чем временное. И от мамы, потому что она не могла смириться с тем, что ЕЁ дочь работает БИБЛИОТЕКАРЕМ. Пусть даже временно. А уж если бы она узнала, что я всерьез надумала "окопаться" в библиотеке постоянно, то я не знаю, что с ней было бы. Из дома бы выгнала, наверно. По-хорошему, мне следовало бы и самой уже жить самостоятельно. Но на библиотечную зарплату это было нереально. По всему выходило, что я так и продолжала "висеть" у мамы на шее. Именно этим она объясняла свои непрекращающиеся попытки найти мне другую работу. На самом деле, за всем этим стояло другое...

Фото из свободного доступа. Носит иллюстративный характер.
Фото из свободного доступа. Носит иллюстративный характер.

В конце концов, мамины "связи" сработали. И мне (через маму!) было предложено внезапно освободившееся место в городской администрации. К тому времени я проработала в библиотеке уже почти год и увольняться не собиралась. Но мама потребовала это сделать буквально в один день - администрация ждать не будет! На мой решительный (на самом деле нет) протест последовал крик, ругань и вот это вот "сидишь на шее".

Могла ли я что-то сделать? Настоять на своем, поссориться, разругаться? Да, наверное. Но моя жизнь дома превратилась бы в ад. Уйти мне было некуда и не на что. Уехать снова жить к бабушке я не могла, потому что перейти в свое время учиться в сельскую школу - это было одно. А ездить из далекой деревни каждый день в город на работу - совершенно другое. Поэтому выбор был невелик: жить в аду, который бы неизвестно сколько продолжался и неизвестно чем бы закончился, или подчиниться.

Я уволилась из библиотеки.