В середине второй четверти 10-класса мне пришлось бросить привычную городскую жизнь, свою школу, подруг и переехать в деревню, к бабушке.
Мою семью постигли неприятности, и по-другому было нельзя. Я уже жила раньше в деревне, еще до первого класса. А потом проводила там все каникулы. Поэтому деревенская жизнь меня не пугала. А на тот момент была даже благом - у бабушки меня ждал уют и покой, в которых я тогда нуждалась как никогда. Не смотря на то, что переезд стал переломным и повлиял на всю мою дальнейшую жизнь, считаю, что мне очень повезло уже в том, что было куда и к кому уехать...
Итак, мне предстояло теперь учиться в сельской школе, привыкать к иному укладу, знакомиться с новыми людьми и ... забыть свои планы насчет поступления на худграф. Но о последнем я тогда еще не подозревала. Мне казалось, что все еще наладится, все как-то сложится. В конце концов, мои способности не могли за два года вот так попросту растаять в воздухе. Что-то я рисовала, писала какие-то этюды, делала наброски, но... Но этого было явно недостаточно для поступления на художественный факультет!
Необходимо было постоянно заниматься академическим рисунком под руководством опытного репетитора, набивать руку. А самостоятельно это было, увы, невозможно.
Что касается сельской школы, то в целом она была, конечно же, слабее городской. Как по техническому оснащению, так и по преподавательскому составу. Там не принято было во что-то глубоко вникать, изучать дополнительные материалы, да и вообще, придавать излишнее значение учебе. Точные предметы, такие, как химия, физика, биология преподавались и вовсе спустя рукава. Учителей после работы ждали огороды и хозяйство. Но плохого тем не менее сказать ничего не хочу - никто из них не был злым, вредным или еще каким-то одиозным. Все друг друга знали, все были свои, всем ставили нормальные оценки. Как-то так.
Сельскую школу я окончила хоть и не с медалью (медаль была всего одна, и она ожидаемо досталась дочке директора), но вполне успешно. У меня была куча грамот, победы в районных предметных олимпиадах, а также целевое направление для поступления в вуз. Однако уже шел 91-й год, и все это не имело значения: высшее образование стремительно становилось на коммерческие рельсы, и значение имели лишь деньги наших родителей.
Моя семья сводила концы с концами, однако о том, чтобы мне не поступать в институт, даже и не поднимался. Однозначно, поступать, и высшему образованию быть. Вопрос только - какому?
Я продолжала грезить о худграфе, не взирая ни на что. Но мама, промониторив все бюджетные факультеты, безапелляционно объявила: "Начальные классы! Там берут на бюджет, есть подготовительные курсы, и ты туда поступишь! На худграфе же тебя ждет провал. А если в этом году ты не поступишь на бюджет, то в следующем уже никакого бюджета не будет. В стране все катится к ч@ртям. Останешься без образования".
Это сейчас можно бесконечно задавать себе вопросы: "А что такого, если бы я и провалилась? Ведь могла хотя бы попробовать, мало ли? Ну и провалилась, что страшного-то? Я бы понимала хотя бы свои слабые места. И могла бы подготовиться на следующий год!!"
Да, спрашивать можно. Но ответ один: вряд ли бы что-то вышло без поддержки мамы - как моральной, так и финансовой. Ни на то, ни на другое рассчитывать не приходилось. Хоть я и снова жила в городе, денег на репетиторов все равно не было. Работать меня бы никуда не пустили в 17 лет (да и куда, разве что, в палатку "сникерсами" торговать). Бесплатное образование приказало долго жить. И все, что могла на тот момент моя мама, это оплатить мне подготовительные курсы для поступления на "начальные классы". Все действительно катилось к ч@ртям.