Найти тему
Сама по себе

"Художка". Первый "инсайд" и первые разочарования.

1. 2.

Занятия живописью уносили меня в какой-то параллельный мир, где все было по-другому: ярко, красочно и радостно. Но это потом. А сначала у меня вообще ничего не получалось. Помню мучения над своим первым в жизни натюрмортом: в центре всей композиции был какой-то невероятно яркий фиолетовый бидон. Но в том-то и загвоздка, что он был как бы и не совсем фиолетовый. Вроде больше синий. Но когда я начинала рисовать его синим - то снова получалось не то. И так мучилась не я одна. Рядом со мной пыхтели другие, такие же как я, 10-летние дети, пришедшие на свое первое занятие живописью. А преподаватель ходил между мольбертами и качал головой. Задание казалось мне невероятно сложным для первого раза. Но на самом деле от нас требовалось не столько правильно нарисовать это ч...тов бидон, сколько понять, какого он все-таки цвета, в конце-концов!!!

Яндекс-картинки. Бидон другого цвета, но очень похож на тот, который мы рисовали.
Яндекс-картинки. Бидон другого цвета, но очень похож на тот, который мы рисовали.

Помню, как я тупо смотрела на стоящий передо мной натюрморт и размешивала на палитре краски: синюю (не та!), фиолетовую (не такая!), зеленую и желтую (зачем?)... Все это не было цветом бидона. Но вместе с тем... в нем были эти цвета! И я их вдруг увидела. Фиолетовый в тени. Синий где-то рядом. Желтый повыше. Зеленый внизу....Розовый отблеск от лежащего рядом яблочка... Бидон на самом деле был многоцветным! Вот в чем дело-то!!! И я начала переносить краски с палитры на рисунок. Конечно, я делала это хаотично и неправильно. Но я уловила суть живописи - окружающие нас предметы не бывают одноцветными и однотонными. В них отражается все, что находится рядом. Цвета взаимодействуют и меняются, в зависимости от того, как падают свет и тень ... Это было потрясающее чувство. Преподаватель показывал мой рисунок и что-то объяснял остальным ученикам, а у меня тем временем шумело в ушах и гудело в голове. Я понимала, что со мной произошло что-то невероятное. Какое-то открытие, понимание, тайное знание... И это очень важно! Сейчас бы сказали, что я словила инсайд!) Так оно и было на самом деле.

Рисунок автора. Фиолетовый бидон не сохранился для истории) А это один из многих ученических натюрмортов.
Рисунок автора. Фиолетовый бидон не сохранился для истории) А это один из многих ученических натюрмортов.

Надо ли говорить, что с того момента я полюбила живопись всей душой. Больше всего мне нравилось разгадывать настоящие, истинные цвета окружающего мира и переносить их на бумагу. Но помимо живописи в художественной школе были и другие предметы: рисунок, композиция, скульптура, история искусств. И там я уже звезд с неба не хватала. Хотя рисунок мне в целом удавался. Там тоже были свои открытия. Оказалось, что предметы надо не рисовать, а СТРОИТЬ на бумаге. Прежде, чем изобразить какую-то вазу или чашку, надо было понять суть ее формы, определить положение, высоту, ширину... На первоначальных этапах наши рисунки напоминали чертеж: сплошные квадраты и прямоугольники, оси симметрии и овалы разной ширины!) Все это настолько врезалось мне в память и ощущения, что теперь, глядя в интернете на разные "мастер-классы" по рисованию, я прихожу в ужас, когда рисовать начинают с единственной точки в любой части листа, и вокруг этой точки вырастает композиция. Может быть, такой подход и имеет право на существование. Но нас за такое в "художке" просто бы уbили).

Рисунок - ученическая работа автора.
Рисунок - ученическая работа автора.

С другими художественными дисциплинами были сложности. Усвоив азы построения композиции, я вдруг поняла, что мне сложно придумывать свои собственные картины. Даже на заданные темы. Обычно поместив в центре пару статичных фигур и несколько предметов слева и справа для "уравновешивания", я "кидалась" в свою любимую живопись, увлеченно выписывая небо, траву, цветы и деревья. И композиция плавно перетекала в пейзаж.

Композиция. Ученическая работа автора.
Композиция. Ученическая работа автора.

Оценки мне за это снижали!) Не очень преуспела я и в скульптуре. Понимание формы давалось не так легко, как понимание цвета, поэтому мои работы редко удовлетворяли как преподавателей, так и меня саму.

Ученический рисунок автора. Так мы тоже учились понимать форму)
Ученический рисунок автора. Так мы тоже учились понимать форму)

Лишь однажды, помню, мне удалось слепить отличную фигурку, кажется, русалки. Учитель меня похвалил, а уж самой мне моя русалка казалась идеальной. И мне очень захотелось оставить ее себе. Но по правилам после занятий все ученические работы безжалостно ломались и отправлялись в общую массу пластилина, который шел потом на новые задания. Я попросила разрешения забрать фигурку с собой. И получила отказ, причем в строгой форме: правила есть правила, и они едины для всех. И тогда я закатила ТАКУЮ истерику!!! Наверное, единственную истерику на людях за все мои школьные годы. В этот момент мне было настолько обидно и горько, настолько происходящее казалось несправедливым, что захотелось бросить и забыть все на свете: и "художку", и живопись, и всю их лепку...Я просто ненавидела весь мир в тот момент. И что характерно: ни у кого я не вызвала ни сочувствия, ни понимания. Ни у учителей, ни у учеников. Все недоуменно пожимали плечами: подумаешь, фигурка! Еще сто таких слепить можно! Конечно, я была не права. Это я сейчас понимаю. А тогда непонятно, что со мной было.

К счастью, я пережила эту "маленькую трагедию", и, конечно, не бросила художественную школу. И правильно сделала!

Далёкие горизонты. Ученический рисунок автора.
Далёкие горизонты. Ученический рисунок автора.

А почему - об этом дальше...