Найти в Дзене
Strategy Partners

Выпуск алкогольной продукции сократился на 4,2% в текущем году

Производство водки в России с января по сентябрь 2023 года снизилось на 5,7% по сравнению с прошлым годом, коньяка — на 7,2%. Производство ликеро-водочных изделий с крепостью свыше 25%, напротив, выросло на 1,7%.

В общей сложности производство алкогольной продукции снизилось в текущем году на 4,2%, сообщают в Федеральной службе по контролю за алкогольным и табачным рынками.Однако в настоящее время рынок стабилизируется и возвращается к значениям позапрошлого года. Положительная тенденция связана с увеличением легальных продаж и производства.

По экспертной оценке Strategy Partners, основная причина падения производства — запрет на экспорт отечественной алкогольной продукции в ЕС, США и ряде других стран. Запрет на поставки алкоголя из России был принят шестым пакетом санкций, что суммарно сократило объем экспортной выручки приблизительно на треть от общего объема.

Екатерина Михалева, директор практики «Потребительский сектор» Strategy Partners:

«Фактором снижения спроса и, как следствие, снижения производства стало падение доходов населения и переход на более дешевую алкогольную продукцию — пиво и другие напитки. Однако пока нельзя достоверно сказать, вернется ли рынок к докризисным значениям, хотя предпосылки к этому есть. Появляются более дешевые аналоги мировых брендов, растут спрос и интерес к отечественному продукту».

Екатерина Михалева считает, что основной тенденцией рынка сейчас является локализация. На это влияют сразу несколько факторов: уход с российского рынка крупнейших мировых брендов, увеличение стоимости брендов, которые остались (следствие роста логистических издержек и курса валют), а также рост спроса на дешевый продукт из-за падения реальных доходов населения.

Сокращение производства в РФ повлияло в основном только на производителей (сокращение экспортной выручки). При этом на полках дефицита алкоголя нет, потребитель ощущает только рост цены реализации из-за роста себестоимости, логистики и прочих расходов производителей и дистрибьюторов.

«На российском рынке будут появляться более разнообразные виды крепкого алкоголя (локализация производства и замена ушедших брендов)», — прогнозируют в Strategy Partners. «Производство водки, коньяка и прочих крепких алкогольных напитков может вырасти из-за роста акциза на вино, что может сместить потребительские предпочтения в сторону более крепких, но дешевых продуктов. При этом стоить отметить, что спрос может вырасти и на слабоалкогольные напитки — пиво, сидр и другие».