В отличие от других творческих направлений, которые можно определить тематикой образов, выбором цветовой гаммы или приемами исполнения, определить сущность сюрреалистического искусства заметно сложнее.
Сюрреализм представляет собой не только художественный стиль, но и художественное течение.
Художники-сюрреалисты, такие как Жоан Миро, Сальвадор Дали, Пабло Пикассо или Майкл Шеваль, среди прочих, стремятся исследовать бессознательное в качестве средства создания искусства, что порождает появление сказочных, иногда фантастических образов в бескрайних сценах. Суть сюрреализма заключается в фокусировке внимания на автоматической иллюстрации самых глубоких мыслей разума, выходящих на поверхность. Этот процесс творчества известен как "автоматизм".
За прошедшие десятилетия сюрреализм породил захватывающую коллекцию художественных произведений, охватывающую мифические пейзажи, загадочные скульптурные композиции и увлекательные изображения людей и животных.
Что такое сюрреализм и как он зародился?
Поэт Гильям Аполлинер впервые ввел термин "сюрреалистический" в контексте идеи независимой реальности, существующей "под" нашей сознательной реальностью.
Однако сюрреалистическое движение выросло изначально в 1924 году, когда французский поэт Андре Бретон опубликовал свой "Манифест сюрреализма", написанный под воздействием теорий и трудов психолога Зигмунда Фрейда о бессознательном, инновационных исследований Карла Юнга и движения Дада в начале 20-го века.
В то время как сюрреализм изначально возник как литературное движение в произведениях прозы и поэзии Бретона и других литераторов, такие художники, как Джорджо де Кирико, Пабло Пикассо, Франсис Пикабиа и Марсель Дюшан, приняли сюрреализм и были признаны в публикации Бретона "Сюрреалистическая революция" в 1925 году.
Ранние сюрреалисты вызывали ограничения сознания и рациональности, стремясь освободить бессознательное — "высшую реальность", по выражению Бретона.
Одним из фундаментальных аспектов сюрреалистического движения является метод выражения, известный как "автоматизм". Он включает в себя автоматическую или нецензурированную запись мыслей и образов, возникающих в сознании художника. Сюрреалистические произведения искусства, ориентированные на использование непроизвольных мыслительных процессов и интерпретацию снов, не ограничиваются конкретным художественным стилем или техникой.
В течение 1920-х годов художники продолжали исследовать сюрреалистические концепции в искусстве, стремясь к полной творческой свободе. Первая в истории выставка сюрреализма, названная "La Peinture Surrealiste", прошла в 1925 году в галерее Пьера в Париже и укрепила визуальный облик движения.
Хотя сюрреалистическое движение в Европе рассеялось в начале Второй мировой войны, многие художники-сюрреалисты переехали в Соединенные Штаты, где движение возродилось, оказав влияние на известных художников-сюрреалистов на протяжении всего 20-го века .
Художественные приемы в сюрреалистическом искусстве
Из-за акцента на творческой свободе художественные приемы в сюрреалистических произведениях сильно различаются. Однако для изображения сказочных образов, столь распространенных в сюрреалистическом искусстве, художники-сюрреалисты разработали ряд техник, помогающих уловить мысли бессознательного
Фроттаж (протирание мягким карандашом или мелком по текстурированной поверхности, что оставляет отпечаток текстуры на бумаге или холсте) и граттаж (царапание окрашенной поверхности холста для создания более выразительной текстуры) представляют собой техники, при которых создается частичное, незавершенное изображение, подталкивая зрителя к внимательному рассмотрению недостающих деталей.
Однако сюрреалисты не ограничивались лишь этими методами. Скульптура, живопись, литография, гравюра, кино, фотография и другие художественные подходы были включены в арсенал сюрреалистов в 1920-х годах и продолжают оказывать воздействие на современных художников, вдохновленных сюрреализмом.
Многие художники-сюрреалисты также сочетали разные художественные стили в одной работе, исследуя присутствие узнаваемых форм в сочетании с плавными, неопределенными образами, чтобы направлять умы своих зрителей, не давая кратких объяснений.
Основная цель художников-сюрреалистов заключалась в том, чтобы принять автоматизм и высвободить воображение и бессознательные мысли, которые каждый художник интерпретировал по-разному.
Художники-сюрреалисты ХХ века и наших дней
Сальвадор Дали — одно из первых имен, которое приходит на ум при речи о сюрреалистах. Подобно многим представителям этого искусственного направления, Дали применял разнообразные техники для создания своих культовых сюрреалистических иллюстраций, включая гравюру, литографию и живопись.
Андре Бретон характеризовал творчество Дали как "ретроградное ремесло с самыми экстравагантными изобретениями современной культуры", выделяя символичный художественный стиль Дали, который призывал зрителей исследовать литературные произведения, религиозные концепции и множество других аспектов
Ещё одним известным именем, которое Андре Бретон однажды назвал "самым сюрреалистическим из всех нас", является имя Жоана Миро. Несмотря на то что Миро не определял себя как сюрреалиста, его творчество, несомненно, оказалось под влиянием этого движения в значительной части его работ.
Миро прославился своими творениями в различных средах, находя вдохновение в каталонском народном искусстве и детском творчестве. Он акцентировал яркие цвета и неопределённые формы, стремясь вызвать эмоции и изумление у своей аудитории.
Современный художник Майкл Шеваль иллюстрирует влияние сюрреализма 1920-х годов на современное искусство, создавая творческие "абсурдистские" картины, популярность которых возросла в начале 2000-х годов. Аналогично многим ранним сюрреалистам, Шеваль черпает вдохновение из музыки и поэзии, чтобы придумывать объекты, изображенные на своих завораживающих, часто метафорических полотнах.
"Абсурд, подобно любому другому жанру, имеет свои правила, но включает в себя все, что выходит за рамки общепринятых правил и границ", - отмечает Шеваль. "Абсурдизм" представляет собой попытку воспринимать нашу жизнь такой, какая она действительно есть".
Анатолий Краснянский представляет современную интерпретацию сюрреалистического искусства через свои работы. Изначально известный благодаря впечатляющим архитектурным пейзажам, Краснянский развил сюрреалистический стиль после того, как впервые столкнулся с рок-группой KISS.
Этот волнующий опыт побудил Краснянского выражать свои эмоции через искусство с персонажами в масках, что напоминает сосредоточенность на автоматической фиксации мыслей, характерной для сюрреалистических картин 1920-х годов.
Хотя формы творчества Краснянского совершенно отличаются, фигуры в масках представляют собой "множество лиц", которые, по словам художника, отражают, как люди адаптируются и меняются в различных ситуациях.
Хотя сюрреалистическое искусство не поддается жесткому определению, связанному с конкретным набором общих черт, его фокус на автоматизме и бессознательном, которые вдохновляли первых мастеров 1920-х годов, продолжает оказывать влияние на творчество современных художников и творцов.
Начиная от абстрактных и ярких форм гравюр Миро и до сложных и загадочных карин Краснянского, произведения сюрреализма увлекают воображение искусствоведов и коллекционеров по всему миру.