Сегодня пятница, и особенно хочется красоты и чуда. Русской красоты и русского чуда. Таких, от которых замирает сердце, широко распахиваются глаза, и мы любуемся и любуемся красотой. Поэтому пусть сегодня будет гжель! Да не просто, а в живописи. Пусть у нас сегодня с вами, дорогие читатели, случится маленький праздник – праздник гжели! А посуда эта и впрямь праздничная. Белоснежная, с синими узорами, она такая русская. В ней угадываются и русские снега, бескрайние снежные поля, и русские синие воды, глубокие и прохладные. И ничего, что появилась гжель в России относительно недавно – примерно три столетия назад. Она за это время полюбилась и старым, и малым.
Гжель возникла в одноименном селе под Москвой примерно в XVIII веке. Глина в тех местах считалась одной из лучших по своим свойствам, и именно из нее делались вещи самого разного назначения: и посуда, и печная плитка, и украшения, и даже игрушки. Все это не только радовало глаз местных жителей, но и отправлялось в Москву. Но особенным спросом пользовалась именно печная плитка – изразцы. Они не только красивые, но и имеют прикладное значение, сохраняя тепло на долгое время и равномерно распределяя его. До сих пор изразцы тех времен хранятся во многих музеях обеих столиц.
Первоначально гжельские сувениры имели совершенно другой вид, отличный от того, что мы знаем сейчас. И утварь, и украшения, любой предмет, предназначенный для росписи, выглядел ярко. Дело в том, что палитра была значительно богаче. Использовались и желтые, и зеленые оттенки, а контур должен был быть коричневым. Только в XIX веке гамма становится монохромной: остается белый фон и синий кобальт в качестве цвета. Сюжеты же существенных изменений не претерпели. Это могут быть бытовые сцены, люди и животные. Они отражают мировоззрение человека той поры.
А вот в живописи мне удалось обнаружить привычную гжель – в любимой нами бело-синей гамме. (Сразу оговорюсь, что не на всех натюрмортах, что попали в эту подборку, представлена именно гжель. Но да пусть простят меня специалисты – не смогла пройти мимо и не показать своим любимым читателям эти находки.) Обращает внимание, что гжель – посуда, которая возникает в натюрмортах чаще весенних и летних. Она ассоциируется то с христианскими весенними праздниками (так, в паре с ней появляется букетик вербы или букет ярко-желтых нарциссов), то с порой летнего цветения и плодоношения. Так в сине-белой вазе вдруг вырастают космеи или васильки, касатики или ромашки. На ряде натюрмортов рядом с гжелью красуются плоды – яблоки, виноград, хурма. Золотая осень или снежная зима стали фоном лишь для пары натюрмортов.
А еще в натюрмортах подчеркивается принадлежность гжели русскому миру. Именно поэтому рядом с прекрасной посудой появляются самовары, рушники, баранки, а само бело-синее чудо украшают блины, красная икра, мед. Но есть особенные сюжеты. Они воспевают красоту посуды в натюрмортах, где есть только гжель. К их числу относится и работа удивительного русского художника Михаила Николаевича Скуляри (1905-1985 гг.) (23). Выполненная в трех цветах, эта работа графична и романтична одновременно. Композиция представляет идею «Дом, полная чаша». Эту работу и выберу сегодня.
Пусть ваше сегодня, дорогие читатели, будет праздничным! Таким же, как гжель. Долой скучные, серые будни! Только от нас самих, от нашего восприятия зависит, каким будет наше сегодня. А чтобы сделать обычный день ярче, достаточно налить чаю в красивую чашку (например, гжель!) и отпраздновать рождение нового дня. Нового и непременно счастливого дня!
А вот статья Попьем чайку? И в живописи.
Было интересно? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на мой канал! И заглядывайте сюда почаще. Здесь живет радость.