Удивительно, что происходит в автомобильной отрасли КНР. Всего лишь два года тому назад страна больше ввозила автомобилей, чем продавала на внешних рынках. Разница составляла в среднем в те предыдущие годы по 30-40 млрд долларов.
Что же мы видим сейчас? В динамике за последние 12 месяцев КНР выходит на профицит в торговле автомобилями — плюс 50 млрд долларов.
Если вы думаете, что в этом как-то замешан рост спроса на автомобили КНР в России, то вы будете правы: после введения санкций стран Запада спрос на китайские автомобили вырос. При этом среди трендов продаж китайского автопрома бросается в глаза то, что 25,4% числа проданных за рубеж автомобилей — это электрокары.
Спрос же на китайские электрокары в основном увеличивается за счёт европейского потребителя: в США он бы также быстро рос, если бы не промышленная политика Вашингтона, благодаря которой американский гражданин получает мощный бюджетный стимул приобретать местные электрокары, прежде всего, Tesla.
При этом внутри КНР с электрокарами не всё так просто. Сильные программы поддержки покупки таких авто внутри КНР действовали в предыдущие годы, сейчас только планируется их возобновить в прежнем объёме. Сейчас только у китайской BYD, которая продаёт больше электрокаров, чем Tesla, хорошая финансовая ситуация, а у небольших производителей не всё так хорошо.
В целом, по итогу 2023 года КНР выходит на позицию №1 в мире по поставкам автомобилей за рубеж: каждый третий автомобиль, проданный на мировых рынках — китайский. Позади КНР — Япония, Германия и Южная Корея.
О чём говорит успех КНР, и какие уроки мы можем извлечь? Нам нужно не только бесконечно дискутировать, например, о том, сколько в наших автомобилях китайских деталей. Кстати, Пекин и два года тому назад, и сейчас продолжает демонстрировать профицит во внешней торговле по автозапчастям.
Нам также нужно думать не только о том, чтобы концентрироваться лишь на насыщении внутреннего рынка, но и о том, что если наши автомобильные компании получают бюджетную поддержку, то настоящий тест на эффективность использования выделяемых ресурсов — это то, что они могут найти сбыт для своих автомобилей на внешнем рынке.
Понятно, что при господдержке, санкциях, росте курса доллара и отказе многих европейских и американских концернов поставлять автозапчасти в Россию увеличить продажи отечественных автомобилей стало легче, хотя и это не является гарантированным результатом на ближайшие годы.
Однако только экспорт может показать, насколько реально наше автомобильное производство способно давать продукцию, которой готовы пользоваться в других странах, причём не в штучном числе, а массово.
Тем более, что внутренний рынок продаж в РФ — очень небольшой: в 2023 году будет продано не более 900 тыс. машин. Для сравнения: КНР планирует зафиксировать по итогу 2023 года продажи на уровне 27 млн автомобилей.
Не забывайте ставить лайк!
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!))