Что мы подразумеваем под словом "мозаичное" ? Можно сказать иными словами, например частичное.
Если вы родители ребенка с речевыми задержками и нарушениями (например аутизм, ЗПР, алалия и тд) вам должно быть знакомо неравномерное развитие речи.
Конечно все дети разные. Даже при наличии одного и того же диагноза, речевой аппарат и нервная система развивается по-разному. Почему же у ребенка с аутизмом часто встречается "мозаичное" развитие речи?
У таких детей замедленное восприятие мира в целом, так как нервная система нарушена. Несомненно ребенок все видит, прекрасно слышит. Ребенку с аутизмом сложно разобраться в окружающей его реальности! Ему требуется больше времени на осмысление той или иной ситуации, происходящих событий вокруг него. Но тут есть большое НО!
Если ситуация сложившаяся вокруг него достаточно обыденная, простая, ежедневная, он с удовольствием готов вникнуть в нее, понять речь, выполнить инструкцию, и даже поговорить с вами.
Очень часто возникают ситуации, когда с одним педагогом ребенок занимается отлично (в силу своих возможностей конечно), но как только вы решите сменить педагога или добавить нового, реакции у ребенка "0".
Он уже привык к своему педагогу, прекрасно знает зачем он пришел, скорее всего визуально знает все пособия с которыми работает, потому что ситуация для него уже привычная, и он четко знает для чего он пришел, и что он будет делать.
Отсюда и происходит так сказать мозаичное развитие и понимание речи.
Как правило, бытовые навыки осваиваются неплохо, ввиду того, что они часто повторяются в течение дня.
Как нам известно, дети с аутизмом подвержены стереотипиям (повторяющиеся слова, действия, движения), поэтому они хорошо усваивают то, что делают каждый день, и неохотно стремятся к чему-то новому и непривычному.
У моего сына Алексея (ЗПР и РАС) примерно так и происходит, но мы усиленно работаем над этим с педагогами и корректируем ситуацию.
В каких-то моментах (которые часто повторяются или которые ему самому максимально интересны), схватывает буквально налету, но где-то конечно приходится очень сильно и долго постараться.
Вам знакомо такое развитие речи у ребенка?
__________________________________