Найти в Дзене
Успешные люди

Лентяй или прокрастинатор? Разбираемся в понятиях

Оглавление

Сейчас не модно говорить "ленивый", сейчас это называют "прокрастинацией".

Только вот вопрос - а это реально одно и то же? Или все-таки идет подмена понятий?

Давайте разбираться.

Что нам об этих понятиях говорят словари:

Прокрастинация — это когда человек откладывает важные дела на потом, при этом осознавая, что это может привести к срывам дедлайнов, конфликтам и упущенным возможностям.
Лень – отсутствие намерения работать, нежелание активно трудиться и выполнять задачу.

Простыми словами лень - это в принципе отказ человека от выполнения какого-либо задания, то есть он это делать не хочет вообще. В то время как прокрастинация - это когда одно заменяется другим и часто откладывается или переносится на потом.

По своей сути если лень, это защитный механизм нашей психики, то прокрастинация, это привычка.

-2

По своей природе люди стремятся экономить энергию. То есть биологическая суть лени в том, чтобы получать больше выгоды, при этом тратить меньше своих сил и ресурсов. Поэтому, когда человек ленится, он думает, что всё делает правильно, и не испытывает чувства вины.

А вот когда он прокрастинирует, то чувствует ответственность за это. Он осознаёт, что нужно решать задачу, но никак не может к ней приступить. А ещё часто при прокрастинации люди не валяются на диване, а занимаются другими, менее важными в данный момент вещами.

То есть вроде как получается, что лень - это плохо, а прокрастинация - это что-то типа норм. Выходит, что ленивые люди решили просто заменить негативное понятие более позитивным? Но так ли это - разбираемся дальше.

Прокрастинация — это плохо?

Все зависит от того, насколько часто она вас одолевает. Не стоит переживать, если время от времени вместо уборки или подготовки к важным переговорам вы на несколько часов залипли в соцсетях, на YouTube или просто увлеклись книгой. Это вовсе не значит, что вы хронический прокрастинатор.

Хотя хронические прокрастинаторы и правда встречаются довольно часто. Согласно последним исследованиям, около 20% взрослых людей постоянно откладывают дела во всех сферах своей жизни.

Как это объясняют психофизиологи?

Срабатывает механизм:

ты думаешь о чём-то сложном или неприятном → возбуждаются болевые центры мозга → ты меняешь фокус внимания на что-то более приятное → испытываешь временное облегчение от того, что удалось избавиться от дискомфорта.

Прокрастинация похожа на нездоровую привычку, которая со временем может укорениться.

-3

Вспомните, примерно также работает табакокурение. Курящие люди зачастую выходят на перекур не по требованию организма в никотине, а чтобы заменить этим "приятным" процессом какое-то неприятное нудное или наоборот напряженное дело.

В долгосрочной перспективе привычка прокрастинировать приводит к тому, что люди упускают возможности, плохо выполняют работу, находятся в постоянном стрессе, чувствуют себя несчастными.

Кстати, психологи выделяют два вида прокрастинаторов. Дело в том, что у них немного по-разному срабатывает механизм прокрастинации.

Итак, типы прокрастинаторов.

  • Пассивные прокрастинаторы.
-4

Эти ребята откладывают задачу, потому что у них есть проблемы с принятием решений и их реализацией. То есть момент, когда они вынуждены принять важное решение, настолько их пугает, что чувство страха заставляет мозг искать иные виды деятельности. Часто такими оказываются перфекционисты (либо идеально, либо никак), мечтатели (вот бы все решилось само, без меня), тревожные (ой, а вдруг я сейчас там что-то не то сделаю).

  • Активные прокрастинаторы.
-5

Эти же целенаправленно откладывают задачу, потому что работа под давлением позволяет им почувствовать мотивацию и вызов. Так называемые "работяги-мазохисты". Ну, вот получают они некое удовольствие от постоянного подстегивания, подпинывания и прочих прелестей в режиме цейтнот. Однако все равно этим процессом управляет страх. Чаще всего к этому типу относятся, так называемые, кризис-мейкеры (да я диплом за одну ночь написал, что мне этот ваш отчет), бунтари (а почему я вообще должен это делать?!), искатели выгод (а что мне за это будет? а премия полагается? ну хоть похвалите?).

Так все же, почему мы прокрастинируем?

В большинстве случаев прокрастинация возникает из-за некоторых когнитивных искажений:

  • Неумение планировать.

Мы думаем, что у нас ещё много времени до дедлайна, возникает ложное чувство безопасности. Отсюда и затягивание. Дедлайн частенько приходит незаметно, замечали?

  • Неверная оценка своих сил.

Считаем, что справимся с задачей быстро. Наверняка вы тоже думали, что курсовую или диплом можно написать за пару дней, а отчет для руководителя собрать за час, а на деле эти задачи занимали в два раза больше времени. Все мы склонны недооценивать задачу.

  • Поиск вдохновения.

Ждём, когда наступит «рабочее настроение». Люди часто считают, что для работы они обязательно должны чувствовать вдохновение и мотивацию. Но иногда легче просто взять и сделать. Потому что, если задача неприятная или скучная, вдохновение вряд ли наступит.

-6

Как справиться с прокрастинацией?

1. Распознайте начало прокрастинации. Обратите внимание на любые мысли о том, чтобы отложить важное дело, и сделайте всё возможное, чтобы противостоять побуждению.

2. Устраните отвлекающие факторы. Спросите себя, что отвлекает ваше внимание больше всего, — будь то соцсети, обновления в телеграм-каналах или сообщения в мессенджерах, — и отключите их.

3. Создайте расписание или to-do list, чтобы четко организовать свою работу. Это поможет вам не откладывать дела на потом и удерживать себя в рабочем состоянии. Для каждого дела поставьте дедлайн.

4. Назначьте сроки. Оцените каждое дело, сколько времени необходимо на его выполнение. И смело умножайте это время на 2.

5. Установите приоритеты. Определите, какие задачи требуют вашего внимания в первую очередь, а какие могут немного подождать.

6. Разбейте большие задачи на более мелкие и реалистичные подзадачи. Это поможет сделать работу более управляемой и предотвратить чувство перегрузки.

7. Используйте техники временного блокирования, например, работайте по технике «помидора» — 25 минут работы без отвлечений, а затем 5 минут перерыва.

8. Не бойтесь просить помощи или делегировать задачи другим людям. Разделение ответственности поможет снять нагрузку и уменьшить чувство перегрузки.

9. Вознаграждайте себя. Когда заканчиваете пункт в своём списке дел вовремя, балуйте себя. Это может быть чашка чая, звонок другу или немного времени на интернет. Главное — выберите то, что действительно будет вас мотивировать.

-7

Как видите, борьба с дурной привычкой прокрастинировать ничем не отличается от борьбы с прочими дурными привычками. Здесь главное методичность и системный подход.

И если с прокрастинированием все более или менее понятно, то, наверняка, у вас вопрос - а как быть с чувством лени? Что здесь предпринять?

Любой психолог даст вам только один совет - накормите этого зверя до отвала.

Не боритесь с ленью, а наслаждайтесь ею, ленитесь с удовольствием. Ведь от борьбы ваша лень становится только сильней. А когда вы специально ленитесь, когда получаете от этого удовольствие... Как вы думаете, что же происходит в этом случае? Лень постепенно теряет к вам интерес! Пропадает вся суть сего действия. И возникает желание действовать!

Друзья, спасибо, что дочитали до конца. Поставьте лайк - вам не трудно, нам приятно.

А еще обязательно заходите на наш сайт и вступайте в сообщество в VK. У нас там много интересного. Ну, например, авторский курс, который так и называется "Тайм для ленивых".

Будем рады видеть вас на наших обучающих встречах и индивидуальных консультациях.