Найти тему
Виктор Никитин

Этта Джеймс - королева ритм-н-блюза. Трагическая история.

Трагическая история Этты Джеймс - некоронованной королевы ритм-н-блюза.

Этта Джеймс
Этта Джеймс

Ее имя известно всем любителям музыки, но допускаю, что, возможно, кто-то слышит его впервые. Поэтому было бы правильно начать знакомство с ней с ее песни.

Ее настоящее имя Джемисетта Хокинс (Hawkins) и родилась она в Лос-Анджелесе в 1938 году. Ее матери было всего 14 лет, когда Этта появилась на свет. Отец остался неизвестен, хотя Дороти Хокинс утверждала, что это известный бильярдист Рудольф Вандерсон.

На протяжении всей своей жизни Этта Джеймс была известна не только своими потрясающими выступлениями и грамзаписями, но и своей привязанностью к наркотикам, хотя она утверждала, что ее пение никогда не страдало от этого. Ее наркотическая зависимость и вызванное ею эмоциональное потрясение были не единственными трудностями, с которыми Джеймс пришлось столкнуться. Простое их перечисление вызовет удивление - как это все могло быть в ее относительно короткой жизни (она умерла в 73 года).

Джеймс подвергалась физическому насилию, ее нещадно эксплуатировали граммофонные компании, она подверглась тюремному заключению и у нее были проблемы со здоровьем на протяжении всей ее жизни. Ее чувства по отношению к этим бесчисленным трагическим жизненным переживаниям находили отражение в ее музыке. В своей автобиографии "Rage to Survive" она написала, что вокалисты R & B "честны, когда поют, что мы неспособны лгать в нашей музыке".

В то время как ее музыка вознесла ее на большие высоты - несколько альбомов, получивших признание критиков, включение в Зал славы рок-н-ролла и три Премии Грэмми (и множество номинаций), - ее жизненные неурядицы в конечном счете приводили ее в ярость (отсюда и название ее книги "Rage To Survive"). Но именно эта ярость поддерживала ее и давала ей шанс выжить. "Без нее меня бы уже давно не было. Именно с ней у меня появилось гораздо больше песен и желание выжить", - написала она.

-2

Раннее детство Этты Джеймс было бурным, потому что ее мать, Дороти Хокинс, постоянно перекладывала ответственность за воспитание Этты на других людей, которые были рядом с ней в ее жизни. Ее мать Дороти после рождения Этты подверглась принудительной стерилизации. Дороти Хокинс исчезала из жизни Этты на целые месяцы кряду и была настолько безответственной, что говорить о каком-то воспитании дочери Этты вообще не приходилось. Сама Этта называла ее Таинственной леди и описывала ее в своей книге как "сумасшедший кошмар".

Даже когда ее мать появлялась снова и забирала Этту у друзей или родственников, она неизбежно заканчивала тем, что снова подбрасывала им свою дочь и уходила куда-нибудь. Когда девочка утром не обнаруживала мать рядом, она начинала плакать не только потому, что была постоянно голодна, а боялась, что Дороти никогда не вернется, и что "никто никогда не найдет меня в этой ужасно обставленной комнате", - пишет Джеймс в книге "Ярость, чтобы выжить".

Из-за всех этих детских несчастий и частого отсутствия матери в ее жизни, Этта рассказала, что у нее возникали психические расстройства. Но она также назвала некоторые из этих чувств причиной, по которой она начала петь:

"И поэтому я думаю, что моя мать сделала для меня все возможное. Если бы она брала меня с собой и я была бы с ней, я не знаю, что бы со мной было. Ведь она была сама еще ребенком. Что бы она сделала со мной? Пела бы я сегодня? Я была бы кем угодно, понимаешь?"
Этта Джеймс
Этта Джеймс

В то время как Дороти Хокинс уходила, Джеймс оставалась с разными людьми, такими как ее тетя или приемные родители – в первую очередь с Лулой и Джесси Роджерсами, которых Джеймс называла мама Лу и Сержант. В то время как она обожала маму Лу, Этта неоднократно подвергалась физическому насилию со стороны Сержанта.

В своей книге Джеймс написала, что, когда ей было около 5 лет, Сержант иногда приходил домой пьяный и заставлял Джеймса петь для его друзей. Когда Этта отказывалась, сержант бил ее ремнем.

"Сонная, униженная, настолько обезумевшая от ненависти, что готова была плюнуть ему в лицо, одетая в грязную пижаму с пуговицами сзади, я голыми ногами стояла там перед пьяными мужиками и пела какую-нибудь идиотскую песню, ненавидя всех каждую секунду", - вспоминала она. Джеймс объяснила этот опыт тем, почему она ненавидела выступления на бис.

В раннем возрасте Джеймс обучалась пению в баптистской церкви Святого Павла, но когда ее начали замечать и она стала популярной благодаря своему пению, Сержант попытался вести себя как ее менеджер. Он настоял на том, чтобы контролировать каждый аспект певческого образования Джеймс, и впоследствии забрал ее из церкви, когда ей было 10 лет. Позже Джеймс написала, что это было для нее потрясение, она не хотела уходить из хора. Она впала в невероятную депрессию.

-4

Когда Этте Джеймс было 12 лет, ее приемная мать Мама Лу умерла от инсульта. Последние два года она прожила в страшных мучениях и, в конце концов, скончалась. После похорон ее биологическая мать Дороти Хокинс приехала и увезла ее в Сан-Франциско, даже не дав Джеймс возможности попрощаться с семьей или просто собрать ее одежду.

Живя в Сан-Франциско, мать Джеймс снова неоднократно отсутствовала в ее жизни и частенько исчезала, даже не убедившись, что у ее дочери есть еда дома. Из-за отсутствия родителей Джеймс часто прогуливала школу, чтобы потусоваться с местной бандой, известной как the Lucky 20 's, и крала с ними бижутерию в магазинах, чтобы перепродавать и покупать блюзовые пластинки на вырученные деньги.

Джеймс посещала несколько разных школ, но ее неоднократно выгоняли. А поскольку Джеймс была темнокожей, в школе она подвергалась домогательствам как со стороны белых, так и чернокожих детей. Она вымещала свою обиду на иностранных учениках, сломав одной испанской девочке руку, да так сильно, что в наказание Этту отправили в среднюю школу для продолжения обучения для детей-правонарушителей. Позже Джеймс рассказывала, что в Сан-Франциско у нее "выросли рога и хвост ... и она превратилась в настоящего беспризорника. Я была чем-то вроде беглянки, хотя у меня была мать".

-5

В середине 20-го века звукозаписывающие компании часто эксплуатировали чернокожих исполнителей, беря их песни и перезаписывая их с белыми поп-певцами, не выплачивая им никакой дополнительной компенсации. Это стало возможным потому, что звукозаписывающие компании воспользовались тем, что чернокожие исполнители не разбирались в законе об авторском праве, использовали тексты, написанные чернокожими вокалистами, и потому исполнение этих песен не могло быть защищено авторским правом.

Эти каверы "обелили" музыку чернокожих исполнителей для белой аудитории, часто переписывая тексты, чтобы убрать любые намеки на сексуальные инсинуации и изменив стиль вокала. Этта Джеймс была взбешена такой практикой и назвала эти песни версиями Suzy Creamcheese.

Одной из песен Джеймс, на которую был сделан подобный кавер, была "The Wallflower (Roll With Me, Henry)". В 1955 году Джорджия Гиббс записала версию, переименовав ее в "Dance With Me, Henry" из-за сексуального подтекста слова roll. Версия Гиббс была невероятно популярна и стала хитом № 1 в топ-10 чартов. Согласно книги "Rage to Survive", Джеймс была невероятно взбешена тем, что "моя версия ушла в подполье и продолжала продаваться, в то время как "побелка" Джорджии взлетела до небес".

-6

К 1960-м годам Этта Джеймс начала употреблять героин, и вскоре он стал ее любимым наркотиком. Но когда она впервые попробовала героин, у Джеймс случилась передозировка, потому что тот героин был белым, в отличие от коричневого героина, который она обычно видела в Лос-Анджелесе. Сначала она подумала, что это кокаин.
Зависимость Джеймс стала настолько сильной, что в течение одной недели она и несколько друзей в конечном итоге сами употребляли примерно 150 доз героина. Джеймс часто страдала от тяжелых симптомов, если она не могла достать какие-либо наркотики.

В книге "Ярость, чтобы выжить" она написала, что "если у меня наступит "сухой период", я заболею и могу умереть. Из-за пристрастия к спиртному и героину я была больна в большую часть дня и вечера - болела или бегала по улицам в поисках этой отравы. Если мне действительно удавалось покурить или выпить - все равно чего - я считала, что мне повезло". В итоге Джеймс поставила ее пристрастие к героину превыше всего остального. Даже ее пение было всего лишь средством для достижения именно этой цели. "Я работала только тогда, когда была вынуждена купить себе очередную порцию. По сути, я работала по привычке", - призналась она.

Но ее привычка определенно не осталась незамеченной, и Джеймс вскоре приобрела репутацию героиновой наркоманки. Многие люди беспокоились о ней и часто говорили с сожалением о ее героиновой зависимости. Даже сравнения, проводимые между ней и Билли Холидей, касались скорее употребления ими наркотиков, чем их пения.

-7

Этте Джеймс удалось сохранить видимость развития ее карьеры как певицы благодаря своему менеджеру Джону Льюису. И в дополнение к организации ее выступлений, Льюис также снабжал Джеймс наркотиками. Но их отношения были бурными, и эти двое иногда вступали в ожесточенные драки. Этта Джеймс не давала ему спуску.

Во время одной из ссор Джеймс накричала на Льюиса: "Ты работаешь на меня, а не я на тебя. Я могу надрать тебе задницу в любой момент" - так она описывала их взаимотношения. В ответ Льюис пригрозил отправить ее в тюрьму. Хотя Джеймс думала, что он блефует, но Льюис выполнил свою угрозу. Он подбросил героин в тайное место в ее доме и сообщил полиции, где именно его можно найти. Впоследствии ей было предъявлено обвинение в приобретении и хранении героина. Однако дело было прекращено из-за незаконного обыска и изъятия.

Хотя Джеймс знала, что именно Льюис ее подставил, в итоге они помирились и продолжали работать и получать кайф вместе, пока Джеймс впервые не попыталась завязать с наркотиками. Дурное влияние Льюиса сохранялось даже после того, как Джеймс стала трезва как стеклышко. Она рассказывала, что по окончании лечения, выходя из реабилитационного центра, она столкнулась с Льюисом, и у нее случился рецидив после того, как она увидела, как он нюхает героин у нее на глазах.

-8

Несмотря на талант Этты Джеймс, употребление наркотиков повлияло на ее карьеру. И дело было не только в ее героиновой зависимости. Ее употребление кокаина также росло, и у нее не было ни сольных концертов, ни контрактов на запись, с помощью которых она могла бы зарабатывать деньги на употребление наркотиков. Джеймс написала в своей автобиографии, что в середине 1960-х "моя карьера была в сортире. Люди пытались мне помочь, но я была одержима одной мыслью - получить кайф", и за это время только одна ее песня стала хитом в чартах pop и R & B, "In the Basement".

Ее звукозаписывающую компанию особенно раздражало ее поведение, потому что она часто приходила в студию звукозаписи под кайфом или пьяная, неспособная стоять, не говоря уже о том, чтобы петь. Примерно в конце 1960-х, когда Джеймс была арестована за покупку и хранение героина на Манхэттене, ее адвокат обратился к звукозаписывающей компании с просьбой внести за нее залог, потому что у нее не было денег, чтобы внести их самой. Но компания отказалась, подумав, что провести некоторое время в тюрьме было бы наказанием, из которого она могла бы извлечь урок, а заодно и протрезветь, пишет Ричард Сиракуза в книге "Stranger Than Fiction".

-9

Когда Этта Джеймс впервые решила лечь в реабилитационный центр, ее друг и соучредитель Chess Records Леонард Чесс отправил ее в дом для выздоравливающих в Харви, штат Иллинойс. И поскольку ее врач считал, что Джеймс лучше отказаться от героина постепенно, он договорился с Джоном Льюисом, чтобы тот доставал героин для Джеймс в течение первых нескольких дней реабилитации. Джеймс продолжала употреблять героин в течение нескольких дней, но на пятый день стало ясно, что симптомы отказа от героина - не единственное, о чем ей стоило беспокоиться.

На пятый день реабилитации Джеймс оказалась почти полностью парализованной и могла общаться только глазами. Врачи диагностировали у нее столбняк, которым она заразилась через зараженную иглу. Ее состояние превратилось в жестоко болезненное физическое испытание. Положение было настолько тяжелым, что ее врачу пришлось дать ей несколько пощечин, чтобы удержать ее в сознании и избежать судорог. Джеймс чуть не впала в кому, и в какой-то момент ее "тело начало ломаться, скручиваться и прогибаться назад".

Доставленная в Мичиганскую больницу в Чикаго, Джеймс сумела выжить и при этом стала "вторым человеком в штате Иллинойс, перенесшим столбняк". Но хотя Джеймс вышла из больницы и реабилитационного центра здоровой и трезвой, а главное живой, у нее случился рецидив в тот день, о кототом я уже сказал, когда она вернулась в Нью-Йорк из Иллинойса и столкнулась с Льюисом.

-10

Хотя Этте Джеймс удалось сбежать от своего жестокого отчима Сержанта, она продолжала подвергаться насилию со стороны различных любовников на протяжении всей своей жизни. В своей книге Этта Джеймс объяснила тот факт, что она продолжала вступать в отношения с жестокими мужчинами, основой которых был ее страх: "Чем глубже мы погружаемся в эти отношения, тем больше понимаем, что нами движет страх, а не любовь. Страх запирает нас и держит в плену. И мы не можем вырваться из этой тюрьмы. Иногда нам это удается". Тот факт, что она чувствовала сексуальное удовлетворение от них, также не помогал.

Джеймс назвала сутенером одного из ее бывших любовников-насильников. Он невероятно жестоко обращался с Джеймс физически и эмоционально, а ее тогдашний менеджер Джон Льюис так беспокоился о ней, что дал ей пистолет на случай, если на нее нападут. Но, несмотря на пистолет, этот сутенер неоднократно жестоко избивал Джеймс. Однажды он несколько раз ударил ее по голове, в результате чего у нее на голове и лице появились многочисленные синяки и даже порезы. Джеймс в конечном итоге выдвинула обвинения против своего любовника из-за неоднократных угроз с его стороны, но неясно, был ли он осужден или нет.

Одна из песен Джеймс, в которой упоминается ее трагическая личная жизнь, - "Я бы предпочла ослепнуть", записанная в 1968 году. В песне говорится о том, как она была "слепа в своей личной жизни, и я была слепа в своих личных отношениях. Как поется в песне: "Я просто не хочу быть свободной".

-11

В течение многих лет Этта Джеймс выписывала фальшивые чеки на наличные, чтобы "финансировать" свою наркоманию. Но примерно в 1964 году в Нью-Йорке Джеймс и ее подруга Эстер Филлипс запустили схему фальшивых чеков, которая заключалась в том, чтобы заставить отели разрешить им выписывать личные чеки, а затем обе уезжали до того, как чеки будут возвращены из-за невозможности их обналичить.

Когда все это вскрылось и у Джеймс была обнаружена та чековая книжка, ее арестовали за то, что выписывала фальшивые чеки, и ее на короткое время заключили в тюрьму на острове Райкерс. Через некоторое время после освобождения она отправилась в Чикаго, где ее снова арестовали, на этот раз за хранение наркотиков, а также и за выписывание фальшивых чеков. Там она провела четыре месяца в тюрьме округа Кук, которую она описала в "Rage to Survive" как похожую на средневековую темницу.

Это были не единственные случаи, когда Джеймс арестовывали. Однажды Джеймс арестовала полиция, когда она пела на сцене театра Минтона в Гарлеме, Нью-Йорк.

-12

В 1974 году, после того как Этту Джеймс обвинили в выписывании фальшивых чеков, судья предоставил ей выбор: отправиться в тюрьму для женщин или пройти реабилитацию в психиатрической больнице в пригороде Лос-Анджелеса.

Джеймс провела в психушке почти два года. Но, хотя она знала, что проведенное там время необходимо для того, чтобы стать трезвой, она подверглась там ужасному физическому и психологическому насилию. В дополнение к словесным оскорблениям со стороны других пациентов больницы, персонал заставлял ее
"носить подгузник и детскую шапочку и есть все из детской бутылочки. Представьте, что я вхожу в главный кафетерий в большом белом подгузнике с надписью "Какашки", нацарапанной поперек моей задницы", - написала Джеймс. Другие наказания включали мытье туалетов и полов зубной щеткой.

Джеймс описала это время как свое эмоциональное дно. В результате в 1974 году, во время первых недель ее пребывания в реабилитационном центре, Джеймс написала свою песню "Feeling Uneasy", которая передала эмоции, которые она испытывала тогда. Она описывает песню как "потерянную песню самой нижней точки ее жизни". Но после почти двух лет реабилитации и трезвости у Джеймс случился рецидив от водки во время рождественской вечеринки с другими пациентами. И вместо того, чтобы быть насильно постриженной наголо и лишиться всех привилегий пациента, Джеймс решила сбежать из психушки.

-13

Несмотря на хиты, которые Этта Джеймс неоднократно записывала, звукозаписывающие компании часто взимали с нее завышенные цены за сессии в студии и не выплачивали никаких авторских отчислений, в результате чего она накопила ошеломляющий долг, который повлиял на Джеймс на всю ее жизнь. Несмотря на ее близкие отношения с Леонардом Чессом, она "никогда не получала никаких авторских отчислений от Chess Records. На самом деле, у меня был долг около 300 000 долларов. И это преследовало меня, это было со мной всю мою жизнь", - сказала она Los Angeles Times в 1995 году.

И это была не просто экономическая эксплуатация. Хотя Джонни Отису часто приписывают помощь Этте Джеймс в начале ее певческой карьеры, его также обвиняют в том, что он выступил в качестве соавтора песни Джеймс "Roll With Me, Henry" и получил за это авторские.

Звукозаписывающие компании часто использовали Джеймс в своих интересах, то же самое они делали со многими чернокожими артистами в то время, и когда ее песня "The Wallflower (Roll With Me, Henry)" была использована в фильме "Назад в будущее", она решила нанять адвоката и отстоять свое право на компенсацию за использование ее музыки в фильме. Впоследствии MCA Records согласилась на сделку, и это был один из немногих случаев, когда Этте Джеймс удалось успешно противостоять эксплуатации со стороны музыкальной индустрии.

-14

К концу жизни в 2009 году Этте Джеймс поставили диагноз "болезнь Альцгеймера" и медикаментозно-индуцированное слабоумие. А в начале 2010 года она попала в реабилитационный центр из-за пристрастия к обезболивающим, которое развилось у нее после приема их из-за травмы спины. В 2010 году ее госпитализировали в Лос-Анджелесе после того, как ей поставили диагноз бактериальной инфекции.

В 2009 году, после того, как Бейонсе исполнила ее песню "At Last" на инаугурации президента Барака Обамы, Джеймс сделала несколько пренебрежительных замечаний о певице во время ее выступления в театре Paramound в Сиэтле, сказав: "эта женщина, которую он заставил петь для него мою песню - она получит по морде". Так написал The Guardian. Джеймс говорила, что терпеть не могла Бейонсе.

"Ей нечего делать там, наверху, петь в знаменательный день для президента, она будет петь мою песню, которую могу петь только я, и я буду петь ее вечно".

Ее сын, Донто Джеймс, позже публично заявил, что эти комментарии были сказаны в результате ее медикаментозно-индуцированного состояния.
Слабоумие продолжалось до конца ее жизни. 20 января 2012 года Этта Джеймс умерла от осложнений от лейкемии в общественной больнице в Риверсайде, Калифорния. Всего за год до этого у нее была диагностирована хроническая лейкемия.

Такова история величайшей певицы, нашей с вами современницы, которую и критики и поклонники называли "королевой ритм-н-блюза".

Надеюсь вам понравились приведенные в статье песни и вы получили истинное наслаждение от голоса певицы и ее манеры исполнять теперь уже всем известные благодаря ей песни.

И как всегда, спасибо вам за ваше внимание. Подписывайтесь, присоединяйтесь к нашему сообществу - впереди еще много разных статей о нашей музыке.
В заключение предлагаю вам посмотреть небольшое выступление Этты Джеймс вместе с Джоном Ли Хукером и Карлосом Сантаной. Это интересно.

И еще несколько статей об исполнителях того времени:

Buddy Guy. Парень с гитарой. Блюз - моя жизнь.
Виктор Никитин6 февраля 2021
Дженис Джоплин - последние годы. Часть 1.
Виктор Никитин24 марта 2021
Only You (And You Alone)
Виктор Никитин26 декабря 2021