Sister Rosetta Tharpe (1915-1973)
Богиня "госпел", певица, играющая на гитаре. Считается, что именно она изобрела известный всем ритм, согласно которому и появилось название "рок-н-ролл". Но обо всем по порядку.
Мы все думаем о рок-н-ролле, как об изобретении 50-х годов: смесь солодовых коктейлей, кадиллаков, "Rock Around The Clock’ и Элвиса со своими движениями. Но это все является продолжением того, что кто–то уже сделал большую часть рок-н-ролла в конце 1930-х и 1940-х годах, сами того не осознавая.
Сестра Розетта Тарп, она же Розетта Нубин, была исполнительницей госпела, игравшей на электрогитаре, чей странный образ жизни, ее бэк-танцовщицы и популярность среди светской аудитории шокировали церковь. Она записала трек под названием "Rock Me" еще в 1938 году.
А ее хит 1945 года "Strange Things Happening Every Day’", был описан как первая в истории рок-н-ролльная песня. В этом треке Розетта пела и играла на гитаре, а Сэмми Прайс - на барабанах и басу, в составе White Stripes, демонстрирующем ее скрипучий вокал и развязную манеру исполнения, непривычную для того времени. Послушайте, что сделала певица и вы поймете, что тоже самое повторили много позже целое поколение мужских исполнителей и среди них Чак Берри, Литтл Ричард, Элвис и Джерри Ли Льюис,
Но почему–то они забыли заплатить ей авторские за то, чем они воспользовались. Чак Берри в конце концов сказал, что вся его карьера была всего лишь “одним длинным воплощением Розетты Тарп”. Как сказала Сестра Розетта “Дейли миррор” в 1957 году: "Все эти новые вещи, которые они называют рок-н-роллом, я играю их уже много лет".
Родившаяся в 1915 году в семье матери, работавшей на хлопковой фабрике на просторах штата Арканзас, Тарп начала выступать как "Маленькая Розетта Нубин" в возрасте четырех лет, а в шесть лет выступала в бродячей труппе и исполняла госпелы вместе со своей матерью. Ее взрослая карьера всерьез началась в Нью–Йорке в конце 1930-х годов, где Розетта принимала участие в гитарных баталиях в гарлемском Аполлоне и выступала с Кэбом Кэллоуэем - джазовым певцом, известным как "человек хай-де-хо (‘the hi-de-ho man’)". Тарп тоже подобрала себе несколько старомодных прозвищ таких как: “оригинальная сестра души” и “Крестная мать рок-н-ролла” среди них. Розетте, как сообщается, часто говорили, что она играет на гитаре, как мужчина. На что она ответила: “Ни один мужчина не может играть так, как я. Я играю лучше, чем мужчины”.
Тарп вызвала споры благодаря своему таланту, популярности и образу жизни – ходили слухи, что у нее были отношения со многими мужчинами и женщинами, что объясняет, почему четырехлетний брак Розетты с проповедником Томасом Торпом пошел на спад. Не извиняясь за свои разводы, третья свадьба Тарп состоялась на стадионе, рассчитанном на аудиторию в 25 000 человек. Последние годы жизни были очень тяжелыми для нее. В 70-х годах ее здоровье стремительно ухудшалось. Она говорила, что она жила в то время только с Богом и гитарой. Даже если в результате она изобрела дьявольскую музыку.
Кит Ричардс в своих интервью часто упоминал Сестру Розетту как лучшую исполнительницу блюзовых песен, а ее манеру игры на гитаре он считал уникальной. В 2018 году Сестра Розетта Тарп была введена в Зал славы рок-н-ролла.
Посмотрите как Сестра Розетта исполняет "This Train" в манчестерской телестудии в последние дни своей карьеры.
Вот такая история еще одной певицы, исполнявший блюз, но оказалось, что она играла рок-н-ролл сама того не осознавая.
Всем спасибо за ваше постоянное внимание.
Женский голос блюза. Ма Рейни. Часть 1.
Женский голос блюза. Бесси Смит. Часть 3.
Женский голос блюза. Мэми Смит. Часть 4.
Женский голос блюза. Вайнона Карр. Часть 5.