Найти тему
Виктор Никитин

Женский голос блюза. Вайнона Карр. Часть 5.

(Sister) Wynona Carr (1923-1976)

Наконец-то я добрался до моей любимой певицы ритм-н-блюза. Надеюсь, что вы к концу этой статьи со мной согласитесь в такой скромной оценке, хотя и предыдущие исполнители вызывают восхищение.

Вайнона Карр
Вайнона Карр

"Неохотно поющая "монахиня", которая боролась за право быть самой собой - это прозвище сестры Вайноны Карр. Кстати, слово "сестра" в именах некоторых исполнительниц вовсе не означает родственные связи с кем-то. Просто многие блюзовые исполнительницы начинали в церковных хорах, и в их репертуаре были так называемые "госпел"- евангельская музыка, особый жанр духовной христианской музыки, появившийся в конце XIX века и развившийся в первой трети XX века в США. Отсюда и многочисленные "сестры" в именах разных, большей частью, черных певиц.

Послушайте как современно звучит эта песня Вайноны. Запись 1956 года.

Вайнона Мерсерис Карр родилась в Кливленде, штат Огайо, где она и начинала как певица госпела, создав свою собственную группу из пяти человек The Carr Singers примерно в 1945 году и гастролируя по близлежащим районам.

Вайнона Карр
Вайнона Карр

"Сестра" Вайнона Карр (или просто Вайнона Карр, когда поет светскую музыку) получила свой первый контракт в 1949 году в качестве госпел–певицы с руководителем фирмы звукозаписи Specialty Артом Рупом, который по аналогии с Сестрой Розеттой Тарп добавил к ее основному имени слово "сестра", чтобы было похоже на Розетту Тарп, которую она боготворила - именно Руп придумал "nun schick" как способ отметить артиста, который, как и Розетта, обладал "бесконечной развязностью", создавая впечатление, что она, как бы, и не хочет петь, но раз вы просите, то пожалуйста.

В успехе любого артиста большое значение имеют маркетинг и продвижение. Возможно в то время еще не было таких "ученых" терминов, но у большинства звукозаписывающих компаний в контрактах с исполнителями значились определенные действия по продвижению артистов. Но с Рупом Вайноне не повезло. Первые лет 5-6 он совершенно не занимался певицей. Хотя было записано около 20 пластинок, но успеха они не принесли, разве что The Ball Game, которая попала в чарты в США. Он, похоже, даже не понимал, что надо было делать, чтобы продвинуть певицу на музыкальный рынок. И Вайнона выступала в одних и тех же клубах перед своими постоянными поклонниками, которых было не слишком много. Коронной фразой Рупа была:" Ну и дела, почему я должен что-то Сестре Карр? Посмотрите на Махалию [Джексон, госпел-певца] для нее что-то делали? И что? Ее знают все".

Не добившись успеха после нескольких лет исполнения "слова Господня", то есть госпел, Карр решила взять под контроль свою собственную карьеру и решила записывать светскую музыку и начать играть в белых клубах, где и должны были зарабатываться деньги. В 1955 году она написала Рупу: “Я не вернусь к церковным песнопениям, я хотела бы остаться с вами, но на условии, если вы позволите мне записывать ту музыку, которую я хочу исполнять. Я не хочу и не могу исполнять блюз для средненьких черных клубов. Я хочу и могу исполнять поп, баллады и блюз… Я хотела бы играть во всех клубах, в том числе и для белых, и не ограничиваться своей постоянной публикой”. И Руп капитулировал.

В 1957 году она заболела туберкулезом. Болезнь на некоторое время прервала ее карьеру. В 1961 году она уходит в фирму грамзаписи Фрэнка Синатры Reprise Records. Но первый альбом Вайноны, состоявший из поп-песен, оказался провальным. Она возвращается в Кливленд, и страдая от плохого состояния здоровья и творческих неудач, она погрузилась в депрессию. Она умерла в 1976 году.

Карр так и не добилась массового признания, но это было не из-за недостатка таланта. На самом деле, музыка Карр – особенно ее евангельская музыка – была наполнена праведным негодованием и уличной лирикой, из-за которой ее Божья слава казалась шумной – ее “The Ball Game” опиралась на бейсбольные метафоры ("Вторая база - грех, третья - скорбь"), а в "15 Rounds For Jesus’ Карр боксирует с сатаной, чтобы защитить честь Бога. Но надо сказать, что эти песни – и ее новый светский гламурный образ – не имели ничего общего с людьми, которые ходили в церковь.

Важно помнить, что Карр, продолжала придерживаться своей идеи, что она лучше знала, какую музыку ей играть, но, к сожалению, рядом не было серьезного и профессионального менеджера (как мы сейчас их называем), который бы подсказал ей направление движения, а главное, помог с репертуаром. Но тогда шоу-бизнес еще только зарождался. Но надо сказать, что она была неодинока. Любая исполнительница того времени скажет, что хотя бы раз в жизни она стояла на распутье, как богатырь перед камнем, и от принятого решения зависела, ну, если не жизнь, то карьера исполнителя уж точно.

Послушайте это: ‘‘Dragnet For Jesus’ показывает Вайнону Карр во всей ее красе.

Рассказ о Вайноне Карр подошел к концу. Надеюсь, мне удалось донести до вас свое восхищение этой певицей. Она оказалась на рубеже музыкальных стилей - уже появился рок-н-ролл, как мы его знаем. И она пробует себя в этом стиле и делает это великолепно. При этом не забывает и блюз. И вся эта причудливая смесь рок-н-ролла, блюза, поп музыки, госпел и ритм-энд-блюза присуща только ей.

Благодарю вас за ваше внимание. Приходите, подписывайтесь, оставляйте свои отзывы. Всегда рад нашему общению.

===================

Женский голос блюза. Эпилог.

Женский голос блюза. Мэми Смит. Часть 4.

Женский голос блюза. Бесси Смит. Часть 3

Женский голос блюза. Сестра Розетта Тарп. Часть 2

Женский голос блюза. Ма Рейни. Часть 1