Найти в Дзене
Виктор Никитин

Женский голос блюза. Эпилог.

Оглавление

Только пятью женскими голосами блюз, конечно, не ограничивался. Но припомнить всех женщин, внесших вклад в развитие современной музыки, а точнее музыки последнего столетия, невозможно. Поэтому, чтобы как то логично завершить серию таких статей я придумал последнюю часть под названием "Эпилог", которая венчает мой рассказ о женских голосах блюза. В этой статье я коротко обозначу другие фамилии не менее известных исполнительниц.

Memphis Minnie (1897-1973)

Прародительница панка

Мемфис Минни
Мемфис Минни

У рок-н-ролла как и у блюза женский голос. Ранняя жизнь Мемфис Минни читается как что–то из Великого американского романа (Great American Novel) - родилась в семье, где было 13 детей, в Луизиане, сбежала из дома в 13 лет, танцевала на Мемфис-стрит, отсюда и имя, присоединилась к цирку, вернулась в Мемфис, опять выступала на улицах, зарабатывала дополнительные деньги секс-работой и была "обнаружена" на улице своим будущим мужем в 1929 году.

В последующей карьере Минни сделала себе имя – как в дуэте со своим мужем, так и сольно после их развода в 1935 году – как блюзовая певица, которая играла сильнее и громче, чем кто-либо другой, и которая использовала электрогитару задолго до того, как это стало обычным делом.

Вот ее исполнение уже всемирно известной песни, которую такой сделали Лед Зеппелин, корни которой, как оказалось, уходят далеко в 30-е годы прошлого столетия.

Минни обладала чудовищным характером. Даже многие мужчины рядом с ней казались пай-мальчиками. По словам блюзового исполнителя Джонни Шайнса, “она давала фору любому мужчине, Гитара, карманный нож, пистолет – всем этим она могла пользоваться одинаково хорошо." Добавьте к этому жевание табака и сопутствующее его выплевывание – даже во время игры на гитаре – и будет справедливо предположить, что Минни была самым первым панк-рокером.

Минни и ее муж
Минни и ее муж

Big Mama Thornton (1926-1984)

Ритм -энд-блюз певица, первая исполнившая ‘Hound Dog’ до Элвиса

Биг Мама Торнтон
Биг Мама Торнтон

Если вы когда–нибудь услышите, как сегодня какой -нибудь великий художник рассказывает о своей трудной борьбе за то, чтобы добиться успеха, прочитайте вот о чем: что испытала Вилли Мэй "Большая мама" Торнтон, которая работала уборщицей плевательниц в салунах – да, это ведра, в которые мужчины плюют прожеванный табак - в ожидании следующего исполнителя.

В конце концов, найдя себе место на сцене, Торнтон получила прозвище “Большая мама” от менеджера гарлемского театра "Аполлон", и это была карикатура, которой она с удовольствием подыгрывала, часто говоря людям, что она "громче любого микрофона".

Вот как раз Hound Dog. Но это не единственная песня, которую перепели известные музыканты. Little Red Rooster пели Роллинг Стоунз.

Успех пришел в 1952 году, когда она стала первой артисткой, получившей хит с песней Либера и Столлера "Hound Dog" – 10-миллионным тиражом. Элвис исполнил эту песню только в 1956 году, но задумана она была авторами как “гимн чернокожей женской власти”. Версия Торнтон возглавила чарты R & B и помогла ей закрепить тот звук, который даже сам Элвис признал, что он немного его испортил.

Биг Мама Торнтон
Биг Мама Торнтон

В своей более поздней карьере Торнтон начала больше играть со своей андрогинностью, выступая в мужском костюме на концерте 1980 года Blues Is a Woman. Торнтон умерла в результате алкоголизма в 57 лет; однако ее имя живет и по сей день - в рок-лагере "Вилли Мэй" для девочек в Луизиане, где девочкам до 18 лет дают музыкальное образование.

По ее собственным словам: “Белый или черный, богатый или бедный, если у вас когда-нибудь было разбито сердце, вы имеете право петь блюз”.

Знаменитый фанат Торнтон Элвис Пресли был сильно вдохновлен вокальным стилем Торнтон, хотя он никогда в этом не признавался.

Послушайте вот это: "Ball'n'Chain" была записана Торнтон на обратной стороне ‘Hound Dog". Кстати, ее часто исполняла Дженис Джоплин.

Diamond Teeth Mary (1902-2000)

Первая gangsta granny

Ответ на ваш резонный первый вопрос таков: да, у Мэри с бриллиантовыми зубами – урожденной Мэри Смит – действительно были бриллианты из ее браслета, вставленные в зубы, пока она не удалила их, чтобы помочь оплатить медицинские счета своей матери.

Как и ее сводная сестра Бесси Смит, Мэри получила такое же трудное воспитание. Точнее никакого воспитания. Переодевшись мальчиком, она в 13 лет села на поезд из своего родного города в Западной Вирджинии, чтобы убежать от жестокого обращения со стороны своего отца, присоединилась к цирку и участвовала в ряде шоу менестрелей.

Мэри придумала образ Мэри с Бриллиантовыми зубами после смерти Бесси. Благодаря своему ослепительному новому сценическому образу Мэри в конце концов оказалась рядом с некоторыми величайшими именами той эпохи, включая Билли Холидей, Рэя Чарльза и Каунта Бейси, гастролируя по миру и выступая перед войсками США за рубежом. Как ни странно, она выпустила свой дебютный альбом только в возрасте 91 года.

Знаменитые поклонники певицы: блюзовый певец Джонни Коупленд, Джон Ли Хукер и Большая мама Торнтон приписывали Мэри Даймонд свои успехи в блюзе.

===================

Ну, вот на этом я буду заканчивать свой рассказ о женщинах в блюзе. Всех, безусловно, не назвать. Но и тех, кого мы с вами вспомнили и чьи песни прослушали, дают нам возможность по другому взглянуть на эти, безусловно, великие личности в музыкальном мире 20 века. Вам огромное спасибо, что уделили ваше внимание и написали ваши комментарии по такой, довольно, сложной теме. Моя нижайшая благодарность и поклон. Подписывайтесь и будем вместе.

====================

Женский голос блюза. Сестра Вайнона Карр. Часть 5.

Женский голос блюза. Мэми Смит. Часть 4.

Женский голос блюза. Бесси Смит. Часть 3

Женский голос блюза. Сестра Розетта Тарп. Часть 2

Женский голос блюза. Ма Рейни. Часть 1