Бурные последние годы жизни Дженис Джоплин – со слов ее брата Майкла и сестры Лоры. Безмерное употребление наркотиков и алкоголя сформировали у нас образ покойной певицы. Но теперь, когда ее брат и сестра выпускают глубоко личную книгу, основанную на личных дневниках и альбомах самой Дженис, они рассказывают нам о тех хороших временах, когда они были вместе, о детстве певицы, и как им было тогда хорошо.
14 августа 1970 года Дженис Джоплин вернулась домой к родителям. Средняя школа Томаса Джефферсона в Порт-Артуре, штат Техас, проводила встречу выпускников, 10 лет назад окончивших школу. Джоплин была одета в хипповские клеша, футболку с круглым вырезом, боа из перьев, которое она носила как шляпу, на носу были надеты ее фирменные круглые цветные солнцезащитные очки.
В то время 27-летняя певица, а также автор некоторых песен была одной из крупнейших фигур американской контркультуры. Зажигательная исполнительница на сцене, она и за ее пределами была иконой стиля хиппи и феминисткой - первопроходцем, которая сделала себе имя на сцене Сан-Франциско в качестве фронтвумен с Big Brother and The Holding Company. Ее невероятный блюзовый диапазон удивлял и зрителей, и других исполнителей, но подражать ей никто не смел. Да и претендентов на это как-то не находилось.
Прошлым летом Джоплин была одной из звездных исполнительниц в Вудстоке, умудрившись прорваться через обкуренную публику и в 2 часа ночи начать свое потрясающее выступление. Как писал Пит Таунсенд в своих мемуарах “Who I Am?": "Она была потрясающей в Монтерее, но сегодня вечером она была не в лучшей форме, вероятно, из-за долгой задержки, а также, вероятно, из-за количества выпивки и героина, которое она приняла, пока ждала. Но даже вне сцены она была невероятна.”
Действительно, в апреле 1968 года "Вашингтон пост" писала о ее сценическом образе: “Она кричит, топает, прыгает, дрожит, размахивает руками, взмахивает своей огромной дикой гривой, как необъезженный пони.”
Позже, летом 1970 года, Джоплин приступит к работе над своим вторым сольным альбомом Pearl, в который войдут некоторые из ее самых известных песен, включая кавер-версию песни Cry Baby 1963 года и ее собственный (написанный в соавторстве) Mercedes Benz. Но до этого был еще один крюк назад в Порт-Артур, маленькую консервативную техасскую глубинку, в которой она, будучи подростком-бунтарем-битником, никогда не чувствовала себя как дома.
“Это было официальное мероприятие, и Дженис как-то было там неловко!”- вспоминает ее 72-летняя сестра Лора. Она сопровождала Дженис, которая была на шесть лет старше ее, на встречу выпускников, и была одета в сказочно уродливый наряд своей сестры.
“Все остальные были в обычной одежде американского среднего класса. Было ощущение, что они не совсем знают, как себя вести с Дженис. Но, по моему мнению, и по мнению Дженис, мы ждали, что они должны были сделать ее присутствие одним из центральных моментов празднования ... "Посмотри, чего добился кто-то из нашей школы и мы с ним вместе учились!"
"Тем не менее, парень, по видимому один из организаторов вечера, представляя всех пришедших, был сконцентрирован на количестве юристов, медиков и выпускников со степенями. Таких было немного, но они были. И тут вдруг староста класса встал и сказал - "А как же Дженис?" - и все встали и зааплодировали.
"Я думаю, это задело ее чувства. Ей было важно получить аплодисменты от своих одноклассников.”
Даже тогда признание было скупым. На встрече выпускников Дженис подарили символическую автомобильную шину, чтобы показать, “что она объездила пол-страны”. И это подразумевалось буквально. “Я нахожу это самым оскорбительным моментом в тот вечер”, - говорит Лора, запомнившая этот дурацкий подарок и даже 51 год спустя не скрывает своего разочарования и негодования. “Вместо того, чтобы назвать ее человеком, который достиг наибольшего признания в стране из этого класса, Дженис получила копию игрушечной шины за то, что проехала самое большое расстояние из всех.
Позже в тот же вечер девочки вместе с Джоплин отправились на концерт Джерри Ли Льюиса в Порт-Артур. Дженис гордилась тем, что смогла провести свою младшую сестру за кулисы, чтобы познакомиться с этим артистом, отчасти из-за “желания показать, что у нее есть связи с влиятельными и известными людьми.”
Это был неудачный опыт. Джерри Ли никогда не отличался хорошими манерами и трудно себе представить, что можно было бы от него ожидать на этой встрече. Он посмотрел на меня, потом на нее и сказал: "Ты была бы недурна собой, если бы не старалась походить на свою сестру". Какой же он придурок, - сухо сказала Лора. - Это действительно ранило Дженис. Поэтому она врезала ему хорошенько".
Менее чем через три месяца Дженис Джоплин умерла. Полвека прошло с того трагического случая в отеле в Голливуде – как раз по середине ее работы над альбомом Pearl.
Книга будет называться - Дженис Джоплин: Days & Summers: Scrapbook 1966-68. В основе ее будут лежать материалы и фотографии из ее собственного альбома тех детских лет, а также воспоминания брата и сестры и тех, с кем Дженис играла вместе или сталкивалась на концертах и в студиях звукозаписи в те два бурных года, период, в который она ворвалась в сознание людей на Монтерейском поп-фестивале 1967 года, а затем, в следующем году, выпустила несколько американских хитов, таких как Piece of my Heart и Summertime Джорджа Гершвина.
В этом альбоме представлены газетные вырезки, фотографии из журналов и газет, афишы концертов шестидесятых, письма и открытки домой, ее каракули и зарисовки, написанные ее собственным почерком, дневниковые записи Дженис. “Кстати об Англии, - начинается одна ее заметка из дневника, датированная 1967 годом, – Угадайте, кто был в городе на прошлой неделе - Пол Маккартни! (это один из Битлз). И он пришел к нам на концерт!!!"
Эта ограниченного тиража книга, частично написана Лорой Джоплин и ее 67-летним братом Майклом, также содержит страницы из более раннего альбома Дженис, датированного 1956-1959 годами, когда она училась в средней школе. Наряду с этими рукописными записями публикуются интервью с бесчисленными друзьями, сотрудниками, коллегами и поклонниками, включая Fleetwood Mac, Grace Slick из Jefferson Airplane, друга Криса Кристофферсона (с чьей песней "Me And Bobby McGee" Дженис уже посмертно стала номером один в чартах США в 1971 году) и поклонников Мишель Филлипс и Крисси Хайнд. Кстати среди ее поклонников был и Джимми Пейдж, известный гитарист.
Цитируя Крисси Хайнд, которая видела выступление Дженис в Ричфилде, штат Огайо, “там просто не было никого, похожего на нее – полная отвязанность, самозабвение, музыкальное совершенство и тотальная связь со всеми в аудитории. Чистая магия. Все ее любили. Она дала нам голос, который был против истеблишмента, и с тех пор я живу им.”
Это глубоко личный, калейдоскопический портрет женщины, ищущий свой путь в мире середины - конца шестидесятых. Трудно представить какие демоны внутри нее заставляли Дженис играть в такую страшную игру в наркотики, это убивало ее, но вряд ли она тогда это понимала. Как описывает ее Кристофферсон в послесловии к книге, которое он написал в виде стихотворения под названием Эпитафия, "это была женщина, “рожденная белой, чтобы петь черный блюз”.
Продолжение
Дженис Джоплин - последние два года. Часть 2