Найти тему
Виктор Никитин

Женский голос блюза. Бесси Смит. Часть 3.

Bessie Smith (1894-1937)

Бесси Смит
Бесси Смит

Если Ма Рейни была "матерью блюза", то Бесси Смит называли "Императрицей Блюза’. Возможно, было бы натяжкой считать Бесси Смит забытой певицей блюза – о ней, также как и о Ма Рейни был снят биографический фильм "Bessie" в 2015 году, где главную роль исполнила сама Квин Латифа (Queen Latifah), – и ее можно считать наиболее известной исполнительницей блюза для широкой публики того времени.

Кроме "императрицы" Бесс Смит называли "блюзовая электростанция" так как у нее был такой сильный голос, что она редко пела с усилением. Ее историю жизни можно было бы назвать русской поговоркой "из грязи в князи", что лишь очень приблизительно говорит о ее жизни, и в русском языке имеет негативный смысл, а по-английски это примерно так "от тряпья до роскоши". Бесс родилась в городе Чаттануге, штат Теннесси, воспетом в "Серенаде Солнечной долины", и воспитывалась в семье своей старшей сестры. Ее отец умер, когда Бесси было всего несколько месяцев, а мать умерла, когда ей только исполнилось 8 лет. С детства она пела на углах улиц со своими братьями и сестрами и в конце концов присоединилась к бродячей труппе в качестве танцовщицы, где и познакомилась с Ма Рейни.

Бесс Смит
Бесс Смит

Ма взяла Бесс в качестве своей протеже. Но в конце концов популярность Смит затмит популярность ее наставницы. Подписав контракт с Columbia Records в 1923 году, она стала самой высокооплачиваемой чернокожей артисткой своего времени. Ее заработок тогда составлял 2000 долларов неделю, что по тем временам было трудно себе представить черному исполнителю. Но слава кроме известности и популярности среди зрителей имеет и другую сторону, с которой не всем дано справиться. "Медные трубы" являются тяжким испытанием. Певица не стала исключением. Бесс была известна своим плохим характером. Ее круг общения в этот период включал многочисленных представителей общественного дна, и у неё выработались дурные привычки, в том числе любовь к выпивке и марихуане (до 1937 года остававшейся в США легальным наркотиком)

Что еще более важно, Смит использовала свою известность и голос, чтобы проповедовать расовую независимость, сексуальное освобождение и жизнь людей рабочего класса. Среди тем в ее работах были принудительный труд (‘Work House Blues’), смертная казнь (‘Send Me to the ‘Lectric Chair’), расовые конфликты, тяжелая жизнь (‘Backwater Blues’), женская сексуальность (‘T’ain’t Nobody’s Biz-Ness if I Do’) и право на удовольствие (‘Need A Little Sugar In The Bowl’).

По сути, она была создателем концепции ‘За свои права нужно бороться", но от имени женщин рабочего класса, а не привилегированных белых мальчиков Нью-Йорка.

Хотя в это время ее жизнь сильно отличалась от жизни большинства черного населения страны, она наслаждалась своим успехом и считала что она его заслужила своим трудом, путешествуя в своем собственном железнодорожном вагоне длиной 72 фута. Смит, в частности, отказалась изменить свое поведение, чтобы успокоить тех, у кого были более утонченные чувства. Она лишилась контракта со звукозаписывающей компанией, за то, что сплюнула на пол во время прослушивания. Согласно отчетам того времени, она ругалась как извозчик (русский перевод), пила виски как рабочий в порту, а знатоки блюза запомнили ее как обладательницу “тяжелого нрава”.

Бесс Смит
Бесс Смит

Однако, несмотря на все это, в период с 1920-по 1930 год она продала более 2 млн пластинок, причем среди ее почитателей были и белые зрители. Ее каталог включал песни при участии Луи Армстронга и пианиста Флэтчера Хендерсона. А названия таких песен, как «Downhearted Blues», «Jealous Hearted Blues», «Jailhouse Blues», «I' ain’t Nobody’s Bizness If I Do», «Nobody Knows You When You’re Down and Out» и сейчас на слуху и звучат часто по ТВ и радио в исполнении разных музыкантов. Всего за это десятиление она записала около 160 песен.

Во время Великой депрессии в США 1929 года, карьера и популярность Бесс Смит пошла на убыль. Появление новых исполнителей отодвинуло ее на второй план. Она стала больше пить. Финансовые дела пришли в упадок. Она развелась с мужем, который вел ее финансы.

Бесси умерла смертью, которая была очень жестокой и неожиданной для всех. В 1937 году на шоссе в штате Луизиана ее водитель машины, в которой она ехала, в темное время суток не заметил большой грузовик, который перегородил дорогу из-за поломки, и на всем ходу врезался в него. Раны были очень серьезные. Ей оторвало руку. Попутная машина доставила ее в госпиталь, в котором ее отказались принять из-за цвета кожи. Скорая повезла ее в другую больницу, но по дороге она скончалась из-за потери крови. Смит похоронили в могиле без опознавательного знака. И только в 1970 году ее преданнная поклонница Дженис Джоплин отыскала ее могилу и помогла оплатить установку надгробия на безымянной могиле Бесси Смит, событие, задокументированное певицей и автором Дори Превин в песне "Камень для Бесси Смит".

Что примечательно, через два месяца после этого Дженис Джоплин умерла.

Послушайте вот это: “Унылый блюз (Downhearted Blues)” отражает раскрепощенное отношение Смит: "У меня весь мир в графине, пробка у меня в руке / Я буду держать ее, пока вы, мужчины, не перейдете под мое командование".

Запись 1923 года.

==========================

Это третья часть о великих женщинах блюза. всем вам спасибо за высокую оценку моих статей. Моя нижайшая благодарность. Эта тема мне очень интересна, поэтому делюсь ею с вами. Пусть она не настолько популярна, как темы о том, как красить ногти или глаза, или готовить манную кашу, но зато здесь со мной истинные ценители настоящей музыки 20 века. И это еще не конец. Продолжение следует.

Женский голос блюза. Эпилог

Женский голос блюза. Вайнона Карр. Часть 5.

Женский голос блюза. Мэми Смит. Часть 4.

Женский голос блюза. Сестра Розетта Тарп. Часть 2

Женский голос блюза. Ма Рейни. Часть 1