Ма Рейни считают "матерью блюза", но ее имя не многим известно. Другие считают, что именно она была одной из первых исполнительниц, чьи песни помогли в дальнейшем изобрести рок-н-ролл. Вспомнить о ней и ее творчестве тем более будет уместно, что начала она свою карьеру почти 100 лет назад. Есть, на что оглянуться, есть, что послушать, а теперь и есть, что посмотреть - пару лет назад вышел художественный фильм - My Rainey's Black Bottom режиссера Джорджа Вольфа в главной роли Ма Рейни актриса Виолла Дэвис. В русской версии фильм проходит под названием "Ма Рейни - мать блюза". Возможно кто-то заинтересуется и посмотрит. Музыкальные биографические фильмы имеют свой только им присущий шарм. С чем связано такое внимание к певице в последнее время, трудно сказать. До этого ее фигура была мало заметна в истории джаза и блюза, несмотря на ее огромное наследие. Может быть пришло время воздать должное певице.
Ма Рейни (1886-1939)
Певица, руководитель группы, промоутер, звукорежиссер в записях, а в более поздние годы владелица концертного зала, Ма Рейни держала все в своих руках, когда будучи большой, черной, странной женщиной все было против нее. Более того, она ничего не скрывала о своем образе жизни, чтобы сделать себя более привлекательной для зрителей. Ее хриплый голос часто описывали как “стон”, в ее макияже использовалось больше густой черной краски, чем у среднестатистического участника группы The Cure, ее зубы были покрыты золотом, ее танцовщицы одевались как танцовщицы кабаре, и она не скрывала своих отношений с женщинами, которыми она наслаждалась несмотря на свой долгий брак с Уиллом "Па" Рейни. Возьмем, к примеру, текст ее песни “Докажи это на мне”, написанный после ее ареста за организацию женской оргии: "Вчера вечером гуляла с толпой моих друзей / Они, должно быть, были женщинами, потому что мне не нравятся мужчины".
Родившаяся в Колумбусе, штат Джорджия, Рейни сыграла важную роль в объединении дельта блюза с диксилендским джазом и менестрелями (варьете с черным лицом тогда называли культурной помойкой) и создала зрелище, созданное для сцен больших залов, а не для подъездов, которое было популярным для белой аудитории того времени и – в отличие от этих шоу менестрелей – расширяло возможности чернокожих. Ее называли "босс" и никто не смел ей перечить.
Одной из самых первых блюзовых певцов или певиц – мужчин или женщин – писавших собственную музыку, Рейни подписала контракт с Paramount Records и собрала свой каталог из более чем 100 записей, большинство из которых были написаны ей самой. Вернувшись в Колумбус в своем старческом возрасте (хотя она умерла в 53 года), она взяла на себя управление тремя театральными площадками. Она продолжала писать и исполнять свои песни, у нее было три театральных площадки, которые не простаивали без дела. Если к этому добавить еще и руководство группой, наставничество и управление всем бизнесом – Ма Рейни была одной из наиболее успешных женщин в музыкальной индустрии.
Ее фанатом был Боб Дилан. Он упоминает имя Ма Рейни в "Tombstone Blues’.
"Там, где раньше королева блюза Ма Рейни с Бетховеном
Раскатывали свой спальный мешок, сейчас
Репетируют музыканты с тубами, маршируя вокруг флагштока,
А Национальный банк продаёт с большой прибылью
Дорожные карты за людские души в дома престарелых и колледжи".
Послушайте еще вот это: "Блюз Бо-Долгоносика", названный в честь жука, который нападает на урожай хлопка, – это оригинал Ма, который отражает первозданный дух ее ранних выступлений.
Все предложенные записи сделаны в период 1924-1928 годов, поэтому их качество далеко не совершенно.
Вот такой получилась первая часть. Скоро последуют и другие. Жду ваших отзывов. Спасибо вам за ваше внимание.
Женский голос блюза. Сестра Розетта Тарп. Часть 2.
Женский голос блюза. Бесси Смит. Часть 3.
Женский голос блюза. Мэми Смит. Часть 4.
Женский голос блюза. Вайнона Карр. Часть 5.