В 1995 году, когда еще сама фраза «дистанционное образование» многим была непонятна, в ТГУ появилось новое подразделение, задачей которого была дистанционная трансляция знаний. На его базе появился Институт дистанционного образования, университет смог опередить время. И тогда, и сейчас институт выступает подразделением развития, во многом благодаря которому ТГУ известен в России как центр компетенций в области EdTech. Директор ИДО Михаил Шепель рассказал в интервью, чем институт живет сейчас, какие задачи ставит перед собой на будущее и почему команде ИДО любое дело по плечу.
– Михаил Олегович, подводить итоги за четверть века не просто, но что бы вы выделили в качестве главных достижений этого периода?
– Я считаю, что один из самых важных результатов – это креативная, сплоченная команда с огромным потенциалом.
Когда создавался наш институт, дистанционное образование было настоящим прорывом. Мы пошли дальше, поскольку были готовы меняться сами и изменять образовательное пространство. Мы «шагнули» в массовые открытые онлайн-курсы, педагогический дизайн, вообще в новую цифровую дидактику, начали развивать исследовательское направление в сфере передовых образовательных технологий.
Все вещи, связанные с процессами «change» в университете напрямую либо косвенно, идут при нашем участии. Результатом этой работы стал переход на новый масштаб – проекты федерального уровня.
Сегодня ИДО решает не только задачи развития университета, но вместе с ТГУ работает над решением задач, связанных с развитием отрасли в целом, например, в части «перезагрузки» вузовской системы ДПО под запрос рынка труда в новых условиях.
Наверное, можно говорить, что это звезды удачно сошлись и люди подобрались хорошие, но мне кажется, что институт изначально проектировался таким – с наличием здоровых амбиций и отсутствием боязни больших целей.
Основатель ИДО Владимир Петрович Дёмкин вспоминал: «1995 год, назревает проект дистанционного образования с американским университетом. Спрашивают: «Ну что, пойдете? Проект сложный». Отвечаем: «Да, один компьютер есть, пойдем».
Вот этот дух авантюризма – постараться взять цель, которая больше тебя изначально, и достичь ее – это было на старте проектировщиком заложено.
– Михаил Олегович, какие направления сейчас являются ключевыми в деятельности ИДО?
– Первое – это поддержание базового образовательного процесса в университете, работа в цифровой образовательной среде ТГУ – LMS, ВКС, методическое сопровождение студентов и преподавателей. Казалось бы, этот процесс давно сложился, но не случайно мы его называем «run», и без поддержки этого процесса ничто в университете работать не будет.
Второе важное направление – это EdTech. Сегодня наш институт отвечает за поиск и апробацию данных технологий в университете. Именно они делают образовательный процесс более интересным, а зачастую и более эффективным.
Сегодня мы не просто ищем новые технологии, но и разрабатываем их вместе с партнерами. Среди новых продуктов новая LMS-система Odin, наш программно-аппаратный комплекс АКТРУ, CRM система FLOW (комплексное цифровое решение для системы ДПО внутри университетов) и ряд других.
Третье направление – работа в онлайн и смешанном форматах. В этом году команда ИДО разработала три онлайн-магистратуры вместе с сильнейшими технологическими партнерами. У нас есть первоклассная продакшн-команда, которая способна не просто производить тот или иной контент.
Мы предлагаем полный цикл производства и сопровождения образовательных программ, реализуемых онлайн или в смешанном формате. Эти программы базируются на принципах цифровой дидактики, в них применяются новые инструменты педагогического дизайна, поэтому мы имеем полное право считать себя одним из центров компетенций в этой области в России.
Другое ключевое направление – развитие программ ДПО. Институт занимается не только созданием и продвижением собственных продуктов, но и оказывает поддержку другим подразделениям университета в части создания программ и вывода их на рынок.
– Какие задачи команда ИДО ставит перед собой на ближайшие годы?
– Перезагрузка вузовской системы ДПО, о которой я говорил, является частью еще более масштабной задачи, стоящей перед университетом, – это формирование постболонской системы образования.
Она должна быть полностью ориентирована на нужды страны, развитие экономики, рынка труда. Важным сегментом этой перезагрузки является именно ДПО как очень быстрый инструмент сонастройки основных образовательных программ с рынком труда.
В сфере ДПО мы видим два перспективных направления. Первое – это разработка стандартов и нормативов в области микростепени и микроквалификации, которые позволят более оперативно получить нужную компетенцию студенту и, что важно, быстро реализовать трудовую функцию по данному направлению, что сейчас не всегда возможно.
А с другой стороны – будет являться таким инструментом индивидуальной траектории внутри базового и специализированного высшего образования. На самом деле, это большая государственная задача, связанная с изменением нормативной базы, в том числе, возможно, закона об образовании, поскольку речь по сути идет о новом типе образовательных программ. Воплощение этих идей – это уже ближайшее будущее. Уже сейчас мы с нашими партнерами и с другими подразделениями университета формируем новую реальность в образовательном пространстве.
Если говорить о дальних горизонтах, то сегодня мы все сталкиваемся с ситуацией импортозамещения. Это затрагивает как высокотехнологичные отрасли производства, так и передовые образовательные технологии. Многие из них, равно как и передовые цифровые инструменты, были связаны с использованием западных разработок. Образование – та сфера, в которую должны прийти отечественные решения. Поэтому сегодня университет с помощью команды нашего института занимается созданием таких решений вместе с партнерами.
Здесь можно назвать и программный комплекс АКТРУ, CRM-систему для ДПО FLOW, платформу Роснавык и другие продукты ДПО. Причем пользователями этих решений являются уже тысячи людей по всей России. ТГУ закрепляет за собой это место – место центра компетенции в области передовых образовательных технологий.
Мы понимаем, что сделать это можно только сообща. Ни один университет не может взять и в одиночку построить весь EdTech. Точно так же ни одна крупнейшая техкомпания не может сказать, что она заменит университет.
Поэтому одно из стратегических направлений – это кооперация с отечественными техпартнерами. Сегодня мы работаем с VKгрупп, с Яндекс практикум, СберОбразованием, с которыми создаем совместные магистратуры.
На самом деле, это очень непростая ситуация, когда бизнес входит в экосистему университета, это всегда «искрит», потому что логика жизни университета совсем другая. Наша задача – добиться органичного сочетания, которое обеспечит синергетический эффект. Поэтому и принцип подбора команды в институте особый, в ней есть люди из самых разных сфер – люди с исследовательским бэкграундом, с педагогическим, очень много людей из бизнеса, айтишники и другие специалисты.
Такая команда в силу своей междисциплинарности способна решать самые разные задачи и тем самым обеспечивать лидерский статус университета в сфере EdTech.