Сегодня хочется обсудить такой вопрос. Нужен ли режим сна "особому" ребенку. Почему возник такой вопрос? Казалось бы, да какая разница? Живите вы так, как вам удобно, все равно дома сидите. Вот если ребенок нормик, он будет вынужден жить по режиму, по крайне мере в рабочие дни. Утром подъем и шагай в детский сад или в школу. В саду общий режим, дневной сон, и волей неволей детям приходится приспосабливаться, привыкать, а если не получается, то терпеть неудобства, но подчиняться большинству. В школе немного другие правила. Первая смена с утра встает, вторая может спать как хочет. И дома у всех свои порядки. Кто то приучает ребенка с раннего возраста к определенному режиму, а у кого то его практически нет. Когда возникают проблемы с ранним подъемом, кто обычно остается виноват? А если ребенок долго не может уснуть? Узнаете себя?
Вырастив четверых детей, я теперь для себя знаю точно. Режим сна - важен. А для ребенка с особенностями он жизненно необходим, при чем как для ребенка, так и для родителей. Но как это часто бывает, и я не являюсь исключением, пока ребенок маленький, волей не волей, режим соблюдается, хотя бы потому, что он привязан к кормлению, периодам сна и бодрствования. Как только малыш немного подрастает, мы, взрослые начинаем делать себе поблажки. Хочется подольше поспать, или наоборот, идет интересный фильм, досмотрим, пусть еще пол часика поиграет. Сидим в гостях, и ребенок рядом бесится. Уже поздно, но так хорошо сидим. По дороге домой он уснул, а дома проснулся и еще пол ночи прыгает. И если такие сбои режима единичные, пережить можно. Но когда это - норма, не стоит удивляться тому, что ребенок капризничает, плохо засыпает, трудно встает по утрам.
С особым ребенком бывает еще сложнее. Я не буду говорить обо все детях. Коснусь только своего сына и его диагноза.
Для тех, кто не в курсе или впервые на канале. У нашего младшего сына Савы синдром Дауна. Ему 13 лет и он учится в 7 классе коррекционной школы.
Когда Сава родился и мы пришли с роддома домой, он был слабенький и первый месяц спал много. Да же на кормление его иногда приходилось будить. Вообще мне казалось, что он у меня самый спокойный ребенок. Первые пол года я прекрасно высыпалась. Сава был на грудном кормлении, молока ему хватало. И эти пол года не было жесткого режима. Плюс минус час роли не играли. А потом нас положили в больницу в отделение кардиологии, т.к. были проблемы с сердцем. И вот там я взвыла. Кто лежал, меня поймет. Процедуры с семи утра, беготня по врачам, сон по времени. Общая палата с разновозрастными детьми. Для Савы видимо это было очень большим стрессом. После больницы я узнала, что такое ночная истерика . Ребенка как подменили. Месяца два приходили в чувство. И только все наладилось, как опять больница. Сава заболел, педиатр перестраховалась и выписала нам направление на госпитализацию. Но после осмотра , нам разрешили уйти на дневной стационар. Это было немного лучше, чем находиться в больнице постоянно. Но... к семи утра мы должны были являться на процедуры. Выторговав себе час мы приезжали к восьми, а с обеда уезжали домой. Но появились проблемы и с дневным сном. Сава еще спал два раза, а положить его не получалось. Опять начались истерики. И снова больше месяца приходили в чувство. К году я перевела его на один дневной сон и стала выстраивать его режим дня. Ориентировалась на садовский режим. Да, уже тогда мы планировали идти в сад. Но пошли, когда Саве исполнилось почти четыре года. Раньше нас не взяли. Дневной режим у нас был идеальный, а вот спать на ночь мы Саву укладывали по полтора-два часа. У меня сохранились записи, как это происходило. По совету психолога вела дневник. Когда я поняла, что с ночным сном проблема, то стала обращаться к разным специалистам. К сожалению помощи не получила. Все списывали наши проблемы на диагноз. А к проблеме укладывания добавились ночные истерики. Они могли продолжаться довольно долго, потому что Сава орал и никого к себе не подпускал. Оставалось только сидеть рядом и выжидать, когда он проорется и позволит хотя бы взять себя за руку. Невролог назначала препараты, от которых становилось только хуже. Психолог посоветовала вести дневник, записывать все: кто укладывает, как укладывает, сколько времени засыпал, когда проснулся и т.д. Кроме того я прочитала про ритуалы отхода ко сну и стала пробовать их вводить. После пяти лет истерики как то прекратились. А вот ритуалы стали действовать, когда Сава пошел в школу и мы отменили дневной сон. Правда еще продолжали сидеть с ним перед сном, но уже не по два часа, а минут по 20. В это же время мы выселили его из нашей комнаты. Ночные истерики прекратились, но он стал приходить к нам посреди ночи и укладываться с нами. Если у кого то из нас хватало сил, мы вставали и уводили его в свою комнату. Но иногда так хотелось спать, что проще было подвинуться. Последние года три Сава наконец то спит всю ночь у себя в комнате. Даже если он встает в туалет, то и возвращается к себе. Правда иногда может заглянуть утром и залезть под бочок понежится. И еще такой момент. Обычно дети любят спать с игрушками. Савка не любил, категорически не желала, все выкидывал из кровати. А лет в девять стал спать с медведем. То ли дорос, то ли игрушка понравилась. И до сих пор укладывает его себе под бочок.
Утренние подъемы проходили проще укладывания. Но все равно были "танцы с бубном". Наши детки отличаются завидным упрямством. И чтобы Сава не включал "осла", надо было поднять его без капризок. Иначе подъем мог растянуться на час или закончится моим психозом. Так что и с утра выработался ритуал. Проще поиграть с ним пять минут и он спокойно пойдет в туалет, чем пытаться заставить. Еще в машине всегда есть плед. Все мои дети любили досыпать в машине , пока мы ехали в сад или школу. Так как дорога занимает минимум 30 минут, они все любили подремать. Сава не исключение.
Правда он не спит, а вылеживает, играет на планшете или слушает песенки.
***
И так, что мы имеем сейчас. Лет с девяти Сава, не зависимо от каникул, выходных и рабочих дней, встает не позже восьми утра. Обычно , как в школу в половине восьмого. В школу нам ехать к девяти. Успевает покушать и переодеться. Вечером в районе половине девятого он приходит и заявляет: " Все, поздно, пора спать." Убирает игрушки, идет в туалет, чистит зубы и приходит за кефиром. Потом может попросить почитать ему или просто посидеть рядом. Иногда читает сам. На это уходит минут 10-15. Затем выключает свет и закрывает дверь. Я к нему заглядываю, когда сама ложусь спать. С десяти вечера мое свободное время. Но бывают и дни, когда ребенок заигрывается. Тогда напоминаю что время спать. Иногда соглашается сразу, а может попросить еще пять минут. Соглашаюсь всегда, потому что через пять минут он без упрямства переходит к "спальным ритуалам". В выходные и каникулы мы можем по спать по дольше. Сава сам встает, переодевается и идет завтракать. Либо греет то, что осталось от ужина, а может приготовить себе кашу или омлет.
Но все таки почему я стала писать про режим сна? Потому что неоднократно у меня возникает спор с некоторыми мамами, которые пытаются доказать, что наших детей не надо "мучить". Что дети "больные". Их невозможно научить. Они не могут. Они не хотят и т.д. А этих мам слушают другие мамы, у которых дети еще маленькие. И верят им.
Я не хочу никому ничего доказывать. Это бессмысленно да и не нужно. Но Буду писать про Савку. Возможно наш опыт будет кому то полезен. Конечно все дети разные. Но они точно не безнадежные. И если родители захотят, то их дети смогут очень многое.
Что то на меня сегодня нашло.