Сегодня можно считать установленными некоторые спорные факты о предвоенных политических событиях:
1. Внешнеполитические решения Сталина 1939-1941 годов были продиктованы не его страхом перед Гитлером, а иными соображениями.
Комментарий:
Ряд известных западных исследователей войны, скоро после ее окончания, разложили по аналитическим полочкам и документарным фактам предвоенную политическую авантюру лидеров ведущих европейских государств.
В этом отношении любопытна книга Л.Гарта "Стратегия непрямых действий. С V века и до наших дней."
Автор разделил политическую военную стратегию и сугубо военную стратегию.
Результатом именно политической военной стратегии стала политика Гитлера в Европе.
Гитлер действовал на опережение, с оглядкой на "болтовню" (Л.Гарт) западных лидеров и западной политической прессы, что разносили пропаганду про "Версаль", создавший угрозу Германии "по флангам" расположившихся европейских государств. Отсюда последовательные силовые решения Гитлером немецких проблем в Австрии, Чехословакии, Чехии, Польше, Норвегии, Греции, Западной Европе, на Балканах.
По мнению Л.Гарта, к войне на востоке против СССР Гитлера подталкивал Запад.
Это верно, как верно и то, что Запад проиграл первым от своей же "многоходовой" политики. И все-таки, именно Запад загнал Гитлера в ловушку с неизбежностью ведения Германией войны на два фронта:
"...., когда зашедший в тупик и полный страха Гитлер решился в июне 1941 года повернуть на восток и напасть на Советский Союз".
Лиддел Гарт сэр Бэзил Генри -Стратегия непрямых действий.- 1957 г. Электронная версия. Глава 17 "Начало падения Гитлера".
2. Политическое руководство СССР с 1933 года осознавало, что среди всеобщего враждебного большевистскому СССР окружения, непосредственным военным противником в будущем станет нацистская Германия.
Договоры СССР о военной помощи с Францией и Чехословакией, по факту являлись соглашениями против потенциальной германской агрессии.
С 1939 года военно-хозяйственные мероприятия страны были направлены на подготовку войны с конкретным противником-Германией (Читать: Д.Ф.Устинов "Во имя победы" Воспоминания).
3. Политическое руководство СССР знало о планах Германии на весну-лето 1941 года, знало о сосредоточении германских войск у западной границы страны, о количестве и родах войск, вплоть до бригадного звена и готовилось к отражению германской агрессии. Подробнее в авторской статье по ссылке.
4. Вторая мировая война, кроме военно-политических причин, стала следствием мирового экономического кризиса (Великой депрессии) 1929-1939 годов.
"Великая депрессия" на Западе чудесным образом прекратилась с началом Второй мировой войны. Подробнее в авторской статье по ссылке.
Комментарий:
С этим согласны и многие приверженцы "Суворова-Солонина и Ко.".
Остается неизменной в их антибольшевистской настойчивости версия, что все предвоенные действия Сталина продиктованы его планами завоевать Европу.
Прямых "улик" в доказательство агрессивных антиевропейских намерений Сталина у антисталинистов нет. Обвинительные версии строятся на умозаключениях. И в основном по поводу двух фактов, лежащих, как бы, на поверхности истории:
-отсутствие утвержденных планов Генерального Штаба РККА на оборону страны;
-особенности сосредоточения войск РККА в непосредственной близости западных границ страны.
Что на это возразить, на первый взгляд все так и было.
Действительно, до сих пор не обнаружены документы, которые в отдельности или в совокупности, можно было бы назвать утвержденным и принятым к исполнению планом обороны СССР.
Из этого факта пропагандируются две версии:
-версия первая, мол оборона страны не предполагалась, а потому не планировалась;
-версия вторая, мол оборона страны не планировалась потому, что в военно-политической стратегии Кремля окончательно укрепилась мысль напасть на Германию (или на Европу?).
Доводы авторов, начиная с Суворова, что Сталин готовил нападение на Германию в 1941 году абсурдны, поскольку в это время: "Гитлер был наиболее силен в военном отношении и его империя относительно послушна",
Ричард Ч.Раак "Роль Сталина в развязывании Второй мировой войны".
С мнением об абсурдности рассуждений о планах Сталина пойти войной против Западной Европы в 1938; 1939; 1941 и даже в 1942 годах, выступили на конференции, посвященной годовщине немецкого нападения, проходившей в итальянском Белладжио в 1991 году, серьезные историки войны: Герд Юбершар (немец), Александр Даллин (русский), Карл Дрекслер (немец), Джонатан Гаслам (англичанин).
Действительно и другое-до сих пор не обнаружен и план нападения советских вооруженных сил на Германию, тем более на Европу.
Зачем же так целенаправленно и активно доказывается, что Генеральный Штаб РККА не разработал и не утвердил в Кремле план обороны, и вовсе игнорируется факт отсутствия такого же плана нападения?
В этой связи может показаться странным, что ни обвинители советов, ни их защитники до сих пор не озаботились собрать в единый документ, так называемые "красные пакеты", что лежали под грифом "совершенно секретно" в сейфах командующих и командиров РККА от полков и выше.
Возможно, "красные пакеты" собранные воедино, показали бы истинную задачу на оборону или нападение, поставленную перед советскими вооруженными силами в 1941 году.
А кроме того, стала бы наглядной, а не вымышленной картина развертывания и комплектации советских войск накануне 22 июня 1941 года.
Антисоветским исследователям выгодно отсутствие планов как обороны, так и нападения. Проще выдумывать версии об агрессивных сталинских замыслах указывая, в том числе, на сосредоточение советских войск у западных границ СССР.
О планировании и особенностях сосредоточения советских войск накануне войны автору сказать нечего.
Рядом с толпой послевоенных "специалистов в теме", автор дилетант.
И все-таки.
Факт сосредоточения советских войск первого эшелона в непосредственной близости советской западной границы никем не оспаривается.
Спорят о другом - было или не было достигнуто планового развертывания войск Красной Армии к 22 июня 1941 года.
Например, советские военачальники, участники первых дней войны, в своих воспоминаниях и мемуарах, как под копирку, сообщают о перемещениях их частей к местам дислокации ("красные пакеты") под немецкими авианалетами и обстрелами. Или рассказывают о прибытии к месту назначения управления армии (дивизии, корпуса) без личного состава, либо артиллерии без боекомплектов, и тому подобное.
О целях и обоснованности (целесообразности) географии сосредоточения советских войск.
"И совсем другие условия, а следовательно, и соображения могли возникнуть, если стратегическим замыслом предусматривалось проведение в начале войны оборонительных операций по отражению агрессии".
"Но такой способ стратегических действий тогда не предполагался".
Гареев М.А., генерал армии, военный историк, ДИН, профессор. Журнал "Мужество" №5 1991 г.
На мой взгляд, довольно странное утверждение именитого и официального военного историка.
Если генерал располагает документами, то мог бы на них и сослаться, а императивно заявлять, что оборона страны не предполагалась без опоры на источник, или не будучи участником предвоенного планирования, не солидно.
Если исследователи войны не располагают советским планом обороны или советским планом нападения, почему не обратить внимание на единственный нормативный документ, действовавший в тот период, - Полевой Устав РККА (ПУ-39).
Полевой Устав 1939 года, это Закон, регламентирующий как стратегию нападения, так и вопросы обороны.
В войне признается только два способа боевых действий: нападение и оборона. Все прочее лишь их тактико-оперативное развитие.
Одной обороной войну не выиграть-это классика.
И основная идея, заложенная в Полевом Уставе 1939 года.
"Оборона нашей Родины есть активная оборона".
Глава первая. Общие вопросы. П.2
Что это означает в боевой обстановке?
"На всякое нападение врага Союз Советских Социалистических республик ответит сокрушающим ударом всей мощи своих вооруженных сил.
Если враг навяжет нам войну, Рабоче-Крестьянская Красная Армия будет самой нападающей из всех, когда-либо нападавших армий.
Войну мы будем вести наступательно, с самой решительной целью полного разгрома противника на его же территории".
Там же.
Об обороне:
"Оборона будет нужна всякий раз, когда нанесение поражения противнику наступлением в данной обстановке невозможно или нецелесообразно".
Там же, п.14
Так ведь Полевой Устав РККА, и есть план обороны страны.
Военно-политический Закон!
Задачей Генерального Штаба РККА оставалось военно-техническое обеспечение нормативно-уставных требований.
Вот где надо бы искать причину трагедии начального периода войны.
Однако, и тут не все так просто и ясно.
Если вернуться к совещанию в Москве в декабре 1940 года высшего командного состава Красной Армии и внимательно перечитать все выступления в прениях по основным докладам, то еще раз убедимся в том, что военной руководство всех уровней не имело единого понимания природы войны, показанной Вермахтом в стратегии завоевания Европы. За короткий срок, что оставался до 22 июня 1941 года, армия была просто не в состоянии решить все стоящие перед ней проблемы. Подробнее в авторской статье по ссылке.
Суть противоречий, как в зеркале, отразилась в Полевом Уставе 1939 года, так и оставшемся временным, не утвержденным до 1943 года.
Полевой Устав 1939 года связывал, ограничивал Красную Армию: -с одной стороны, оборона наступательная, но с другой стороны, допустима лишь в ответ "На всякое нападение врага...."
Попробуем взглянуть на смысл Устава с другой точки зрения.
Его суть отражает политику Сталина: спровоцировать Германию на агрессию против СССР, а затем.......
О военной провокации на агрессию подробнее в авторской статье по ссылке.
Советский Союз не мог себе позволить первым открыть боевые действия против Германии, тем самым объявить себя агрессором.
Причин тому много.
Потому, провоцирование Гитлера началось сразу после подписания Германо-Советского договора 23 августа 1939 года и продолжилось в 1940.
Требования Молотова (Сталина) к Гитлеру во время визита в Берлин в ноябре 1940 года, фактически аннулировали мирные договоренности 1939 года.
Если анализировать нормы Полевого Устава РККА 1939 года в части "ответного удара" и "до полного разгрома противника на его территории", то может стать более понятной логика планов размещения и сосредоточения советских войск в западных военных округах.
Вполне возможно, что зная порядок сосредоточения германских войск и направление удара по СССР, советское военно-политическое руководство первоначально ставило встречные задачи перед командованием западных военных округов:
-задачей Западного Особого военного округа (Западного фронта) могла быть устойчивая оборона, сдерживание ударных сил Вермахта.
-задачей Юго-Западного Особого военного округа (Юго-Западного фронта) мог быть "сокрушающий удар" с выходом в Румынию и далее.
Западный фронт рухнул, не выполнив поставленной задачи на оборону. Следом, был опрокинут весь первоначальный советский план войны.
За это судим и расстрелян командующий Западным фронтом генерал Павлов.
Статья автора по теме:-Вопросы вервых дней войны, когда война еще не стала Отечественной".
Мнения автора спорно, признаю.
Продолжение темы по ссылке.
С уважением к подписчикам и читателям, автор.